Рассмотрены вопросы металлогенического моделирования рудообразующих систем в поисковых целях при исследовании флангов и глубоких горизонтов разрабатываемых месторождений. Объектом исследования является анализ геолого-геохимических условий рудонакопления различного минерального состава и концентрирования полезных компонентов в различных сечениях Талнахской рудоформирующей системы. Минеральная и геохимическая зональности месторождений отражают степень контаминации первичных силикатных и магматических расплавов коровым материалом. На западном и южном флангах рудоформирующей системы рудная минерализация представлена низкосернистыми ассоциациями минералов группы халькопирита и специализирована на Cu - Ni - Co.
И.В. Тищенко
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия ighor.tishchienko.70@mail.ru"
Ключевые слова: Пневмомолот, ударник, частота ударов, энергия ударного импульса, стержневой элемент, статическая нагрузка, сопротивление грунтовой среды, скорость погружения
Страницы: 202-207
Создана лабораторная модель пневмомолота с массой ударника 4 кг и ступенчатым регулированием ударной мощности за счет ее частотной компоненты. Приведены ее фактические энергетические характеристики в зависимости от варианта настройки. В эксперименте погружаемый стержень подвергался комбинированному воздействию в виде периодических ударных импульсов в сочетании с дополнительной статической нагрузкой. Получены эмпирические графические и расчетные зависимости влияния частоты ударов и величины внешнего силового воздействия на скорость внедрения обсадной трубы в грунтовый массив при условии требуемого порогового значения энергии модели пневмомолота, необходимой для преодоления сопротивления грунта.
Предложен метод точной количественной оценки социально-экономической пространственной дифференциации, основанный на законе Ципфа. Проведен компаративный анализ демографической, социальной, экономической, инве стиционной и бюджетной дифференциации на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях (на примере Иркутской области). Выявлено, что демографическая (оцененная по численности населения), экономическая (по объему отгружен ных товаров собственного производства), производственная и инвестиционная (по объему инвестиций в основной капитал) дифференциация проявляется кратно сильнее на внутрирегиональном уровне в Иркутской области, чем между регионами Российской Федерации. Социальная (оцененная по среднемесячной заработной плате) и бюджетная (по фактическому объему доходов и расходов консолидированных бюджетов) дифференциация, напротив, сильнее в межрегиональном разрезе, чем во внутрирегиональном.
Проведено исследование качества и уровня жизни населения муниципальных образований Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края в условиях типизированной региональной политики, мероприятия которой направлены на повышение человеческого потенциала региона в целом, без учета индивидуальных особенностей каждо го муниципалитета. Для региона характерны значительные внутрирегиональные диспропорции по социально-экономи ческому развитию муниципальных образований, отражающиеся на качестве жизни населения, что позволяет обо значить проблемы и перспективы человеческого развития. Показано, что для успешного развития человеческого потенциала необходима эффективная реализация мероприятий, предусмотренных стратегическими программами социально-экономического развития муниципальных образований Байкальского региона. Предложены приоритетные направления повышения человеческого потенциала по семи группам муниципальных образований, выделенных по при знакам географического положения и соотношениям городского и сельского населения - урбанизированным, малоурба низированным, сельским, северным, приграничным, пригородным, примагистральным. Учет территориальных особен ностей региона позволит более правильно определить векторы развития человеческого потенциала.
Проведены испытания, выполнены расчеты и оценка сдвиговых характеристик отвальной массы с учетом нескольких вариантов образования оползня. Представлены результаты исследований, позволяющие оптимизировать проектные параметры формирования внешних отвалов с получением значительного экономического эффекта.
Е.Ю. Русский, Н.В. Панова
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия geomining@mail.ru"
Ключевые слова: Шахтный вентилятор, рабочая лопатка, напряженно-деформированное состояние, вынужденные и собственные частоты колебаний, Ansys
Страницы: 223-226
Представлены результаты исследования влияния различных конструктивных исполнений лопаточного узла на его НДС в различных режимах работы. Установлено, что при диаметрах рабочих колес до 3000 мм часть элементов лопаточного узла вызывает значительную концентрацию напряжений. Даны рекомендации по проектированию такого рода лопаточных узлов.
A. V. Simakov, S. N. Pavlova, N. N. Sazonova, V. A. Sadykov, O. I. Snegurenko, V. A. Rogov, V. N. Parmon, I. A. Zolotarskii, V. A. Kuzmin and E. M. Moroz
G. K. Boreskov Institute of Catalysis, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentyeva 5, Novosibirsk 630090 (Russia), E-mail: pavlova@catalysis.nsk.su
Страницы: 263-270
Ni, Pt, lanthanum nickelate with and without Pt supported on corundum carrier either pure or promoted with CeO2–ZrO2 were tested in partial methane oxidation (POM) to synthesis gas under conditions (high temperature, short contact time, highly diluted gas mixture, small catalyst grains) providing studying of the intrinsic kinetics. The phase composition and reducibility of catalysts were characterized with XRD and TPR technique. The influence of catalyst composition on the catalyst performance has been studied. The self-sustained oscillations of methane conversion and products concentration have been observed. The nature of those oscillations is discussed taking into account the intrinsic properties of the catalysts clarified with TPR and XRD.
В. А. Неронов, М. А. Корчагин*
"Институт теоретической и прикладной механики СО РАН, ул. Институтская, 4/1, Новосибирск 630090 (Россия) *Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН, ул. Кутателадзе, 18, Новосибирск 630128 (Россия)"
С использованием разработанной электронно-микроскопической методики in situ изучено взаимодействие бора с титаном, цирконием, гафнием, ниобием и танталом на образцах в виде частицы одного реагента, лежащей на пленке другого. С помощью микродифракции и темнопольного изображения определены фазовый состав образующихся продуктов и их распределение в реакционной зоне, формирующейся в окрестности отдельной частицы. В изученных системах важную роль играют расплавы. Предложена схема взаимодействия компонентов в порошковых смесях. Уточнено существование некоторых боридов.
О. М. Хлыстов, В. Д. Мац, М. де Батист
Ключевые слова: Непрерывное сейсмическое профилирование, сейсмостратиграфия, корреляция, осадки оз. Байкал.
Страницы: 373-383 Подраздел: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛИМНОЛОГИИ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ ОСАДКОВ ОЗЕРА БАЙКАЛ
Рассмотрены строение фундамента и осадочного чехла юго-западного окончания Северо-Байкальской впадины. В фундаменте выделены структуры второго порядка (Маломорская и Заминская впадины, Зундукско-Заминский горст), осложненные структурами третьего порядка. В Маломорской и Заминской впадинах выделена серия кулисообразно расположенных суббассейнов, вытянутых в северо-восточном направлении, свидетельствующих о роли правостороннего сдвига в формировании структур этого района, дополняющего смещения по листрическим сбросам. С помощью методов сейсмостратиграфии и по данным изучения поверхностного слоя осадка по грунтовым трубкам, осадочный чехол разбит на три сейсмотолщи, разделенные несогласиями и скоррелированные с отложениями, обнаженными на прилегающей суше в Приольхонье: сейсмотолща А'(Х) – с нижнесреднеолигоценовой уларьярской свитой, сейсмотолща А – с нижнесреднемиоценной тагайской свитой, и сейсмотолща В – с верхнемиоцен-плиоценовой сасинской свитой и четвертичными отложениями. Также проведена корреляция с кернами скв. BDP-96 и BDP-98. В Малом Море в верхней части разреза сейсмотолщи В выделена сейсмопачка, скоррелированая со слоем мелкозернистых песков, широко распространенных здесь. В пределах Маломорской впадины намечены три депоцентра сейсмотолщи В, свидетельствующие о наличии здесь крупных озер еще до заключительной стадии трансгрессии со стороны Северного бассейна. Новые данные показывают, что эта часть Байкальской впадины имеет сложное строение и непростую историю развития, которые будут детализированы и уточнены в ходе дальнейших исследований
В центре внимания автора статьи управление как важнейшая функция любой организованной системы, в том числе и образования. Основная цель здесь – нахождение оптимальных нормативно-правовых условий, обеспечивающих реализацию общегосударственных интересов в образовании.
Современная духовная жизнь России характеризуется критическим переосмыслением ценностей, утвердившихся в прежние годы. Процессы, происходящие в образовании, оказывают существенное воздействие на духовное обновление общества (и наоборот); как результат, повышается статус образования как социального института и усиливается его влияние на духовную жизнь общества. Проблема образования в современных условиях - это не просто подготовка образованного специалиста, а создание человека духовного, гуманного, экологически ориентированного.
Н. Н. Савина
Новосибирский гуманитарный институт; Новосибирский государственный аграрный университет, nn_savina@mail.ru
Ключевые слова: детерминизм, свобода, делинквентность, гиперактивность, психотизм, нейротизм, антисоциальное поведение
Страницы: 249-255
В условиях социального кризиса общества вопросы правонарушающего поведения подростков имеют особую актуальность. В статье показано, что объективные условия жизни порождают реальную возможность вышеобозначенного поведения. Отношения к данным возможностям определяются личностными факторами подростка. Роль последних (личностных факторов) в формировании преступной личности также велика, как и роль неблагоприятного социального окружения. Показано, что существует тесная связь психотизмом, нейротизмом и криминальным деликвентным поведением личности подростка.
О. П. Пономаренко
Алтайский государственный аграрный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: культурная политика, система образования, модель культурной политики
Страницы: 201-206
В статье анализируются модели российской культурной политики «советского» и «постсоветского» периодов, определяются положительные и негативные моменты в процессе управления культурной жизнью общества. В современных условиях российского общества функция культурной политики в области образования приобретает существенное значение для развития отечественной культуры. Культурная политика в сфере образования призвана обеспечить оптимальное соотношение в культуре пластов прошлого и современного. При отсутствии органичной связи между культурой прошлого и настоящего ослабевает приобщенность людей к уже накопленному опыту прошлых поколений, в результате чего они утрачивают социальную ориентированность в современном окружении. Автором предлагаются оптимальные пути совершенствования культурной политики в сфере образования.
Е. В. Крум
Тывинский государственный университет, evkrum@mail.ru
Ключевые слова: модульно-рейтинговая технология обучения, учебно-технологические карты, информатизация процесса обучения, индивидуализация, дифференциация
Страницы: 250-257
Последние годы отмечены интенсивным внедрением в образовательный процесс инновационных технологий. В данной статье рассматривается созданная автором модульно-рейтинговая технология обучения геометрии, предназначенная для студентов педвузов. Учебно-методический комплекс, в состав которого входят авторская программа, учебно-технологические карты и электронный учебник-экзаменатор, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения. Комплекс создает условия для активной самостоятельной деятельности студентов, необходимой для осуществления качественной подготовки будущих учителей математики.
Е. Г. Евдокимова
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, a1-ero@ yandex.ru
Ключевые слова: гуманитарные основания результативности, смысловое взаимодействие, метафоры взаимодействия
Страницы: 232-238
В статье рассматривается актуальный для образования вопрос об условиях, способствующих вовлечению обучающихся в смысловое взаимодействие, основанное на их понимании смыслов происходящего. Обосновывается необходимость дополнительной организации смысловой ориентировки обучающихся к ситуации, открывающей возможность последующего понимания не только информации, но и смыслов текстов, отношений высказываний и продуцирования собственных. Совместная организация условий педагогической ситуации, вербализация значимых тем и представлений способствует, по мнению автора, решению поставленной задачи. Наиболее походящим способом фиксации результативности смыслового взаимодействия в виде появления смыслов обучающихся автор связывает с диагностической функцией метафоры.
М. М. Семаго
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Московский городской психолого-педагогического университет, intpsychol@mail.ru
Ключевые слова: субстанциональные основы, триадность, постнеклассическая методология, модель психического развития
Страницы: 226-234
Статья посвящена проблеме определения логико-аксиологических основ психологии развития, выделения онтологических категорий современного постнеклассического этапа научного знания. Обосновывается необходимость смены бинарной системы анализа на триадичную. Приводится исторический экскурс развития систем анализа от бинарного к триадному, прогноз их дальнейшей динамики. Описываются существующие в различных предметных областях науки (в том числе в психологии) системы триадичного анализа. На основе триадичной парадигмы предлагается модель психического развития, где в качестве единиц анализа берутся регуляторный, пространственный и аффективный параметры, актуализирующиеся в наблюдаемых психологических феноменах.
"В. В. Кольга1, А. С. Тимохович2"
"1 Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, kolga@sibsau.ru 2 Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, TAStepanich@yandex.ru"
Ключевые слова: военное профессиональное образование, современная система подготовки офицеров, организация военной подготовки в техническом вузе
Страницы: 246-251
Статья посвящена организации военной подготовки в техническом вузе. В ней показаны проблемы и противоречия современной системы подготовки офицеров, изучен исторический опыт развития военного образования в России, представлена система военного образования подготовки офицеров-ракетчиков в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М.Ф. Решетнева, (военное профессиональное образование, профессиональная педагогика).
Т. Ю. Микрюкова
Кемеровский государственный университет, psychology@kemsu.ru
Ключевые слова: инновационные программы, ценности культуры, субъект образования, личностная активность
Страницы: 230-236
Инновационная модель общества будет продуктивной и устойчивой лишь в том случае, если образование сможет опереться на базисный элемент своего развития - ценности культуры. Изучение активности человека с исторической точки зрения способствует формированию представления о культурно-исторических предпосылках становления современной личности. В данной работе автором рассматриваются мировоззренческие позиции субъектов, живших в различные исторические периоды и оказавших влияние как на современников, так и потомков. Человек здесь выступает как субъект психической активности, а значит, его мировоззрение косвенным образом меняет мировоззрение всех людей, и человечество в целом совершает скачок в своем развитии.
Д. В. Легенчук
Курганский государственный университет aua.80@mail.ru
Ключевые слова: синергетика и преемственность, система образования, образовательная деятельность, непрерывное образование, многоуровневое образование, теория самоорганизации
Страницы: 222-226
В статье рассматриваются синергетические основы преемственности среднего и высшего профессионального образования в условиях модернизации российского образования. Рассматриваемая система профессионального образования саморазвивается, а импульс для саморазвития несут все субъекты образовательной системы, ориентированные на социальные условия развития общества в целом.
С. А. Тетенов, И. С. Морозова
Кемеровский государственный университет serg-set@mail.ru, Evm777@pisem.net
Ключевые слова: самоактуализация личности, субъектность, социальность и деятельность как факторы самоактуализации
Страницы: 228-233
Целью данной статьи является эмпирическое доказательство возможности целенаправленного влияния на процесс становления самоактуализирующейся личности. В статье сделана попытка выявить факторы и стадии самоактуализации личности, а также определяется соотношение понятия самоактуализации со смежными понятиями. Главная тема статьи - субъектность, социальность и деятельность как факторы самоактуализации личности. В первой части на основе теоретического анализа авторами выделяется ряд стадий личностного развития, при последовательном прохождении которых возможно возникновение самоактуализации личности. Вторая часть посвящена описанию эмпирического исследования влияния факторов субъектности, социальности и деятельности на степень самоактуализации личности.
В статье поднимается проблема электоральной пассивности современной российской молодежи. Дан анализ конформистского и нонконформистского поведения студентов. Раскрыты некоторые особенности включения молодежи в процесс формирования общественного мнения по актуальным социально-политическим вопросам.
Н. С. Помогаева
Таганрогский государственный педагогическийинститут litfaktgpi24909@rambler.ru
Ключевые слова: логика и язык, лингвистика, предложение, сочинение и подчинение
Страницы: 271-278
В статье рассматривается история соотношения сочинения и подчинения - тема до сих пор в лингвистике специально не рассматривавшаяся и остающаяся спорной. Целью данной статьи является анализ истории развития учения о сочинении и подчинении с точки зрения логических форм мышления. Автор исследует сочинение и подчинение в рамках философии науки, а предметом исследования являются синонимичные отношения между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями с точки зрения единства формы и содержания.
Изложение материала осуществляется исторически последовательно, с соблюдением логического подхода, повествование ведется по линии постепенного сужения материала: сначала характеризуется язык в целом, затем совершается переход к синтаксису, далее - к предложению, и наконец - к сочинению и подчинению, а затем к сложносочиненным и сложноподчиненным предложениям.
В статье анализируется роль рекламы в управлении здоровьем в условиях информационного общества. На основе социологических исследований показана значимость здоровья для личности и общества. Реклама рассмотрена как субъект-объектное взаимодействие с целью повышения информированности. Показаны противоречия, связанные с представлением о здоровом образе жизни как объекте рекламы. Обоснована роль социальных практик управления здоровьем с позиции здоровьесохранительного поведения индивида как наиболее оптимальной модели субъект-субъектного взаимодействия.
Л. П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России zalex82@list.ru
Ключевые слова: миграционные процессы, языковое образовательное пространство, интеграция, родной язык, неродной язык
Страницы: 224-231
В статье обосновывается актуальность исследования языкового образовательного пространства с учетом современных миграционных процессов. Интеграция мигрантов представляет собой сложный общественный процесс, который затрагивает многие стороны социально-экономической жизни, в том числе и процессы языкового образования. Миграционные процессы, обусловленные развитием информационного общества и глобализацией, изменяют архитектуру языкового образовательного пространства.
E.J. Gao, M.C. Zhu, L. Liu, W.Z. Zhang, Y.G. Sun
Laboratory of Coordination Chemistry, Shenyang University of Chemical Technology ejgao@yahoo.com.cn
Ключевые слова: adduct of 2-aminobenzothiazole and 2-hydroxy-3-naphthoic acid, hydrogen binding, luminescence
Страницы: 1065-1067
The adduct of 2-aminobenzothiazole (1) and 2-hydroxy-3-naphthoic acid (2) is synthesized by the normal temperature volatilization method. The crystal belongs to the monoclinic system, P21/c space group. It crystallizes with two independent molecules in the unit, the two independent molecules forming helices through hydrogen bonds. The luminescence property of 1, 2, and the adduct (1·2) were studied at room temperature.
Е. А. Дорожинская
Сибирская академия государственной службы dorozhinskaya@sapa.nsk.su, sofia_1974@mail.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, организация образовательного процесса, технологизация образовательного процесса, инновационные методы обучения, андрагогика, «проблемное» обучение
Страницы: 250-258
Автор анализирует основные тенденции развития образовательной среды в рамках высшего образования, особенности мотивации «взрослых» обучающихся, исследует сложившиеся классификации инновационных методов применительно к гуманитарным дисциплинам, особенности их применения, а также определяет значимость технологизации учебного процесса. Ставится вопрос о необходимости применения разнообразных инновационных методов преподавания применительно к объективно существующим социальным реалиям.
Т. В. Чапля
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета chap_70@mail.ru
Ключевые слова: коммуникация, искусство, символ, знак, формы взаимодействия
Страницы: 247-253
Автор анализирует содержание и развитие основных форм коммуникации (в зависимости от направленности взаимодействия) в истории мирового искусства. В статье рассматривается специфика искусства как одной из форм существования человека в мире и особенности языка искусства. Показана взаимосвязь форм коммуникации с историческими процессами и научными открытиями. Таким образом, обоснована взаимосвязь этих процессов с процессами развития искусства и формами коммуникации.
Е. А. Самойлов
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия evge-samojlov@yandex.ru
Ключевые слова: компетентностно ориентированное образование, компетенция, ключевые компетенции, коммуникация, сотрудничество
Страницы: 281-289
В статье раскрывается сущность понятий «компетенция», «ключевая компетенция». На основе идей экзистенциализма, положений концепции управления открытыми организационными системами и универсальных общесистемных закономерностей обосновывается, что коммуникацию и сотрудничество следует рассматривать в качестве ключевых компетенций субъекта в информационном обществе.
В. В. Находкин
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова nahodkin_vasily_@mail.ru
Ключевые слова: модель психолого-педагогического сопровождения, личность, отбор в спорте, психическое состояние, педагогическая поддержка, обеспечение надежности, психологическая подготовка
Страницы: 207-216
В статье рассмотрены теоретические основы, методология и модель психолого-педагогического сопровождения юных спортсменов (цели, задачи, особенности, этапы комплексного обеспечения, методы и формы, закономерности, условия и предполагаемые результаты), его практическая значимость в детско-юношеском спорте.
Приводятся теоретические результаты по описанию перехода от регулярной структуры волны газовой детонации к нерегулярной. На основе оригинальной модели определен управляющий параметр. При превышении критического значения данного параметра решение, моделирующее пульсирующий ячеистый фронт волны, переходит от регулярного циклического (квазистационарного) режима к апериодическому, ячейки начинают существенно различаться по размерам. Сформулированный критерий качественно и количественно хорошо согласуется с известными экспериментальными данными.
Экспериментально исследованы условия возбуждения плоской детонационной волны. Обнаружена независимость процесса от начального давления. Объяснение этому основано на концепции о ведущей роли соударений поперечных волн в инициировании и распространении детонации. Размер эффективной зоны, ответственной за инициирование детонации, близок к размеру химпика. Предложены формулы для оценки энергетического эквивалента инициатора, основанного на принципе трансформации плоской детонационной волны в сферическую, цилиндрическую или плоскую детонацию при дифракции исходной волны на выпуклом угле. Основные аналитические выводы концепции подтверждаются экспериментальными зависимостями.
Экспериментально изучалась возможность перехода от дефлаграции к детонации смесей СН4 + 2(O2 + βN2) и 2Н2 + O2 + βN2 (β = O÷3,76) в загроможденном пространстве. Для загромождения использовались в различных комбинациях три тонкостенные металлические концентрические сферы-турбулизаторы с большим количеством отверстий. Коэффициент проницаемости сфер составлял 0,1÷0,4, соотношение диаметров 1:2:4. Переход от дефлаграции к детонации в первой смеси наблюдался при β≤ 1, а во второй – при β≤3,2.
А. В. Смельчаков
Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева внутренних войск МВД России SAleksandrV@mail.ru
Ключевые слова: высшее военное учебное заведение, модель педагогического процесса подготовки офицера-преподавателя
Страницы: 234-241
В связи с переходом на новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и проводимое реформирование военного образования автор статьи на основе анализа существующей системы подготовки офицеров к профессионально-педагогической деятельности предлагает модель подготовки офицеров-преподавателей к профессионально-педагогической деятельности. Предложенная модель основывается на личности офицера-преподавателя, его профессионально-педагогической деятельности и компетенциях, составляющих профессионально-педагогическую компетентность офицера-преподавателя высшего военного учебного заведения внутренних войск Министерства внутренних дел России.
В. Н. Введенский
Белгородский государственный институт искусств и культуры vvedenskij@yandex.ru
Ключевые слова: глобализация, культура, новая философия образования, адаптация, интернализация, воспитание
Страницы: 196-200
На основе рассмотрения процесса глобализации как нового этапа интеграции и колонизации народов и их культур автор предлагает рассматривать культуру в качестве средства адаптации и защиты человека в условиях необратимой глобализации. Автор делает вывод о том, что характер реализации новых образовательных идей в глобализирующемся мире напрямую зависит от институциональных факторов и установок государства и общества.
Ю.Н. Белокопытов
Сибирский государственный технологический университет, Красноярск iura.belov@yandex.ru
Ключевые слова: образ мира личности как целостное образование, механизм самоорганизации, регуляция поведения личности, фрактальность образа мира и реального мира, фрактальные структуры окружающего мира, фрактально-синергетическая модель образа мира личности, «золотое сечение» как основополагающий механизм, особенности исследования образа мира
Страницы: 186-193
Статья посвящена анализу образа мира личности. Автор предлагает фрактально-синергетическую парадигму для исследования данного феномена. С точки зрения автора, самоорганизация образа мира непосредственно влияет на изменение поведения личности. Физический мир, нейронные сети человеческого мозга и личность как психологическая система образуют единую многоуровневую систему. Ее становление, функционирование и развитие определяются неделимыми синергетическими принципами. Механизмы самоорганизации образа мира личности адекватны механизмам самоорганизации социально-психологических систем. Они взаимозависимы и влияют на самоорганизацию разноуровневых структур. Приводятся экспериментальные данные влияния образа мира личности на ее поведение.
Для металлов, склонных к хрупкости при ползучести, сформулирован диссипативный критерий разрушения. Описана методика определения параметров, представлены их значения и кривые ползучести ряда материалов.
Исследуются задачи о действии нормальных и касательных нагрузок на неоднородный стареющий вязкоупругий слой в предположении, что характерный размер области активного загружения слоя гораздо больше его толщины. Найдены приближенные решения задач. Обсуждаются различные частные случаи.
М.Ю. Веркутис
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск mikeura@mail.ru
Ключевые слова: реформа образования, философская антропология, образовательный процесс, концепция человека
Страницы: 229-233 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Реформы, проводимые в системе образования, помимо прагматических целей, обусловлены еще и определенным пониманием субъекта образовательного процесса. Неверная концепция человека, лежащая в основе социальной инженерии, может привести сам проект к краху. Поэтому не случайно классические образовательные проекты возникали на основе определеной философской антропологии. В статье рассматривается один из таких проектов, предложенный выдающимся немецким философом И. Г. Фихте. Делается вывод, что и современные реформы образования должны учитывать «человеческий фактор» в своем осуществлении, исходить из определенного понимания человека, которое не должно быть плоским.
С.И. Черных1,2, О.Б. Кравченко1 1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск 2560380@ngs.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
Ключевые слова: право, личность как субъект образования, личность как субъект права, наука, социальная философия, образование, философия образования, интеграция образования и права, личность, социум
Страницы: 258-263 Подраздел: ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор рассматривает категорию «субъект права» в дискурсе философии образования. При этом основополагающими тезисами выступают два утверждения: целостность общества как тотального субъекта основывается на интеграции различных видов общественных отношений, составляющих это общество, во-первых, и, во-вторых, любая социальная наука как целое в единстве своей предметной определенности становится таковой, когда рассматривает социальные явления через призму базовых категорий. В статье акцентируется внимание на рассмотрении категорий «субъект образования» и «субъект права» в дискурсе социальной философии и философии образования как ее составляющей.
С. Н. Коробейников1,2, Н. Г. Торшенов1,2, И. В. Любашевская1,2, А. Ю. Ларичкин1,2, Е. В. Чунихина1,2
Ключевые слова: цилиндрическая оболочка, циркониевый сплав, выпучивание, ползучесть
Страницы: 127-143
Проведены экспериментальные исследования деформирования и выпучивания сжатых по оси круговых цилиндрических оболочек из циркониевого сплава Zr2,5Nb в условиях ползучести. Компьютерное моделирование с использованием пакета MSC.Marc 2012 проводилось путем пошагового интегрирования уравнений квазистатического деформирования тонких оболочек с помощью закона Нортона установившейся ползучести. В результате эксперимента и компьютерного моделирования установлено, что формы выпучивания являются комбинацией осесимметричных складок, расположенных либо вблизи одного торца, либо вблизи обоих торцов оболочки, и неосесимметричных форм выпучивания с образованием трех или четырех волн в окружном направлении. Проведено сравнение зависимостей осевых деформаций оболочек от времени, полученных в эксперименте и при компьютерном моделировании. Показано, что при больших значениях осевых сжимающих напряжений эти зависимости удовлетворительно согласуются. При меньших значениях этих напряжений различие теоретических и экспериментальных зависимостей более значительное.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее