Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.226.200.93
    [SESS_TIME] => 1732178673
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 27f6834658b39dee4571002963d16cf0
    [UNIQUE_KEY] => 00a3bb40057500b513b35fe15ffd30b5
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2009 год, номер 1

1.
ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН

В. М. Кондратьев1, Л. Ф. Матронина2
1 Московский городской педагогический университет, kondrut@mail.ru
2 Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (Технический университет) (МИРЭА), lmatronina@mail.ru
Ключевые слова: Ключевые слова: стратегия образования, иррациональное и рациональное, рефлексивное знание
Страницы: 6-11

Аннотация >>
Эпоха перемен характеризуется авторами статьи как эпоха структурных изменений в организации общества, а образование - как процесс обретения человеком осознанной самостоятельности в освоении пространства и времени его жизни. В центре внимания авторов - механизм влияния социальных изменений на качество образования, рассматриваемый как системный феномен. В качестве основных элементов системы образования авторы выделяют учебную, производственную и досуговую деятельность. Изменение соотношения рационального и иррационального в структуре видов деятельности - характерная черта эпохи перемен. Интернет, СМИ, реклама способствуют усилению роли иррационального в жизни общества, а рациональное начало ограничивается потребностями производственной сферы. Изменение содержания и методов обучения в школе и вузах ведет к сокращению рефлексивного знания. В результате, уменьшается степень осознанной самостоятельности учащегося, работника и гражданина. По мнению авторов, Россия нуждается в разработке новой стратегии образования.


2.
ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Е. М. Николаева1, М. Д. Щелкунов2
1 Казанский государственный университет, evgenianik.@km.ru
2 Казанский государственный университет, Mikhail.Schelkunov@ksu.ru
Ключевые слова: консюмеризм, образование и потребление, субъектность в образовании, разграничение образования и обучения
Страницы: 11-19

Аннотация >>
В статье авторы рассматривают образование в дискурсе потребления и доказывают, что основной тенденцией развития современного образования становится ориентация на потребителя. Потребительные характеристики образования раскрываются понятиями «производительное потребление» и «потребительное производство». Отмечена специфика потребительских запросов к образованию со стороны бизнеса, общества, государства. Выявлена система символических псевдоценностей, порождаемых в сфере образования потребительским сознанием. Особое внимание уделено метаморфозам, которые претерпевает субъектность в образовании под влиянием потребительства. Обосновывается, что в потребительском обществе усиливается процесс разграничения образования и обучения, которому вполне отвечает система «бакалавр-магистр».


3.
ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Л. Л. Тимченко
Алтайский государственный университет, zamruk@gd.barnaul-adm.ru
Ключевые слова: отчуждение, факторы отчуждения, внешние и внутренние причины, отчуждение в образовании
Страницы: 19-26

Аннотация >>
Цель статьи - исследовать проблему отчуждения в обществе XXI века и в российском образовании. Автор рассматривает проблему отчуждения в современной общественной жизни и анализирует, каким образом она влияет на систему современного российского образования. В статье выявляются и обосновываются онтологические, гносеологические, методологические, аксиологические, праксиологические и оптимологические факторы отчуждения в разных сферах общественной жизни - социосубъектной, индивидуально-психологической, антропотехнической.


4.
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВАХ

Н. В. Наливайко1, Е. В. Ушакова2
1 Институт философии и права СО РАН, nnalivaiko@mail.ru
2 Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: трансформирующееся общество, социальные трансформации - поверхностные и глубинные, эндемичные страны, социокультурная идеология, внешние и внутренние трансформационные процессы в образовании
Страницы: 26-35

Аннотация >>
В статье проводится системно-философский анализ трансформирующихся обществ и выявляются соответствующие изменения в системе образования, ставится проблема трансформации общества в XXI веке. Авторы исследуют трансформации в современном российском образовании, которые затрагивают глубинные основы социокультурного бытия общества.
В статье обосновывается, что существуют два уровня трансформаций: поверхностный (социальные явления) и глубинный (сущностный), а также внешние и внутренние причины социальных трансформаций. Особое место уделяется глобальным факторам, поскольку большинство трансформаций являются западно-глобалистскими и именно западный мир оказывает решающее влияние на все мировое сообщество за счет научно-технического прогресса и сопутствующих ему эгоцентризма и рационализма. Остальные страны мира обозначены как эндемичные, на которые западный глобализм оказывает разностороннее воздействие: стимулирующее, деформирующее, подавляющее, развивающее и пр.


5.
О «ПОСТМОДЕРНИЗМЕ» РЕФОРМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Б. О. Майер
Институт философии и права СО РАН, maierbo@gmail.com
Ключевые слова: double bind, паттерн, образование и общественное сознание, постмодернизм и реформа
Страницы: 35-43

Аннотация >>
Анализируются «постмодернистские» особенности реформы отечественного образования. Приводятся мнения различных участников реформы - начиная с учителей и заканчивая людьми, ответственными за продвижение реформ. Обосновывается, что в сфере реформы образования складывается ситуация расщепленности («шизофрении») общественного сознания (на основе паттерна double bind), которая систематически воспроизводится и ведет к деградации системы образования. Выдвигается гипотеза, что при кажущейся локальности российской реформы образования пути ее развития во многом определят образ будущего всего мира, поскольку «кто владеет Евразией, тот владеет миром».


6.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИМИТАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ

И. А. Вальдман
Новосибирский государственный технический университет, veritasnostra@mail.ru
Ключевые слова: социальный дизайн, социальное проектирование, инновационная деятельность, конструирование социальной реальности, имитация
Страницы: 44-51

Аннотация >>
Кризисные явления в современном обществе в немалой степени обусловлены избытком имитационной составляющей во многих сферах социальной деятельности. Несвободны от нее и такие взаимосвязанные деятельности, как социально-инновационная и образовательная. Целью настоящей статьи является выявление имитационной составляющей в современном социуме и раскрытие возможностей социального дизайна - нового развивающегося подхода к социальному проектированию и образовательной деятельности, представляющего собой способ преодоления имитации и обеспечения социально-релевантного инновационного развития.


7.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА

А. Г. Шабанов1, Т. И. Шорохова2
1 Современная гуманитарная академия, sga-novosib@ngs.ru
2 Современная гуманитарная академия, novosib-muh@ngs.ru
Ключевые слова: образовательная среда, формы презентации учебного материала, дистанционные образовательные технологии, информационные ресурсы, образовательный контент, компьютерные средства обучения
Страницы: 51-56

Аннотация >>
Современные информационные технологии и средства телекоммуникаций создают основу для реализации образовательных программ на качественно новом уровне, являясь неотъемлемым элементом образовательной среды инновационного вуза. В статье анализируются следующие компоненты образовательной среды: информационно-технологический компонент; интеллектуальный компонент; материальный компонент. Авторами представлен опыт создания образовательной среды вуза, использующего в полном объеме дистанционные образовательные технологии.


8.
ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПЕРЕНОСА ИНФОРМАЦИИ В СТРУКТУРЕ ВНУТРИПРЕДМЕТНОЙ СВЯЗИ

Т. Н. Гнитецкая1, Е. Н. Долгих2, Е. Б. Иванова3
1 Дальневосточный государственный университет, gnts@phys.dvgu.ru
2 УГПИ
3 Дальневосточный государственный университет, ivanovael@imcs.dvgu.ru
Ключевые слова: информация, знание, информационная модель, внутрипредметная связь, внутрипредметное пространство
Страницы: 57-62

Аннотация >>
В данной статье рассматриваются методологические и теоретические вопросы моделирования объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие понятия «информация» от понятий «знание» и «учебный материал». Обосновываются поправки к определению внутрипредметной связи, которая трактуется как субстрат, отвечающий за перенос информации внутри структуры учебного курса. Приводится графовая модель внутрипредметной связи, количественные характеристики которой позволяют выделять фундаментальное ядро на основе установленной иерархии элементов учебного материала, а также рассчитывать целостность учебного курса, оптимизируя его содержание.


9.
МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

М. П. Барболин
Институт образования взрослых РАО, info@petropolis-ph.spb.ru
Ключевые слова: парадигмальный подход, образовательная система, метасистемный подход, инновационное развитие
Страницы: 62-69

Аннотация >>
В статье предлагается модель научного исследования, характеризующая качественные переходы в научном познании. Предлагается парадигмальный подход заменить метасистемным, поскольку он более адекватно отражает непрерывность диалектического процесса развития теоретических и прикладных образовательных систем.


10.
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ СТУДЕНТАМ НЕФИЛОСОФСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Иоанна Кучуради
МФФО, Gulriz Uygur@law.ankara.eclu.tr
Ключевые слова: знаниевые виды деятельности, эпистемология, аксиология, этика и профессиональная этика, права человека
Страницы: 70-74

Аннотация >>
Автор рассказывает о своем опыте составления и преподавания курса философии для студентов нефилософских специальностей. При этом учебный план данного курса ориентирован не столько на традиционный обзор философских идей в их историческом развитии, сколько на круг проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов. В связи с этим акцент сделан на проблемах эпистемологии, аксиологии, этики и прав человека. Рассматриваются вопросы этики в целом и профессиональной этики, в частности.


11.
ДВИЖЕНИЕ И ИСКУССТВО

Анна Хогенова
Карлов Университет, Hogen@centrum.cz
Ключевые слова: движение, искусство, арке (начало), телос (конец), эргон, интенциональность
Страницы: 74-78

Аннотация >>
Статья знакомит читателя с феноменологическим представлением о сути движения в искусстве, в основе которой лежит теория Аристотеля о четырех (фундаментальных) типах движения. В рамках современного мышления движения принято истолковывать как сугубо физическое явление. Автор предлагает рассматривать фиксацию как один из видов движения. По мнению автора, сама жизнь является наиболее загадочным видом динамики, и мы все еще весьма далеки от ее понимания.


12.
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНОВ В РФ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Н. А. Волков
ombudsman@mail.ru
Ключевые слова: омбудсмен, уполномоченный, права человека, общественное сознание, правовое сознание, гражданское общество, влияние
Страницы: 79-86

Аннотация >>
В статье анализируется правовое сознание и процесс становления гражданского общества, что выражается, в частности, в появлении нового для российской действительности государственного правозащитного механизма - института уполномоченных по правам человека (омбудсменов) в РФ ее субъектах. Важнейшими направлениями деятельности уполномоченных по правам человека (омбудсменов) являются формирование правового сознания граждан, их правовое воспитание и обучение гражданственности, содействие просвещению в области прав человека, совершенствование правотворческого (в первую очередь, законодательного) процесса в контексте его демократизации, развитие сотрудничества с различными правозащитными организациями - как российскими, так и международными.


13.
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ОТ ЭТАТИЗМА К АНТРОПОЛОГИЗМУ

В. Н. Пристенский
Воронежский институт МВД России, pvn1563@mail.ru
Ключевые слова: право, правовая реформа, правовое образование, антропологический подход к праву, этатистский подход к праву, правоведение, законоведение
Страницы: 87-94

Аннотация >>
Статья посвящена проблемам правовой реформы в современной России. Цель статьи - выявить их связь со структурой и содержанием правового образования. Цель достигается в ходе сравнительного анализа противоположных подходов к праву - этатистского и антропологического, согласно которым право производно соответственно от государства и от индивида. В статье показывается, что в нашем правовом образовании и обществе в целом продолжает господствовать этатистский подход к праву, что и тормозит правовую реформу. Автор приходит к выводу, что концепцией правовой реформы должен стать антропологический подход к праву и именно на его основе необходимо перестроить систему правового образования. Только в этом случае правовая реформа в нашей стране может быть успешной.


14.
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

С. В. Андросенко
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: феномен государственной власти, государство, общество, субъект, объект, традиции, культура
Страницы: 94-99

Аннотация >>
Статья посвящена философскому анализу государственной власти и использованию теоретических результатов в образовательном процессе. С точки зрения автора, власть - многогранный социальный феномен, при изучении которого необходим комплексный, философский подход. Данный факт необходимо учитывать в гуманитарном образовании. По мнению автора статьи, основными принципами государственной власти, требующими обязательного освещения в рамках образовательного процесса, являются: культуроцентричность и принцип общего блага, а также нравственная состоятельность. Учащихся необходимо ознакомить с субъект-субъектным и субъект-объектным подходами к анализу государственной власти, объясняя преимущества и недостатки каждого из них.


15.
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩИХ ДЕФИНИЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Ю. В. Клюев
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, klujev@yandex.ru
Ключевые слова: музейный маркетинг, образовательно-рекреационная функция, музей
Страницы: 100-105

Аннотация >>
Социально-экономические и политические изменения в России привели к частичному прерыванию связи между музеем и обществом. Музей - один из многочисленных объектов социокультурной сферы, отличающийся своими особенностями в организации и своей социальной значимостью. Он оказался сегодня недостаточно востребованным в образовательной сфере. Это связано с тем, что в управлении музеями практически не применяются новые современные принципы и подходы.
Автор рассматривает возможности применения комплексного подхода к управлению музеем, ориентированного на учет требований новых социокультурных реалий и активное воздействие на аудиторию с целью расширения интереса к музею со стороны общества.


16.
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Е. А. Рекичинская
Новосибирский государственный педагогический университет, helen.rek@online.nsk.su
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, социальный феномен, педагогический феномен, интеграция, национальная и мировая культура
Страницы: 105-112

Аннотация >>
Статья посвящена современной проблеме межкультурной коммуникации, актуальность которой определяется двумя противоположными тенденциями во взаимоотношениях между странами, этносами, культурами, а именно: интеграцией, суть которой проявляется в сближении и взаимопроникновении, и конфронтацией, локально и периодически дающей о себе знать. Автор рассматривает межкультурную коммуникацию как сложное явление, изучением которого занимаются многие отрасли гуманитарного знания. Дается обзор необходимых научных взглядов для выявления сущности межкультурной коммуникации.
В кратком обзоре показана история изучения феномена. Автор анализирует и сравнивает разные подходы к понятию межкультурной коммуникации и в заключении представляет свое видение межкультурной коммуникации. В статье дана характеристика межкультурной коммуникации как социально-педагогического феномена.


17.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Н. Г. Барышникова
Барнаульский государственный педагогический университет, nat-bar@yandex.ru
Ключевые слова: аксиологическая среда, интеграция, исследовательская культура, культуросообразная среда, развитие исследовательской культуры, содержание образования, субъект-субъектные отношения, управление развитием, ценностно-смысловая коммуникация
Страницы: 112-119

Аннотация >>
В статье представлен анализ различных подходов к раскрытию понятий «культура», «исследовательская культура», «культуросообразная среда», раскрыты условия реализации культурологического подхода как одного из технологических основ развития исследовательской деятельности студентов, определены способы анализа педагогических событий через призму существующих культурных норм и открытых культурных ценностей. Целью данной статьи является представление аспектов рассмотрения феномена «исследовательская культура студентов», выявление его сущности, а также изучение условий развития исследовательской деятельности будущих педагогов и показателей эффективности управления данным процессом. На основе обобщения имеющихся точек зрения ученых автор раскрывает новые пути решения проблемы развития исследовательской деятельности студентов.


18.
ПОРЯДОК И ХАОС В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

А. Г. Кайманаков
Новосибирский государственный педагогический университет, kaimanakov@inbox.ru
Ключевые слова: хаос, страшные кудеса, обрядовое действо, традиционная культура
Страницы: 119-125

Аннотация >>
В данной статье рассматривается отражение в праздничных народных обрядовых действах понятий хаоса и порядка. С точки зрения автора, можно говорить об особой роли мужской группы в святочно-масленичной обрядности, что проиллюстрировано примерами славянских традиций ряжения. Мужской компонент в фольклорном театре восточных славян дается в контексте сопоставления образов святочного ряжения и поведенческих характеристик народных исполнителей и определяется автором как доминантный.


19.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ВАЖНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

В. П. Казанцева
Сибирский федеральный университет, verakazanceva@yandex.ru
Ключевые слова: культура, информация, информационная культура личности, информационный потенциал общества
Страницы: 125-132

Аннотация >>
Одной из проблем современного общества является уровень развития информационной культуры личности. Информационная культура базируется на двух понятиях: информация и культура, где информация выступает как объединяющий и организующий ресурс. Насколько развито в личности творческое начало, высок уровень общей культуры, настолько высок уровень информационной культуры человека и информационный потенциал общества.


20.
АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КУЛЬТУРЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

О. Н. Шелегина
Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, oshelegina@yandex.ru
Ключевые слова: образование и наука в условиях глобализации, адаптационные процессы, культура жизнеобеспечения, традиции и инновации, основы безопасности жизнедеятельности
Страницы: 132-138

Аннотация >>
В статье определяется современный дискурс образования и науки в формировании человека, способного к успешной адаптации в условиях глобализации. Значительное внимание уделяется роли и возможностям образования в передаче исторического опыта адаптации, поиску новых форм работы по внедрению результатов исследований. Показан высокий образовательный и воспитательный потенциал впервые разработанной автором структуры адаптационных процессов в культуре жизнеобеспечения населения Сибири, эффективность ее использования в учебных курсах по истории, этнографии, культурологии, основам безопасности жизнедеятельности, при определении стратегии адаптивного поведения личности в новом тысячелетии.


21.
СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Н. Л. Худякова
Челябинский государственный университет, hudyakovaNL@gmail.com
Ключевые слова: философия образования, предмет педагогики, предмет философии образования, структура содержания философии образовании, системный подход, генетический подход, антропологический подход, культурологический подход, аксиологический подход, деятельностный подход
Страницы: 139-145

Аннотация >>
В статье ставится проблема выявления инвариантной структуры содержания философии образования как раздела философии. Решение этой проблемы предлагается найти через соотнесение философских знаний с потребностями педагогики в теоретических основах изучения и построения образовательного процесса и с сущностными качествами образовательного процесса как предмета педагогики.


22.
ВЛИЯНИЕ МАСС-МЕДИА НА САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ ЛИЧНОСТИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Н. А. Нехаева
Российский государственный социальный университет, neheva75@mail.ru
Ключевые слова: самоидентификация личности, образовательные коммуникации, информационная агрессия, консциентальные войны
Страницы: 146-151

Аннотация >>
Целью статьи является исследование роли средств массовой информации в процессе разрушения традиционных механизмов самоидентификации личности; автором показано, что этот процесс осуществляется целенаправленно и агрессивно и направлен на дезориентацию граждан и атомизацию социума.


23.
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

З. А. Шукшина
Сибирская академия государственной службы, shukshina@sapa.nsk.su
Ключевые слова: непрерывная социализация, человеческие ресурсы, социальный контекст, диверсификация образования, побудительные стимулы, непрерывное обучение, индивидуальная траектория обучения
Страницы: 152-158

Аннотация >>
В статье освещены актуальные проблемы получения образования в условиях становления информационного общества. Автор акцентирует внимание на феномене обучения взрослых, обусловленном современными социальными изменениями, процессе диверсификации целей и задач всей системы образования, переосмыслении социальных ролей обучающегося и преподавателя.


24.
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ МИРОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Т. С. Косенко1, Н. В. Наливайко2
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Институт философии и права СО РАН, nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, глобальные проблемы, глобальное воспитание, глобальное образование
Страницы: 158-164

Аннотация >>
В данной статье, рассуждая о глобальных вопросах современности и их влиянии на проблемы воспитания человека, мы попытаемся выявить тенденцию развития современной российской системы воспитания с учетом трансформаций глобального характера и качественных преобразований самого российского общества.


25.
ПРОБЛЕМА ОБОБЩЕНИЯ ТЕОРИЙ ВОСПИТАНИЯ В РАКУРСЕ АКСИОЛОГИИ

С. В. Яковлев
Московский педагогический государственныйуниверситет, yakovlevaim@yandex.ru
Ключевые слова: воспитание, общая теория воспитания, аксиология, система ценностей личности
Страницы: 165-172

Аннотация >>
Целью статьи является поиск методологических подходов к обоснованию общей теории воспитания с позиции аксиологии. Отмечена тенденция к обобщению теорий воспитания; выделяются ценностные группы, включающие традиционные направления воспитания. Автор выделяет инвариантные компоненты системы ценностей личности, формируемые в процессе воспитания, предлагает научные принципы, составляющие аксиологические основания общей теории воспитания.


26.
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДНОГО ФАКУЛЬТЕТА НГТУ)

Л. В. Прохорова
Новосибирский государственный технический университет, Assoc.NSTU-NETI@inter.nstu.ru
Ключевые слова: самореализация, самореализация пожилых людей, активность пожилых людей, образование пожилых людей
Страницы: 172-179

Аннотация >>
Проблему самореализации можно отнести к числу «вечных» в истории гуманитарной мысли. Сложность, противоречивость самореализации предопределила множество определений данного научного понятия. Самореализация пожилых людей - исключение, так как она является высшей в иерархии потребностей. Выход на пенсию резко изменяет не только образ жизни, но и социальный статус, и положение в обществе. Для решения этой проблемы необходимо участие государства. Такой формой участия в решении проблемы самореализации пожилых людей является народный факультет НГТУ. Эта новая форма социальной работы с пенсионерами, помогающая им сохранить активность и быть адаптированными к быстро развивающемуся информационному пространству.


27.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ «НЕДОЧЕЛОВЕЧЕННОСТИ» К «ЧЕЛОВЕЧНОСТИ»

Л. В. Гомбоева
Восточно-Сибирский государственный технологический университет, lida67@mail.ru
Ключевые слова: образование, гуманизация, индивидуализм, человечность, духовность
Страницы: 179-185

Аннотация >>
Автор критически оценивает попытки воплощения идеи гуманизации российского образования. Отсутствие успеха в гуманизации образования автор статьи объясняет распространенностью сциентистских и материалистических представлений в обществе и в образовании, исключающих общечеловеческое и метафизическое понимание сущности ноумена «человечность» и, тем самым, провоцирующих распространенность в обществе явления «недочеловеченности». Рассмотрены виды «недочеловеченности»: авторитарный коллективизм, индивидуализм, пессимизм. Постулируется, что человечность изначально присуща каждому человеку, но скрыта под слоем психологических защит. Отмечены два пути гуманизации человека: самопознание и диалог. Показано, что гуманизация образования зависит от распространения сферы диалогического образования.


28.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Ю. В. Олейникова
Новосибирский государственный педагогический университет, prizvanie@ngs.ru
Ключевые слова: философия образования, экологическое образование, экологическое сознание, экологическое поведение сибирских крестьян
Страницы: 185-191

Аннотация >>
В статье с социально-философской точки зрения проанализированы административные, политические и экологические факторы, повлиявшие на формирование особенностей экологического поведения крестьян Сибири в ХIХ - начале ХХ вв. Раскрыты факторы формирования экологически ответственного поведения в условиях окружающей среды в рамках экономической деятельности и также факторы, которые ведут к деградации экологического сознания.


29.
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Н. П. Несговорова1, В. Л. Савиных2
1 Курганский государственный университет, Nesgovorova@yandex.ru
2 Курганский государственный университет
Ключевые слова: экологическое образование, интегративный подход, личностно-профессиональная готовность педагога
Страницы: 192-199

Аннотация >>
Экологическое образование является до некоторой степени самостоятельным направлением педагогической деятельности, образующим собственную систему, определяемую заложенной в нем экологической культурой. Использование интегративного подхода позволяет обосновать требования к готовности педагогов к его осуществлению. Личностно-профессиональная готовность педагога представляет собой открытую, полифункциональную и многокомпонентную систему, модель которой включает интегральные (целостные) свойства, присущие личности социально зрелого человека, - эти качества составляют необходимую базу ее экологической культуры. Основными компонентами профессиональной готовности педагога-эколога, по мнению автора, являются: уровень развития профессионально значимых качеств личности, уровень методической готовности, уровень усвоения эколого-педагогической этики.


30.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ФУНДАМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Е. А. Пушкарёва
Новосибирский государственный педагогический университет, Pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: образование, современное общество, гуманизм, гуманизация образования, общечеловеческие ценности
Страницы: 200-204

Аннотация >>
Автор статьи подчеркивает высокую актуальность обращения к проблеме гуманизации образования в современных условиях, поскольку динамика гуманитарных изменений в современном обществе относится к числу развивающихся глобальных явлений и понятий общественной жизни. Обосновано, что гуманизм в широком смысле есть признание ценности человека как личности. Эта ценность приоритетна по отношению ко всем остальным ценностям. Отмечено, что гуманизация как важнейшая характеристика концепции гуманизма есть отражение идей гуманизма в обществе и реализуется в зависимости от конкретных исторических условий, целей и задач социального развития на основе общечеловеческих ценностей. Безусловным признается, что решение социально-экономических проблем невозможно без высокого уровня развития образования на основе базовых ценностей гуманизма.


31.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

О. А. Новикова
Институт образовательных технологий, novikov_stav@mail.ru
Ключевые слова: экологизация, экологический фактор, экологизации сознания общества, институт образования, социокультурная среда, экологическое мышление
Страницы: 205-213

Аннотация >>
В статье анализируются проблемы современной образовательной системы в контексте взаимодействия общества и природы. Рассмотрены причины проблем экологической подготовки в институциональной сфере, исследуются механизмы процесса формирования и развития экологического мышления и экологической культуры. Автор проводит философский анализ понятия «экологизация» и обосновывает актуальность его применения при исследовании экологического мышления в контексте нравственного и духовного воспитания личности.


32.
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Л. Н. Зыбина
Новосибирский государственный педагогический университет, Ly Zybina @ Jndex.ru
Ключевые слова: профессиональная направленность, ценностно-смысловой аспект, профессиональные ценности, смыслы профессии
Страницы: 213-219

Аннотация >>
Автор рассматривает проблему выбора ценностей как основы становления и развития профессиональной направленности личности, анализирует ведущие ценности студентов-психологов на разных этапах обучения. В статье исследуется роль профессиональной направленности в становлении профессиональной деятельности, где определяющей выступает система ценностей.


33.
ИРОНИЧЕСКИЙ МЕТОД ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. В. Черданцева
Алтайский государственный университет, fdump@mail.ru
Ключевые слова: философское образование, эстетическая функция, иронический метод философствования
Страницы: 220-226

Аннотация >>
Цель данной статьи заключается в изучении тех возможностей иронического метода философствования, благодаря которым он выступает в качестве способа реализации эстетической функции философского образования. В связи с этой целью выделяются две основные проблемы. Первая из них имеет отношение к эстетическому аспекту образовательного процесса, вторая связана с поиском эстетического содержания иронии. Пытаясь разрешить данные проблемы, автор исследует, каким образом онтологическая, гносеологическая, этическая сферы иронического метода выражают категорию прекрасного.


34.
ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А. В. Чесноков
Томский государственный педагогический университет, antonzarevich@ngs.ru
Ключевые слова: физическая культура, профессиональное образование, физкультурная деятельность, подготовка педагога
Страницы: 226-232

Аннотация >>
В работе исследуется роль предмета «Теория и методика физической культуры» (ТФК) в процессе подготовки педагога в вузе. Доказывается необходимость пересмотра как содержания, так и структуры данной профилирующей дисциплины. Показано, что многие проблемы в области ТФК на сегодняшний день разработаны слабо, либо вовсе не обозначены: нет четкого понимания методических подходов к ее изучению, недостаточно глубоко определена сущность физической культуры (в том числе с философско-культуроведческих позиций). Отмечено, что только после преодоления данных противоречий можно рассчитывать на повышение эффективности подготовки современных физкультурных кадров для данной отрасли.


35.
ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СМЫСЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Е. Г. Евдокимова
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, a1-ero@ yandex.ru
Ключевые слова: гуманитарные основания результативности, смысловое взаимодействие, метафоры взаимодействия
Страницы: 232-238

Аннотация >>
В статье рассматривается актуальный для образования вопрос об условиях, способствующих вовлечению обучающихся в смысловое взаимодействие, основанное на их понимании смыслов происходящего. Обосновывается необходимость дополнительной организации смысловой ориентировки обучающихся к ситуации, открывающей возможность последующего понимания не только информации, но и смыслов текстов, отношений высказываний и продуцирования собственных. Совместная организация условий педагогической ситуации, вербализация значимых тем и представлений способствует, по мнению автора, решению поставленной задачи. Наиболее походящим способом фиксации результативности смыслового взаимодействия в виде появления смыслов обучающихся автор связывает с диагностической функцией метафоры.


36.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА КАК ЦЕЛОГО

Л. П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России, zalex82@list.ru
Ключевые слова: философия «языка как целого», интеграция обучения и жизни, новые информационные технологии, сочетание традиционных и инновационных подходов
Страницы: 238-245

Аннотация >>
В статье рассматриваются пути реализации принципов философии «языка как целого» при обучении иностранному языку в военном институте внутренних войск МВД России. Реализация этих принципов подразумевает интеграцию обучения и жизни. Основываясь на этих принципах, философия «языка как целого» позволяет решать задачи социализации человека, самоопределения его как субъекта собственной судьбы. Исходя из этого, большое внимание уделяется вопросам, касающимся роли преподавателя в условиях нового образовательного пространства и возможностях сочетания традиционных и инновационных подходов при подготовке военных специалистов.


37.
ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕНДЕРНОГО ПОТЕНЦИАЛА

И. В. Савенкова1, С. В. Клюев2
1 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, savenkova_soc@mail.ru
2 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, klyuyev@yandex.ru
Ключевые слова: гендерный потенциал, гендерная идентичность, управление вузовской организацией
Страницы: 245-249

Аннотация >>
Актуальность темы статьи не вызывает сомнения, поскольку масштабные социально-культурные и политические трансформации, произошедшие в российском обществе в последние десятилетия, способствовали изменению статусных и ролевых позиций мужчин и женщин.
В статье авторы анализируют карьерные устремления женщин и предлагают инновационную модель управления вузовской организацией с использованием гендерного потенциала. Авторы подчеркивают, что мужчины и женщины должны обладать равным правом на самостоятельный выбор своего профессионального пути и иметь возможность участвовать в сфере управления.


38.
ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ МЕТАФОРИЗАЦИИ

Е. В. Решетникова
Сибирский государственный университет телекоммуникации и информатики, helena.reshetnikova@gmail.com
Ключевые слова: гносеология, гендерные метафоры, креативность, опосредствование, агональность
Страницы: 250-256

Аннотация >>
Гносеологический статус гендерной метафоры связан с процессом смыслостановления. Ее место в таксономии фундаментальных метафор определяет необходимые характеристики для экспликации целостности принципов развития научного познания: креативности, опосредствования, агональности. Автором предпринята попытка постановки проблемы категоризации мира гендерными метафорами в условиях постнеклассической науки, что позволяет по-новому взглянуть на роль выразительных языковых средств в развитии научного познания.


39.
ВЕРОЯТНОСТНОЕ ЗНАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

С. Л. Тимофеев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, tsl-f@yandex.ru
Ключевые слова: вероятностное знание, теория познания, репрезентация, образование, принцип индукции, дедуктивный метод, диалектика
Страницы: 256-264

Аннотация >>
Понятие вероятностного знания, несмотря на его активное использование в современной науке, практически не используется в образовании. В настоящей статье предпринимается попытка решить эту проблему и показать, что вероятностное знание является следствием реализации теории познания как теории репрезентации. Альтернативная (диалектическая) теория познания в науке постепенно набирает силу. Изменения должны начаться с образования, поэтому преподавателям, а также учащимся в практической профессиональной деятельности следует знать, понимать и правильно применять понятие вероятностного знания.


40.
СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ И НОВЫЙ РЕАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ

В. В. Павловский
, grey69@mail.ru
Ключевые слова: социогуманитарные науки, новый реальный гуманизм
Страницы: 264-270

Аннотация >>
В статье критически рассмотрена концепция нового реального гуманизма И. Т. Фролова, а также необходимость постепенной практической гуманизации социогуманитарных наук и социогуманитарных дисциплин, которые изучаются в вузах. Определяются возможные тенденции их взаимоотношений и влияния на общественную жизнь.


41.
ВОСПРИЯТИЕ КАК ЭТАП ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Г. С. Петрищева
Бийский государственный педагогический университет им. В. М. Шукшина, kpetrishev@mail.ru
Ключевые слова: восприятие как этап познания, предметное содержание, внетекстовые компоненты
Страницы: 270-275

Аннотация >>
Данная статья посвящена анализу восприятия, понимаемому как этап познания предметного содержания, отраженного в школьных учебниках. Цель статьи - рассмотрение условий возникновения и развития восприятия как этапа познания при организации работы учащихся.
В работе представлен анализ содержания школьных учебников биологии и предложено объяснение особенностей их структуры, а также возможностей их использования с позиций восприятия текстов и внетекстовых компонентов.


42.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Г. А. Антипов
Сибирская академия государственной службы, eji@ngs.ru
Ключевые слова: историческое образование, историческая память, методология истории, научная рациональность, искусство и нарратив
Страницы: 276-284

Аннотация >>
В статье представлены результаты анализа основных аспектов функционирования форм исторического сознания в жизнедеятельности общества. Выявлены существенные особенности исторической памяти как формы исторического сознания, с одной стороны, и научного знания о прошлом - с другой. Обоснована необходимость ориентации исторического образования на цели трансляции структур исторической памяти. Подобная ориентация является главным условием реализации воспитательной и идентификационной функций исторического образования.


43.
ИДЕАЛЫ И НОРМЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ В УЧЕБНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

О. М. Хлытина
Новосибирский государственный педагогический университет, khlytina@mail.ru
Ключевые слова: научное историческое познание, учебное историческое познание, историко-методологические знания старшеклассников
Страницы: 284-291

Аннотация >>
В статье обсуждается проблема влияния идеалов и норм постнеклассической науки на практику изучения истории в современной школе. Автор обобщает результаты изучения представлений старшеклассников о научной истине в процессе исторического исследования и показывает, что при переходе в старшую школу возрастает доля выпускников, разделяющих выработанные постнеклассической наукой представления о научном познании и осознающих влияние на научное историческое знание как исследовательского инструментария историка, так его ценностных представлений.