ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
К.К. Бегалинова1, Т.С. Косенко2, Н.В. Наливайко3
1Казахский национальный технический университет им. К. И. Сатпаева, 050013, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Саптаева, 22а kalima910@mail.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 tany0879@mail.ru 3Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, ул. Николаева, 8 nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: принцип, неопределенность, образование, воспитание, модернизация, uncertainty principle, education, upbringing, modernization
Страницы: 122-128 Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Способность человека находить выход из создавшихся нестандартных ситуаций и в то же время действовать в соответствии с общепринятыми правилами и нормами, устоями общества привлекала внимание ученых с давних времен. И лишь в последнее время в научную терминологию стало прочно вживаться такое понятие, как «принцип неопределенности», что не является случайным, а обусловлено реальностью. По мнению авторов, принцип неопределенности имеет глубокие исторические корни, основа неопределенности заложена в самой природе человека. Именно «неопределенность» побуждает человека размышлять, а затем действовать. Таким образом, она выступает неким «двигателем». Состояние неопределенности в системе образования возникает как у преподавателя («как учить?», «чему учить?»), учащегося («что изучать?», «как изучать?»), так и в системе образования в целом. Нельзя говорить только об отрицательных сторонах принципа неопределенности, среди ее важных положительных тенденций - демократизация школьных систем, дифференциация, гуманистическая направленность воспитания и обучения, повышение активности, самостоятельности учащихся, возможность принимать активное участие в международной деятельности и т. д. На сегодняшний день принцип неопределенности активно разрабатывается современными учеными, в частности, для решения задач модернизации современного образования.
DOI: 10.15372/PHE20160212 |