В статье анализируются языковые особенности языка героического эпоса хакасов, которые составляют основной фонд художественно-поэтической традиции. В словарном составе языка эпических сказаний встречаются архаичные слова, отражающие определенную эпоху, заимствованные слова как следствие языковых контактов, и конечно, слова из разговорного языка, так как эпические сказания являются подлинным жанром устного народно-поэтического творчества. Все это в совокупности и составляет фольклорный язык.
На материале полевых исследований и опубликованных источников изучена модернизация обряда посвящения в шаманы и ритуальных предметов шамана путем замещения культовых символов на типологически сходные формы, не изменяющие сущность ритуальной шаманской практики. В научный оборот вводятся новые архивные и полевые материалы.
Статья посвящена описанию музыкальной составляющей шаманского камлания. Автор рассматривает сюжетную структуру обряда, особенности музыкальной драматургии и фактуры, различные формы ритмической и тембровой организации. Работа выполнена на самодийском материале, включающем архивные источники и полевые материалы, собранные автором.
В статье исследуется роль вербального компонента в структуре тувинского обряда проклятия, а также поэтика текстов проклятий. Автор рассматривает условия произнесения проклятий (время, место, одежда проклинателя), описывает ход ритуала, выделяет семантические модели проклятия, характеризует поэтические особенности текстов проклятий. Также в статье рассмотрены специфика бытования жанра и причины его сравнительно малой изученности.
Рассматриваются основные положения проекта Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации, разработанной Министерством регионального развития РФ летом 2008 г. Сделан общий вывод о прогрессивности данного документа по сравнению с предыдущей концепцией региональной политики, основанной на отказе от принципов выравнивания уровней социально-экономического развития российских регионов и переходе к политике «поляризованного развития», базирующейся на поддержке «регионов-локомотивов».
Разработан модельно-методический инструментарий для обоснования вариантов региональной социально-экономической политики, направленной на создание в регионе предпосылок и условий его устойчивого развития. Для ресурсного региона предложена модель индикативного планирования его развития. Описаны механизмы, позволяющие удерживать ресурсный регион на траектории устойчивого развития за пределами исчерпания основных природных богатств региона.
В статье анализируются проблемы развития федерализма в России. Рассматриваются, с одной стороны, преимущества и условия успешной адаптации института федерализма, и, с другой стороны, ограничения, которые присутствовали в нашей стране во время активных экономических реформ и затем в период стабилизации и экономического роста.
Представлены результаты исследований в области анализа ретроспективных тенденций изменения пространственной структуры российской экономики и дан прогноз на долгосрочную перспективу. Анализируются основные факторы межрегиональных различий в показателях производства и потребления, среди которых доминирующую роль играют специализация регионов, внешнеэкономические факторы и особенности распределения добавленной стоимости между субъектами экономической деятельности. Дана краткая качественная оценка направлений межрегионального перераспределения добавленной стоимости. Показаны некоторые особенности современной статистики, обусловливающие относительную неустойчивость показателей территориальной структуры.
В статье рассматриваются альтернативные стратегии развития Сибирского федерального округа: инерционная и инновационная. Обе стратегии исследуются с учетом обеспеченности экономики округа трудовыми ресурсами. Учитываются влияние демографического фактора и наличие трудовой миграции. Исследование проводится на оптимизационной многоотраслевой модели развития экономики СФО. Оценка реализуемости стратегий осуществляется на системе моделей анализа и прогнозирования денежных потоков.
Для оценки эффекта мультипликации мер государственного регулирования продовольственной безопасности на уровне региона в статье применяется модифицированная компактная имитационная модель. Оценки даются на примере аграрно-индустриального Алтайского края в динамике до 2010 г. Модельные расчеты показывают, что повышение уровня занятости приводит к росту доходов населения и уровня экономической доступности продовольствия. Увеличение расходов регионального бюджета увеличит объем доступного продовольствия в среднем через 1,58 года.