Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2019 год, номер 3

1.
Посвящается памяти профессора Нины Васильевны Наливайко
НИНА ВАСИЛЬЕВНА НАЛИВАЙКО (06.02.1945 - 13.07.2019)

Б.О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
maierbo@gmail.com
Страницы: 5-13

Аннотация >>
13 июля на 74-м году ушла из жизни видный научный деятель в области философии образования Нина Васильевна Наливайко
Наливайко Нина Васильевна - доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, директор Научно-исследовательского института философии образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», главный редактор научного журнала «Философия образования», заместитель главного редактора научного журнала «Профессиональное образование в современном мире», председатель Межрегиональной ассоциации философов образования, председатель Новосибирского отделения Российского философского общества, член диссертационных советов, член Международной сети философов образования (I.N.P.E).
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


2.
МОДЕЛИ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ФАКТОРЫ ВЫБОРА

Е.В. Кудряшова, С.Э. Сорокин
Северный федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия
e.kudryashova@narfu.ru
Ключевые слова: университет, образование, В«третья миссияВ», предпринимательский университет, инновационный университет, исследовательский университет, корпоративный университет, сетевой университет, University, education, В«third missionВ», entrepreneurial University, innovation University, research University, corporate University, network University
Страницы: 14-30

Аннотация >>
Введение. Исследование посвящено актуальным проблемам развития российской системы высшего образования - ее соответствия мировым трендам и вызовам, поиску новых форм и путей жизнедеятельности университетов в современных российских условиях. Методология и методика исследования. Авторы анализируют теоретические модели образовательных организаций высшего образования: предпринимательский, инновационный, исследовательский, корпоративный сетевой университет, выделяют их ключевые особенности. Результаты исследования. Рассматривается опыт работы указанных моделей в зарубежных странах, а также проблемы его адаптации в российских условиях. К примеру, ключевыми проблемами адаптации модели предпринимательского университета в российских условиях являются отсутствие опыта подобной деятельности у коллективов и руководства университетов на протяжении предыдущих периодов работы; взаимная неготовность к сотрудничеству со стороны университетов и сферы бизнеса, предприятий, корпораций, незначительное количество успешных практик в этом направлении; рамки существующей системы управления и финансирования университетов. Выделяются направления государственной политики в сфере образования, ориентированные на стимулирование университетов к выбору новых путей своего развития, таких как, например, реализация проекта по созданию национальных исследовательских университетов или проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Заключение. В качестве выводов выделяются две группы сценариев, по которым происходит выбор университетами моделей своей трансформации: под воздействием внешних факторов (решения органов управления сферой образования, создание университета «с нуля» для конкретных государственных или корпоративных нужд, потребности региона местонахождения университета или крупных корпораций) и внутренних факторов (осознанный выбор коллектива и руководства университета в пользу той или иной модели, традиционная специфика работы университета, изменение структуры финансирования, создание университета «с нуля» частными компаниям как бизнес-проект). Делается вывод о необходимости выбора университетами стратегических целей своего развития и конкретной трансформационной модели, по которой оно будет происходить.

DOI: 10.15372/PHE20190301
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


3.
РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Е.В. Батенева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
arcy.nsk@gmail.com
Ключевые слова: рефлексия, эмпирическая рефлексия, логическая рефлексия, трансцендентальная рефлексия, теоретическая и практическая рефлексия, феноменологическая рефлексия, рефлексия в профессиональной педагогике, reflection, empirical reflection, logical reflection, transcendental reflection, theoretical and practical reflection, phenomenological reflection, reflection in professional pedagogy
Страницы: 31-45

Аннотация >>
Введение. Скорость изменения потребностей рынка труда превосходит скорость преобразования профессионального образования. Для сохранения конкурентоспособности человек вынужден самостоятельно определять ориентиры профессионального развития - осуществлять рефлексию. Благодаря этому актуализируется проблема рефлексии в профессиональном образовании современной России. Методология и методика исследования. Теоретико-методологическая основа исследования включает основные философско-социальные положения о феномене рефлексии, исследования проблемы в педагогическом знании XXI в. Методами анализа, систематизации и обобщения научной литературы в статье достигнута цель - сформировать целостную историко-методологическую картину развития обозначенной проблемы, направления ее развития в современном профессионально-педагогическом знании. Результаты исследования. В работе последовательно рассмотрены основные исторические пути формирования представлений о феномене рефлексии (от античности до новейшего времени); определены ведущие подходы к изучению этого феномена (рационалистический и системно-дифференциальный); выявлены междисциплинарный статус рассматриваемой проблемы, ее прикладные аспекты в сфере отечественного профессионального образования; установлено актуальное направление исследований (проблема рефлексии в контексте социокультурного развития личности). Заключение. Новизна работы заключается в систематизации результатов разработки проблемы рефлексии в педагогике на уровне российских кандидатских и докторских диссертационных исследований XXI в., их основных понятий и сферы практического применения: управления образованием, организации образовательного процесса, интеллектуальном, социокультурном, профессиональном развитии личности.

DOI: 10.15372/PHE20190302
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


4.
ИНСТИТУТ АСПИРАНТУРЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (часть 2)

А.М. Аблажей1,2
1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
ablazhey@academ.org
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: аспиранты, академические институты, реформа, задачи аспирантуры, диссертация, эффективность, научная карьера, graduate students, academic institutions, reform, the tasks of graduate school, dissertation, efficiency, scientific career
Страницы: 46-56

Аннотация >>
Введение. Статья посвящена анализу результатов массового социологического опроса аспирантов научно-исследовательских институтов Новосибирского Академгородка. Ставилась задача выявления основных социальных характеристик учащихся академической аспирантуры, в первую очередь причин поступления, оценок текущего состояния основных элементов научной деятельности, представлений о будущем и научной карьере, в частности, критериев и факторов ее успешности/неуспешности. Отдельной задачей стало выявление динамики этих характеристик по сравнению с предыдущим аналогичным исследованием 2005 г. Методология и методика исследования. Исследование проведено на основе методики массового социологического опроса, полученные данные обработаны в программе SPSS; для первичного анализа использовались простые распределения. Для выявления динамики базовых показателей применялась методология сравнительного анализа. Результаты исследования cводятся к следующему: 1) для большинства аспирантов путь в науку начинался еще со школы; 2) подавляющее большинство из них не новички в науке (имеют опыт проведения научных исследований, в том числе по грантам, участвовали в научных конференциях, имеют научные публикации; 3) среди негативных тенденций, которые проявляются сегодня в институтах Академгородка, ведущее место занимают низкая заработная плата научных сотрудников и слабая финансовая и приборно-материальная обеспеченность исследований; 4) при принятии решения о выборе научной карьеры главную роль по-прежнему играет такой фактор, как тяга к познанию и творчеству; 5) существенная часть опрошенных аспирантов по-прежнему планирует делать карьеру в сфере науки и высоких технологий. Заключение. Зафиксирован устойчивый характер профессионального этоса российских ученых, что касается в первую очередь стратегий построения научной карьеры и выбора критериев ее успешности.

DOI: 10.15372/PHE20190303
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


5.
СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

В.В. Петров1,2
1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
v.v.p@ngs.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: educational potential, higher education system, social structure, social institutions
Страницы: 57-70

Аннотация >>
Введение. Переход человечества к ценностям информационной цивилизации оказал существенное влияние на научно-образовательное пространство, которое многократно усложнилось в результате социокультурных трансформаций, произошедших на рубеже XX-XXI вв. В статье обращается внимание на тот факт, что переход науки и образования на качественно новый уровень должен способствовать увеличению совокупного социального потенциала, однако в российских реалиях его рост не наблюдается. Для устранения возникшего противоречия автор предлагает обратиться к взаимодействию социальных институтов, выявить их взаимозависимость и взаимовлияние при формировании совокупного социального потенциала. Методология и методика исследования. Используемый автором культурно-антропологический подход позволил выявить роль системы образования в развитии совокупного социального потенциала и преодолеть разрозненность подходов к его исследованию; в качестве методологической основы автор воспользовался формационным и цивилизационным подходами к структурированию общества. Результаты исследования. В статье показано, что совокупный социальный потенциал определяется взаимодействием потенциалов основных сфер социальной жизни, социальных институтов, общественного производства и социальной структуры. Обосновано, что с точки зрения совокупного социального потенциала общества образовательный потенциал является основополагающим и выражается прежде всего в уровне образования как результат предшествующей образовательной деятельности. Заключение. В результате проведенной работы сделан вывод о том, что социальный потенциал чрезвычайно зависит от деятельности высшей школы, ее аксиологических и эпистемологических установок. Проведенный анализ позволил выделить факторы, сдерживающие развитие образовательного потенциала, что приводит к сокращению совокупного социального потенциала в целом.

DOI: 10.15372/PHE20190304
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


6.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ И ВОЗМОЖНОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЛИЧНОСТИ

Ю.И. Молотков1, И.П. Рябчун2
1Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Новосибирск, Россия
molotkov@siu.ranepa.ru
2Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова, Краснодар, Россия
rip.48@mfil.ru
Ключевые слова: профориентация, профессиональная склонность, эффективность тестирования, волевой потенциал, уровень интеллекта, профессиональное развитие, career guidance, career aptitude, testing efficiency, will potential, intelligence level, professional development
Страницы: 71-84

Аннотация >>
Введение. Проблема профессиональной ориентации школьной молодежи обусловлена противоречиями между общественным и государственным заказами на образование, а также между личностным становлением выпускника школы и интенсивными социально-экономическими изменениями. Все это негативно отражается на молодом поколении, прежде всего выпускники школ испытывают затруднения при выборе будущей профессии. По прогнозам Федеральной службы занятости России, численность безработных в 2019-2021 гг. будет превышать 3,6 млн человек, в их числе - выпускники школ, ссузов и вузов. Методология и методика исследования. Для исследования проблемы профессиональной ориентации и реализации смысла жизненных ориентаций молодежи использовались методики персонального тестирования возможностей и склонностей выпускников школы. Для выявления общего интеллекта применялась методика тестирования по Дж. Равену; методика тестирования по Е. А. Климову - для определения профессиональной ориентации; методика Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова - для выявления волевого потенциала. Выборку составили респонденты, которые предпочитают направления «человек - техника» или «человек - знаковая система». С помощью названных методик авторы оценили уровень подготовки школьников по математике, физике и информатике. Результаты исследования выпускников школ г. Краснодара указывают на то, что превалирующая часть выпускников демонстрирует склонность к типам «человек - техника» и «человек - знаковая система». Проверка корреляционной связи между общим интеллектом и волевым потенциалом показала отсутствие какой-либо связи между ними, несмотря на то, что высокий уровень суммарного балла ЕГЭ зависит от общего интеллекта и волевого потенциала. Социально-адаптационные возможности гармонизации жизненного цикла личности раскрываются через акт самоопределения, в том числе в условиях успешной профессиональной ориентации школьной молодежи на уровне района городского округа г. Краснодара. Заключение. Структурно-системный анализ ситуации профессиональной ориентации школьной молодежи позволил выявить следующие проблемы: недостаточные условия для профессионального определения школьников; заинтересованные стороны в профессиональной ориентации молодежи (Stakeholders) не объединены целью формирования профессиональной ориентации школьной молодежи; недостаточное количество организаций, реализующих программы профессиональной ориентации школьной молодежи. Анализ проблем позволяет сделать вывод, что необходима продуманная, социальная политика в г. Краснодаре, ориентированная на создание условий для целенаправленной профессиональной ориентации молодежи.

DOI: 10.15372/PHE20190305
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


7.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И АНТИТРАДИЦИОНАЛИЗМ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА И ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.Н. Кокина
Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия
Kokina_MN@mail.ru
Ключевые слова: конституционализм, правовая и конституционная традиция, правовая и конституционная культура, традиционализм и антитрадиционализм, конституционный традиционализм, конституционный антитрадиционализм, мера конституционно-правовых заимствований, правовое образование, constitutionalism, legal and constitutional tradition and culture, traditionalism and anti-traditionalism, constitutional traditionalism and constitutional anti-traditionalism, measure of constitutional and legal borrowing, legal education
Страницы: 85-100

Аннотация >>
Введение. В эпоху глобализации происходит все более тесное взаимодействие культур человечества, в том числе конституционно-правовых культур разных стран. Возникший в ХХ в. конституционализм как теоретико-методологическое и социально-культурное знание о формировании, развитии, а также о современных формах конституционного строя, конституционного права в разных государствах рассматривает современную актуальную проблему специфики конституционализма в разных социально-правовых культурах. Исследователи в этой области определяют специфику конституционного строя, конституционного права и конституционализма разных стран и культур, в том числе западной и российской. Из вывода о наличии социально-культурных и культурно-правовых особенностей конституционализма возникает проблема его исследования с позиций традиционализма и антитрадиционализма, что стало предметом настоящей статьи. Методология и методы исследования. Диалектическая методология, системный подход, аксиологический подход, методы взаимосвязи исторического и логического, индукции и дедукции, компаративистики в конституционном праве и философии образования. Результаты исследования. Предложен комплексный подход к исследованию конституционализма на основе системно-диалектического рассмотрения западной и российской конституционно-правовых культур в философии и правовом образовании. Основу рассмотрения составил гносеологический анализ проблемы с применением диалектической пары категорий «традиционализм - антитрадиционализм». Предложено авторское определение традиционализма и антитрадиционализма применительно к вопросам современного конституционализма. Использование аксиологического и компаративистского подходов позволило выявить различие содержания и сущности конституционного традиционализма и конституционного антитрадиционализма в разных конституционно-правовых культурах. Поставлен вопрос меры инокультурных заимствований в процессах глобальных преобразований конституционализма разных стран, в том числе российского. Обосновано, что получаемые новационные знания следует включать в соответствующие учебные дисциплины профессионального правового образования. Заключение. В XXI в. в эпоху глобализации, в условиях нарастающих неоднозначных взаимодействий конституционно-правовой реальности разных стран большое гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое и педагогическое значение приобретает изучение правовых и конституционных культур, конституционализма с позиций парных категорий традиционализма и антитрадиционализма. Основные научно-философские выводы следует включать в соответствующие программы правового образования в процессе его модернизации.

DOI: 10.15372/PHE20190306
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


8.
ТРАДИЦИЯ В РАКУРСЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО ПОДХОДА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

И.А. Лескова
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Россия
innaleskova@yandex.ru
Ключевые слова: традиция, образовательные парадигмы, концептуальная неопределенность, содержание образования, ценностное основание, холизм, оптика видения, tradition, educational paradigms, conceptual uncertainty, content of education, value basis, holism, optics of vision
Страницы: 101-115

Аннотация >>
Введение. Актуальность изучения темы обусловлена рядом факторов, одним из которых является проблема выбора ценностных ориентиров пути развития образования. Она порождена ситуацией концептуальной неопределенности, вызванной одновременным действием в отечественном и мировом образовательном пространстве двух парадигм: консервативной (традиционалистской) и либеральной. Методология и методика исследования. Методологической базой исследования является постнеклассический подход. Кроме того, применялись теоретические методы: анализ философской, педагогической литературы; обобщение; метод моделирования педагогических систем и процессов. Результаты исследования. На основе анализа традиционалистской и либеральной образовательных парадигм выявлено влияние идеи традиции как элемента ценностного основания образования на ценностную наполненность и базовые характеристики обучения. Показано, что обе парадигмы не обладают потенциалом для решения задач, стоящих перед современным высшим образованием. Предложена трактовка идеи традиции в контексте постнеклассической парадигмы. В общих чертах показаны возможные изменения в системной организации содержания высшего образования в соответствии с данным ценностным и парадигмальным основанием. Образно эти изменения можно представить как переход от содержания образования как мозаичной картины, собираемой в процессе обучения из элементов «готового» знания и видов опыта, необходимых для их воспроизведения, к содержанию образования как материалу действия, подлежащему анализу, осмыслению, преобразованию. Заключение. Предложена и описана в общих чертах новая конструкция содержания высшего образования, снимающая противостояние традиционалистской и либеральной образовательных парадигм, содействуя устранению концептуальной неопределенности, присущей современному образованию.

DOI: 10.15372/PHE20190307
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


9.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ЭЛИТЫ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

В.Б. Гухман
Тверской государственный университет, Тверь, Россия
gukh39@yandex.ru
Ключевые слова: культурная элита, культ знаний, информационная культура, общество знания, самообразование, языки объяснения и понимания, элитология, cultural elite, cult of knowledge, information culture, knowledge society, self-education, languages of explanation and understanding
Страницы: 116-136

Аннотация >>
Введение. Рассматривается проблема формирования российской профессиональной культурной элиты. Цели статьи - обосновать необходимость трансформации отечественной системы массового профессионального образования в личностное (элитное) и дать соответствующие рекомендации по формированию продуктивной культурной элиты как движущей социальной силы постиндустриального общества знания. В научно-философской литературе даются рекомендации по использованию существующей культурной элиты, но не по ее практическому формированию в современных условиях. Методология и методика исследования. В рамках системно-деятельностной философской методологии используются методы системного анализа социотехнических систем применительно к проблеме воспитания российских профессиональных культурных элит во всех областях технико-экономической и социально-гуманитарной деятельности. Результаты исследования. Формирование профессиональных культурных элит требует решения четырех насущных проблем: отсутствия культа знаний у студентов; некачественности общего среднего образования; неразвитости информационно-технической инфраструктуры учебных заведений; недееспособности законодательства об образовании. Из трех альтернативных способов достижения цели исследования (элитарное образование, поиск прирожденных талантов, приглашение иностранных профессионалов) приоритетным выбран (посредством обоснованного критерия выбора) поиск прирожденных талантов. Предложены методы такого поиска. Обоснована целесообразность включения в элитные образовательные программы (вне зависимости от их профессиональной ориентации) философии, гуманитарных дисциплин, системного анализа. Компьютеризованную форму обучения предлагается совмещать с более приоритетной традиционной живой формой общения педагогов и студентов. Обоснована необходимость внедрения в педагогическую практику языка понимания, оперирующего со смыслами изучаемых объектов и явлений. Заключение. Обоснована необходимость (в интересах социального прогресса) преобразования российской системы массового профессионального образования в личностное (элитное) и даны соответствующие практические рекомендации. Новизна исследования, по мнению автора, состоит в использовании системного анализа в элитологии.

DOI: 10.15372/PHE20190308
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


10.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: ДИЛЕММА РОДНОГО ЯЗЫКА

Е.А. Ерохина
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
leroh@mail.ru
Ключевые слова: проекты человеческого развития, этносоциальные процессы, модель регулирования, общественная экспертиза, дилемма родного языка, межэтническое сообщество, human development projects, ethno-social processes, regulatory model, public expertise, native language dilemma, interethnic community
Страницы: 137-150

Аннотация >>
Введение. Современный мир немыслим без инноваций и социальных механизмов их поддержки и продвижения. Однако их внедрение сопряжено с определенными рисками общественного развития. Вместе с изменяющимися условиями возникают предпосылки для становления новых моделей управления, предполагающих вовлечение в процесс принятия решений новых субъектов - заинтересованных в социальных инновациях акторов. Их роль велика в проектах человеческого развития, в том числе в образовании, где особенно сильно ощущается влияние общественных экспертных институтов. Общественная экспертиза является элементом интегративно-коммуникативной модели регулирования этносоциальных процессов. В статье опыт общественной мобилизации для законодательного разрешения проблемы преподавания родного языка в системе среднего образования представлен как кейс, иллюстрирующий ее возможности. Методология и методика исследования. В основу общеметодологической базы исследования положен критический подход, предложенный в философских и социологических концепциях М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса и других представителей франкфуртской школы, выступавших с позиций критики технократизма. Исследование опирается на аналитический метод, анализ законодательных актов в сфере языковой политики, образования, национальной политики, политики в области реализации прав коренных малочисленных народов, личные наблюдения. Результаты исследования. Образование является сферой воспроизводства общественных благ. Противоречие между гуманистическим содержанием образовательного процесса и менеджериальными практиками его администрирования негативно воздействует на предметные области, которые отвечают за воспроизводство целостности личности. Это все гуманитарные дисциплины и в особенности родной язык и родная литература. Инструментом снятия указанного противоречия является общественная экспертиза, вовлекающая в деятельность по оценке состояния развития языков народов России, условий их воспроизводства в межэтнических сообществах представителей педагогической и родительской общественности в национальных субъектах РФ. Участие в управлении «человека с улицы», прямо заинтересованного в том, чтобы важные вопросы, напрямую задевающие его, решались им совместно с чиновниками и учеными, является подлинно инновационным элементом общественной жизни. Заключение. Ценностными ориентирами интегративно-коммуникативной модели остаются интеграция без ассимиляции на основе уважения прав человека, в том числе права на сохранение и развитие родного языка, гибкого учета этнокультурной специфики межэтнических сообществ, активного взаимодействия государства с негосударственными субъектами ее реализации, экспертным сообществом и институтами гражданского общества. Как показал кейс, иллюстрирующий роль общественного участия в законодательном решении дилеммы родного языка, эта модель вполне реализуема в экспертных практиках с участием учителей низшего звена образовательной вертикали.

DOI: 10.15372/PHE20190309
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


11.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АНТРОПОПРАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

А.А. Попов1,2,3,4, П.П. Глухов2,5, М.С. Аверков4
1Федеральный институт развития образования РАНХиГС, Москва, Россия
aktor@mail.ru
2Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
gluhovpav.pav@gmail.com
3АНО ДПО «Открытое образование», Красноярск, Россия
4Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия
mgolota@yandex.ru
5ООО «Агентство гуманитарных технологий "Политика развития"», Москва, Россия
Ключевые слова: инклюзивное образование, одаренные обучающиеся, антропопрактика, ценностно организованное образование, продуктивное образование, inclusive education, gifted students, anthropo-practices, value organized education, productive education
Страницы: 151-164

Аннотация >>
Введение. В статье показывается, что оптимальной формой инклюзии при работе с одаренными детьми является их включение в антропопрактики как в формы деятельности, предполагающие одновременно реконструкцию персональных ценностей и воплощение их в совместном продуктивном действии. Методология и методика исследования. В рамках исследования использовались сопоставительный, системно-деятельностный, системно-генетический методологические подходы. В рамках сопоставительного подхода рассматривались различные практики образовательной инклюзии и разные взгляды на оптимальные меры педагогического сопровождения одаренности. Системно-деятельностный подход предполагает реконструкцию оптимальных форм использования педагогической инклюзии в работе с одаренными детьми. Системно-генетический подход позволил одновременно определить источники антропопрактики как формы образовательной инклюзии для одаренных детей, а также условия ее успешного применения в конкретных ситуациях. В качестве конкретных методик исследования были использованы включенное наблюдение в конкретные образовательные мероприятия инклюзивного характера; развернутые экспертные интервью, позволяющие оценить возможности и ограничения различных подходов к инклюзии; системное моделирование возможных вариантов реализации антропопрактической инклюзии для одаренных обучающихся. Результаты исследования. Уточнено понятие инклюзивного образования, выделены его основные типы, их возможности и ограничения; показаны особенности инклюзивного образования в работе с одаренными детьми; дано определение антропопрактики и показано ее значение как педагогического инструмента, формирующего содержательную позицию ученика; обосновано значение антропопрактик как формы реализации инклюзивного образования для одаренных школьников; описаны ключевые содержательно-организационные типы антропопрактики как формы инклюзии для одаренных детей. Заключение. Инклюзивное образование одаренных детей требует сотрудничества, связанного с достижением ценностно обусловленных целей и с построением жизненных стратегий и траекторий, исходящих из этих целей.

DOI: 10.15372/PHE20190310
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


12.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Е.А. Крутько1, З.И. Аксянова2, Ю.С. Островая2
1Сибирский институт управления, Новосибирск, Россия
e.a.krutko@mail.ru
2Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия
sibzem@gmail.com
Ключевые слова: иностранный язык, информатизация образования, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, субъект обучения, foreign language, informatization of education, internal motivation, external motivation, subject of learning
Страницы: 165-175

Аннотация >>
Введение. Формированию личности, способной использовать свои возможности в любой области, должны служить инновации в образовании. Информатизация современного образования становится неотъемлемой составляющей учебного процесса, приводит к изменениям традиционных подходов, методов и организационных форм обучения в изучении иностранных языков. Целью статьи является анализ методов и подходов активизации мотивации в условиях информатизации при изучении иностранных языков с разных точек зрения: от учебно-познавательной работы через учебно-исследовательскую к учебно-профессиональной. Обзор научной отечественной и зарубежной литературы показывает, что формирование мировоззрения современного человека происходит через особую среду интерактивно-мобильной коммуникации разнообразных субъектов деятельности. Методология и методика исследования. Исследования, рассматривающие способы повышения мотивации с разных точек зрения (психологической, педагогической, социологической) российских и зарубежных ученых, послужили теоретико-методологической базой, а многочисленные методы и технологии преподавания иностранного языка в неязыковом вузе (например, технология Task-based Learning and Teaching, метод кейс-стади, метод проектов, технология Edutainment и др.) помогли выявить эффективные способы, мотивирующие студентов к изучению нового материала. Результаты исследования. Преподавателю сегодня приходится задействовать механизмы внутренней мотивации для реализации учебно-познавательной работы, основанной на интересе индивида к выполнению предлагаемой деятельности. Ведущий принцип автономии обучаемого используется для реализации учебно-исследовательской деятельности, а учебно-профессиональная деятельность при обучении иностранному языку должна планироваться как средство достижения внешних целей. В статье раскрыты основные педагогические условия актуализации мотивации при обучении иностранному языку в современной образовательной парадигме, механизмы внутренней и внешней мотивации через информационно-коммуникационные технологии. Заключение. Иноязычное образование в неязыковом вузе должно быть дифференцированным и индивидуализированным для лучшей мотивации всех субъектов обучения, понимания смысла реализации учебной деятельности самим обучающимся. Таким образом, перед преподавателями иностранного языка стоит первостепенная задача - разработать подходы, способствующие повышению мотивации субъектов обучения и определяющие успех учебного процесса в освоении иностранного языка.

DOI: 10.15372/PHE20190311
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину