Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 5

1.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ ДЛЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

А.Д. Герасев
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, ул. Вилюйская, 28
Страницы: 3-7
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКОНОМИКА

Аннотация >>
Масштабные задачи по возрождению и развитию российской экономики невозможно решать без создания системы постоянного воспроизводства современных профессиональных кадров. Старый лозунг «Кадры решают все» сегодня как никогда актуален. Причем нам нужны не столько специалисты, поддерживающие старые технологии, сколько кадры, способные отвечать вызовам XXI в., работать в условиях новых технологических укладов.

DOI: 10.15372/PHE20160501
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


2.
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

В.Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, 979016, Россия, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 4
Ключевые слова: глобализация, образование, образовательная парадигма, модернизация и стандартизация образования, Болонский процесс, ЕГЭ, суверенитет российского образования, globalization, education, educational paradigm, modernization and standardization of education, Bologna process, Unified State Exam, sovereignty of Russian education
Страницы: 8-17
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
На страницах журнала «Философия образования», размещенных на момент написания данной статьи в электронной библиотеке eLibrary и, следовательно, в системе РИНЦ, его авторы наряду с другими темами подвергают философскому осмыслению феномен глобализации и его влияния на состояние и изменения в современной системе российского образования. Контент-анализ тематики опубликованных в журнале статей показывает, что к этой теме авторы обращаются чаще, чем к другим. Ключевые слова «глобализация», «глобальный мир» и т. п. в сочетании и без сочетания с понятием «образование» встречаются, по меньшей мере, в 58 опубликованных в журнале работах 56 авторов. В контексте глобализации рассматривается и большинство частных вопросов российского образования - дошкольного, основного и среднего школьного, внешкольного дополнительного, среднего и высшего профессионального, послевузовского. По сути, с позиций глобализации анализируются проводимые в современной России реформы в образовании и их результаты, Болонский процесс, ЕГЭ и стандартизация образования, миссия образования в обеспечении суверенитета и государственной безопасности России. В плюрализме мнений имеют место как конформистское, так и оппозиционное отношение к вхождению России в Болонский процесс и заимствованию инородных атрибутов образовательных систем. При этом редколлегия журнала занимает исключительно демократическую позицию по отношению к авторам и многообразию их философских воззрений. Из множества суждений авторов есть возможность выделить продуктивные идеи для поиска новой парадигмы российского образования, на которую следует опираться в проведении государственной политики в сфере образования и ее модернизации. Предварительно эти идеи представлены в предлагаемой читателю статье.

DOI: 10.15372/PHE20160502
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


3.
СОВЕТСКИЙ НЕПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ МОДЕРН, ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Статья 1. Цивилизационные особенности России и модерн

А.А. Гордиенко
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
gordienko.22@mail.ru
Ключевые слова: экзистенциальная аскеза, мирская (трудовая) аскеза, материально-партикулярная индивидуализация, интеллектуальная индивидуализация, гражданская публичность, гражданское общество, циклическая («пульсирующая») гражданственность, номиналистическая (классическая) собственность, колониальность, ориентализм, existential ascesis, secular (labor) ascesis, material and civil individualization, intellectual individualization, civil publicity, civil society, cyclic («pulsing») citizenship, nominalistic (classical) property, colonialism, orientalism
Страницы: 17-30
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье показано, что западноевропейские страны пережили системно-генетические трансформации, возникшие на основе нисходящей индивидуализации с характерной для нее мирской аскезой. Здесь сложились соответствующие этому типу индивидуализации механизмы социальной интеграции, контроля и управления (с конфликтной гармонизацией) и базовый тип экономики. В России в отличие от западной техногенной цивилизации реализуются интенции восходящей индивидуально-творческой индивидуации, в основе которой лежит не отчуждение, а соединение, путь людей друг к другу. Потенциал такой индивидуализации в наибольшей степени соответствует возникающим по мере технико-технологического развития лакунам интеллектуального творческого труда. Индивидуально-творческая индивидуализация по своей природе не структурна, не формальна, осуществляется в ходе непосредственного общения и взаимодействия. Здесь «индивидуальное» и «частное» (отдельное) не совпадают, и обладание собственностью не рассматривается как необходимая составляющая индивидуализации. В обществе доминируют представления о «реалистической» (передельной) собственности, смысл которой состоит в поддержании общественного равновесия. Политическую активность, возникающую на основе этой индивидуации, трудно отделить от государственного тоталитаризма. Они совпадают по форме, они «тотальны» в отличие от западного варианта, при котором общественная активность осуществляется под лозунгами «партикуляризма», в то время как государство «отвечает» за реализацию «всеобщего интереса». Эта нерасчлененность общественного и государственного начал приводит к тому, что в России устойчиво воспроизводится режим циклической «пульсирующей» гражданственности.

DOI: 10.15372/PHE20160503
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


4.
ОБРАЗОВАНИЕ XXI В. В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОЛЯРНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

С.А. Ан1, Е.В. Ушакова2, Н.В. Наливайко3
1Алтайский государственный педагогический университет, 656031 Россия, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55
2Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 40
3Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: разрушительные паразитарные процессы, полярные цивилизации, образование, развивающее творческую сущность, содержание, devastating parasitic processes, polar civilization, education, development of creative essence, content
Страницы: 31-40
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Актуальность темы исследования обусловлена непрекращающимися кризисами, локальными разрушениями социальной, природной жизни и глобальным катастрофизмом. Глобальные деструктивные процессы приобретают все более обширный характер, в том числе в системе образования. Для принятия срочных экстремальных жизнеохранительных мер необходимо своевременно распознавать разрушительные паразитарные процессы, определять их сущность, содержание. Цель исследования - рассмотреть высокий уровень планетарной органической жизни - социальный, выделив два взаимосвязанных противоположных процесса самодвижения материи: 1) социальные продуценты, обеспечивающие концентрацию социальной материи, свободноживущие социосистемы, наращивающие саморазвитие и социальное разнообразие в обществе (С-цивилизация); 2) социальные редуценты, ведущие к упрощению и деструкции социальной материи, вплоть до ее самораспада (П-цивилизация). Показано, что в противоборстве цивилизаций сфера образования все более приобретает ключевое значение, поставляя необходимых людей или в С-цивилизацию, или в П-цивилизацию. Процесс этот приобрел глобальные масштабы, имеет интернациональное содержание, требует изучения на государственном и глобальном уровнях. Сделан следующий вывод: как любая сфера общества образование при воздействии на него полярных цивилизаций также поляризуется. Система образования в XXI в. существует практически во всех государствах мира и формально выполняет отмеченные выше общественные функции. Но это только форма, на самом деле при воздействии на сферу образования полярных цивилизаций одна и та же внешняя форма организации обучения может наполняться принципиально разным, полярным содержанием.

DOI: 10.15372/PHE20160504
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


5.
СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM (ИНСТАГРАММ)

Т.А. Арташкина, В.А. Киселева
Дальневосточный федеральный университет, 690950, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8
tam.artand@gmail.com
Ключевые слова: Интернет-коммуникации, социальные сети, Instagram (Инстаграмм), молодежь, фотографии, селфи, визуальная культура, визуальная саморепрезентация, информационный продукт, симулякр, самосимулякр, Internet communication, social network, Instagram, youth, photos, selfie, visual culture, visual self-representation, information product, simulacrum, self-simulacrum
Страницы: 41-58
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Как известно, современные социокультурные коммуникации оказывают мощное влияние на личность, что непосредственно фундировало проблему сохранения личности. Авторами был проанализирован лишь один аспект данной проблемы, непосредственно связанный со спецификой визуального информационного продукта социальных сетей. Исследование опиралось на основные теоретические положения социологии молодежи, общую концепцию визуальной культуры и отдельные положения общей теории коммуникации. В работе широко использовались методы теоретического и эмпирического исследования. Непосредственным предметом исследования стала визуальная саморепрезентация личности в социальной сети Instagram. Авторы утверждают, что коммуникации в данной сети осуществляются на основе трехкомпонентной модели социокультурного механизма информационного воздействия: производитель (отправитель) информации - пользователь сети; информационный продукт - фотографии, выставленные в сети; потребитель (получатель) информации, как правило, неопределенен. Для анализа целевой аудитории отправителей (производителей) информационного продукта был проведен опрос с помощью специальной анкеты, размещенной в сети Интернет. Результаты опроса показали, что основная аудитория пользователей данной сети - молодежь в возрасте от 16 до 25 лет. Фотографии стали единицей анализа информационного продукта, размещенного в сети. Однако использование метода контент-анализа в полном объеме оказалось невозможным из-за огромного количества выложенных в сети фотографий и нехватки памяти компьютера для их хранения. Поэтому авторами применялись лишь отдельные элементы контент-анализа. Всего было проанализировано более 3000 фотографий, выложенных пользователями сети Instagram. На Интернет-страницах преобладают фотографии себя (селфи) (более 1000), фотографии еды и животных (более 500) и природы (более 200). Проведенное авторами исследование выявило два фундаментальных противоречия: публичность выставляемых фотоснимков, носящих порой довольно личный и интимный характер, и довольно резкая и негативная реакция на любую попытку вмешаться в «личное пространство» пользователя сети; ярко выраженное одиночество молодых людей и большая потребность в общении, сопровождаемая целенаправленным уходом от общения в реальном мире. Основные выводы исследования таковы. Информационный продукт социальной сети Instagram есть способ саморепрезентации молодежи в социальной фотосети. Фрагменты реального мира на фотографиях могут быть реальными и специально сконструированными (инсталляции и «перформанс», где действующим лицом является домашнее животное). Фотографии собственной персоны имеют целью репрезентировать собственное «Я» по принципу «вот он Я!». Диапазон представленных образов колеблется от простого фотоснимка реального человека до грубого эпатажа, выходящего за рамки клоунады. Такая саморепрезентация, по сути, является самосимулякром. Визуальное изображение на выставленной в сети фотографии есть своего рода код, позволяющий считывать информационное послание. Производитель информационного продукта и его потребитель могут принадлежать к разным субкультурам, тогда дешифровка закодированной информации будет происходить по законам межкультурной коммуникации.

DOI: 10.15372/PHE20160505
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


6.
ДИАЛЕКТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО И РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. Абрамова1,2
1Новосибирский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск
marika24@yandex.ru
2Институт философии и права, 630090, Россия, г. Новосибирск
Ключевые слова: диалектика интернационального и национального, трансформация системы образования в России, национальная политика, dialectics of the international and the national, transformation of the education system in Russia, national policy
Страницы: 59-68
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье на основе диалектического подхода рассматривается динамика интернационального и национального в национальной политике в советский и постсоветский периоды. Отмечены разночтения интерпретации понятия «национальное», которое не всегда трактуется как сугубо этническое. Установка национальной политики на гармонизацию интернационального и национального в СССР предполагала длительный процесс формирования единой нации советских людей. С этой целью был сделан большой вклад в выравнивание возможностей представителей разных этнических групп в процессе получения образования и дальнейшей социальной мобильности. Автор отмечает, что в решении данных задач советское правительство постепенно все больше внимания уделяло подготовке и образованию представителей титульных этносов, которые должны были стать трансляторами политики правительства СССР в национальных республиках. Политика «коренизации» при ослаблении влияния партии в республиках со временем явилась катализатором центробежных сил, приведших к росту этнического самосознания. Тем не менее, несмотря на предположение об усилении в СССР ассимиляционной политики, высказанное зарубежными советологами, гражданам страны удалось сохранить баланс этнической и гражданской идентификации, а также патриотическое отношение к «малой Родине» и родному языку, о чем свидетельствует большое количество людей различных этнических групп, владевших в конце 1980-х гг. родным языком и использовавших его как средство общения в быту и на работе. Усиление этноцентристских настроений в национальных республиках, подогреваемых этнической элитой, привело к последующему параду «суверенитетов» и развитию концепций национальных школ, противопоставивших национальное интернациональному. Автор приходит к выводу, что действия в области управления национальной политикой в постсоветском пространстве привели к дисбалансу в межэтнических отношениях, обеднили образовательную практику и в значительной степени ослабили потенциал страны. Таким образом, динамика развития интереса к интернациональному взаимодействию является объективным и позитивным фактором дальнейшего развития страны.

DOI: 10.15372/PHE20160506
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


7.
ПРОБЛЕМА СПОСОБА БЫТИЯ ЦЕННОСТЕЙ В НАУКЕ И ВАЖНОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И СТУДЕНТОМ В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Н.П. Суханова1, Б.В. Сапрыгин2
1Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56
konfngi@yandex.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
saprygin2007@yandex.ru
Ключевые слова: ценности, неявное знание, формализованное знание, личностное общение, следование образцу, российская наука, values, tacit knowledge, formalized knowledge, interpersonal communication, following the example, Russian science
Страницы: 69-80
Подраздел: ПЕДАГОГ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
В статье на материале истории российской науки рассматривается проблема способа бытия ценностей в науке с целью демонстрации важности личностного общения между педагогом и студентом в процессе преподавания. Воспроизводство научного сообщества, то есть подготовка новых поколений ученых, - это не только передача новичкам определенной суммы знаний и умений, но и усвоение ими идеалов и ценностей науки. Знания такого типа, которые невозможно передать посредством формулировок, М. Полани называл неявными знаниями. К такому типу знаний также принадлежат ценностные ориентации. Признание существования невербализованных традиций обогащает картину науки, делает ее более полной. В статье предпринимается попытка с опорой на высказывания самих ученых понять, насколько важно для них в ходе научной работы личностное общение, пример коллеги или учителя, непосредственно задающих образцы ценностей, которым надлежит следовать.

DOI: 10.15372/PHE20160507
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


8.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО В СПОРЕ О БУДУЩЕМ УНИВЕРСИТЕТА

А.М. Аблажей
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
ablazhey@academ.org
Ключевые слова: высшее образование, реформирование, рейтинг, национальный исследовательский университет, профессорское сообщество, университетский менеджмент, higher education, reforming, national research university, professor’s community, university management
Страницы: 81-91
Подраздел: ПЕДАГОГ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
В статье анализируются процессы трансформации организационной структуры и системы управления современного университета в условиях реформы вузовской системы. Анализ сложившегося положения дел показал, что получение статуса национального исследовательского университета ведет, с одной стороны, к увеличению финансирования и качественному рывку в развитии вуза, с другой - к резкому сужению пространства университетской демократии и ослаблению влияния преподавательского сообщества на ситуацию в нем. Сделан вывод, что наличие подобных тенденций вызывает озабоченность в преподавательской среде, а их продолжение приведет, в конечном итоге, к падению качества образования; к пониманию, что бороться с тенденциями сужения внутриуниверситетской демократии и ослабления влияния профессуры возможно главным образом путем максимальной диверсификации источников развития (прежде всего финансирования) университетов прежде всего за счет активного поиска частных инвесторов. Это могут быть средства ассоциаций выпускников или крупных компаний, заинтересованных в долговременном сотрудничестве с вузом. Заметный рост такого рода доходов неизбежно приведет к усилению влияния тех же попечительских советов в качестве параллельных органов, если не рутинного (оперативного) управления вузом, то определения стратегических целей и источников его развития, которые при внушительных объемах параллельного финансирования (речь идет, естественно, о государственных вузах) вполне могут выступать на равных как с университетской, так и государственной бюрократией.

DOI: 10.15372/PHE20160508
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


9.
СОЦИАЛЬНАЯ АПАТИЯ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ: К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВИЙ И ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Е.Ю. Быкова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, 634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36
fancy_brain@sibmail.com
Ключевые слова: социальная апатия учителя, профессиональное выгорание, мотивация к работе, стимулирующие факторы, удерживающие (гигиенические) факторы, social apathy, teachers, professional burnout, work motivation, stimulating factors, retaining (hygienic) factors
Страницы: 92-105
Подраздел: ПЕДАГОГ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
В данной статье рассматриваются причины распространения среди современных российских учителей социальной апатии, которая проявляется в безынициативности, безразличии, отсутствии заинтересованности в высоких образовательных результатах, утрате интереса к своему делу. В статье показано, что отечественные и зарубежные исследователи, анализируя особенности мотивации учителей и возможности преодоления апатии, основное внимание уделяют личностным и институциональным факторам. При этом первые (повышенный нейротизм, высокая личная ответственность и значимость труда, эгоистичность, значимость материального благополучия или, наоборот, жертвенность, приводящая в итоге к разочарованию в профессии), согласно результатам исследований российских авторов, являются главной детерминантой эмоционального выгорания и апатии, а вторые - значимым условием ухудшения психосоциального самочувствия учителей. Несмотря на то что на Западе система образования лишена многих существенных недостатков, провоцирующих в России, например, неудовлетворенность педагогической профессией (таких, как низкий престиж, недостаточная заработная плата и т. д.), зарубежные учителя также испытывают на себе негативное влияние организационных (или институциональных) факторов, к которым, как правило, относят несогласие с решениями администрации, неудовлетворенные потребности в признании, проблемы с дисциплиной немотивированных и незаинтересованных учеников, бюрократию и т. д. В статье показано, что ограниченность влияния на личностные особенности педагогов заставляет связывать решение проблемы социальной апатии с воздействием на институциональную среду. В частности, проблему повышения мотивации и удовлетворенности профессией принято решать через влияние на удерживающие (гигиенические) и мотивирующие факторы рабочей среды. В статье делается вывод о том, что на мотивацию российских педагогов изменение этих факторов не оказывает существенного влияния. В статье делается предположение, что распространенность социальной апатии среди педагогов следует связывать не только с особенностями системы образования России, но и с общемировыми тенденциями, а именно с произошедшей трансформацией ценностных ориентаций и социально-культурных условий осуществления педагогической деятельности, которая проявляется как в обостренном восприятии недостатков своей профессии, так и в изменении социальных требований, предъявляемых к учителям. Это обстоятельство предполагает использование понятия «социальная апатия», которое подразумевает не столько психологическую характеристику или состояние личности, сколько общую объективированную социальную черту, порожденную определенными трансформациями современного общества.

DOI: 10.15372/PHE20160509
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


10.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ж.И. Сорокина, В.И. Волынкин
Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
Ключевые слова: дошкольное образование, мотивационная готовность к обучению, проектная деятельность, проектный метод, инновационные технологии, критерии эффективности, preschool education, motivational readiness for learning, project activity, project method, innovative technologies, performance criteria
Страницы: 106-109
Подраздел: ПЕДАГОГ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
Сегодня в образовании приоритетная роль принадлежит методам и технологиям обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный, творческий, поисковый характер. И здесь на первое место выходит проектная деятельность воспитанников. В статье рассмотрены содержание проектной деятельности в ДОУ и предложены критерии ее эффективной реализации.

DOI: 10.15372/PHE20160510
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


11.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА

И.В. Гордиенко, С.Н. Шевченко
Белгородский государственный аграрный университет имени В. Я. Горина, 308503, Россия, п. Майкопский, ул. Вавилова, 1
Ключевые слова: профессиональное становление, воспитание, профессионализм, ценностное отношение к труду, крестьянский труд, профессиональная деятельность, professional formation, upbringing, professionalism, value attitude toward labor, peasant labor, professional activity
Страницы: 110-124
Подраздел: ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация >>
В данной статье проанализированы пути формирования ценностного отношения студентов аграрного вуза к будущей профессиональной деятельности и сельскохозяйственному труду. Рассмотрена философско-педагогическая проблема воспитания и социализации студентов в учебно-воспитательном процессе, дан анализ форм, методов и приемов работы по формированию ценностного отношения студентов-аграриев к будущей профессиональной деятельности. Авторы статьи приходят к выводу, что ценностное отношение студентов вуза аграрного профиля к социально-профессиональной деятельности и сельскохозяйственному труду следует формировать с первого курса обучения. Сферой профессионального воспитания должна стать целенаправленная программа по обеспечению необходимых условий для формирования ценностного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности. Ведущими из них являются сфера учебной, воспитательной и познавательной деятельности, через которую осуществляется обогащение новыми знаниями, расширение кругозора, повышение интеллектуального уровня личности; сфера творческого, духовного развития, в которой происходит формирование эмоциональной культуры специалиста, развитие эмпатии, творческой индивидуальности, творческого начала личности; сфера профессионально-трудовой деятельности, в которой происходит освоение и закрепление профессиональных умений и навыков, привычек и стереотипов профессионального поведения и деятельности, обретается опыт налаживания профессионально-трудовых отношений, обеспечивается развитие самостоятельности, инициативы, активной созидательной деятельности будущего специалиста; сфера формирования здорового образа жизни, в которой личностью осваиваются традиции и нормы поведения, отношения к ресурсам человеческого организма, основы гигиены и бережного отношения к своему здоровью; сфера досуга и студенческого быта, через которую осуществляется формирование представлений будущего специалиста о рациональном использовании свободного времени, выработке правильного режима учебной деятельности и отдыха, эстетике рабочего места и домашней обстановки, получают развитие навыки социальной коммуникации, делового и личного общения, происходит обмен социокультурным и профессиональным опытом и т. д.

DOI: 10.15372/PHE20160511
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


12.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТМОДЕРНА

Т.А. Рубанцова1, Е.А. Крутько2
1Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191
rtamara@nqs.ru
2Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 119771, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 82
e.a.krutko@mail.ru
Ключевые слова: постмодернизм, ценностные ориентации, универсальные ценности культуры, социализация, самоидентификация, структурный анализ социализации личности, аксиологический анализ, postmodernism, value orientations, universal values of culture, socialization, self-identification, structural analysis of socialization of the personality, axiological analysis
Страницы: 125-131
Подраздел: ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация >>
Целями статьи являются анализ теоретических проблем, связанных с аксиологическим аспектом социализации личности в обществе постмодерна, и рассмотрение взаимовлияния человека и общества в процессе их взаимодействия. В кризисные эпохи, когда социальная структура испытывает стресс под влиянием внешних или внутренних факторов, система ценностей также может претерпевать существенные изменения. Можно определить структуру социализации в обществе постмодерна, которая выглядит следующим образом: проектирование, корреспондирование, портретирование. В ходе аксиологического анализа социализации личности авторы пришли к заключению, что формирование ценностных ориентаций личности осуществляется в процессе ее социализации, а универсальные ценности культуры выполняют важные функции интеграции в социальном пространстве. Ценности обладают свойством упорядочивать действительность, они вносят в ее осмысление оценочные моменты. Ценности всегда обусловлены культурным контекстом, что делает ценности, присущие различным культурам, во многом непохожими друг на друга. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных ориентаций, и это может повлечь за собой весьма серьезные социальные последствия: утрата ориентиров ведет к отчуждению от общества, ведет к маргинализации личности и отрицанию ею культурных норм.

DOI: 10.15372/PHE20160512
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


13.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЗЕЕВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Б.Г. Гагарин, С.Н. Кравченко
Нижневартовский государственный университет, 628602, Россия, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 56
boris.gagarin.40@mail.ru
Ключевые слова: экспозиция, поликарбонат, клаузура, фальш-стена, лампада, туеса, концепция, интерьер, композиция, колорит, стропила, залавок, полати, display, polycarbonate, klauzura, false-wall, lamp, tuesa, concept, interior design, composition, color, roof, zalavok, loft
Страницы: 132-140
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена проблемам преподавания дисциплин дизайнерского цикла. В учебных планах факультетов искусств и дизайна есть раздел средового дизайна, который предполагает изучение методов проектирования различных интерьеров и музеев в том числе. Музеи - это наиболее перспективные и реальные заказы на объекты, которые предстоит выполнять молодым специалистам после окончания учебы. Многолетний опыт работы в сфере практической художественно-культурной деятельности, большой педагогический опыт в системе художественного образования позволяют авторамнастоящей статьи дать несколько советов студентам - будущим специалистам в области средового дизайна. В статье рассматриваются два совершенно разных примера из практики проектирования музейных экспозиций, что позволит студентам выбирать ориентиры в исполнительской деятельности, которые помогут открыть пути в проектировании новых вещей, новых позиций, новых пространственных структур. Первый пример демонстрирует конкретные действия художников-дизайнеров, которые, получив заказ, окунулись в атмосферу сплошных конфликтов. Железобетонная архитектура предлагаемого помещения никоим образом не располагает к тому, чтобы размещать здесь реквизиты, изъятые из сугубо деревенской среды, в окружении дерева. Габариты сельских изб несоизмеримы с габаритами современного здания (разница в высоте потолков). Размер маленьких деревенских окон, пропускающих ограниченное количество дневного света и создающих полумрак в помещениях, несоизмерим с тем мощным потоком света, который пропускают огромные окна современных школ и т. д. Одним словом, перед исполнителями - бесконечные конфликтные ситуации, требующие для их решения изобретательности. И это хорошо! Второй пример, действительно, является примером того, как можно создавать «станковый проект», где предоставляются широкие возможности для фантазий и предложений, порой даже абсурдных. Любому художнику, а тем более молодому дизайнеру, необходима свобода в выборе способов и методов проектирования тех или иных объектов.

DOI: 10.15372/PHE20160513
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


14.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВИРТУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА

М.В. Самардак, Т.А. Рубанцова
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191
samardak@stu.ru
Ключевые слова: виртуальное образовательное пространство, графическая культура, виртуальная реальность, социальная реальность, virtual education space, graphic culture, virtual reality, social reality
Страницы: 141-147
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Целью статьи является анализ проблем формирования графической культуры студента в современном виртуальном пространстве вуза. В настоящее время назрела острая необходимость анализа социальной виртуальной реальности, которая появилась в результате развития коммуникативных технологий, повлекших за собой существенные изменения в обществе и образовании. Виртуальная реальность социальна, она имеет рефлексивную основу, так как моделируется субъектами данного процесса. В социальной реальности возникают новые виды реальности, которые носят виртуальный характер, а технологической средой для их создания является Интернет. Одной из важных сфер социального виртуального пространства является виртуальное образовательное пространство вуза, которое в последнее время стало играть значительную роль в системе высшего образования России. Одной из задач современной философии образования и педагогической науки является разработка новых видов и форм организации образовательного процесса виртуального пространства университета. Общетеоретической базой специального технического (инженерного) образования принято считать графические дисциплины, которые являются важнейшими составляющими профессиональной подготовки технического специалиста, реализуемой именно в виртуальном пространстве образования. Графическая подготовка студентов инженерных специальностей является основой для профессиональной подготовки будущего инженера. Ее специфика состоит в том, что она в основном формируется в виртуальном образовательном пространстве, которое задано педагогом. Инженерные языки графического представления информации являются областью графо-геометрических дисциплин, наиболее полно использующих функции профессионального коммуниката. Графическая культура определяется в статье как выражение зрелости и развитости продуктивно реализуемых в профессиональной деятельности системы качеств, сформированных в виртуальном педагогическом пространстве, которые включают в себя широкий графический кругозор и тезаурус, образованный системой графических знаний.

DOI: 10.15372/PHE20160514
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


15.
УЧЕБНАЯ ПОСТАНОВКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНЫХ УМЕНИЙ РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА

К.А. Кравченко
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
kka-78@mail.ru
Ключевые слова: академический рисунок, натюрморт, ритм, пространство, композиция, конструкция, объем, academic drawing, still life, rhythm, space, composition, design, volume
Страницы: 148-156
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье автор отмечает, что обучение академическому рисунку в педагогическом вузе представляет собой процесс последовательного формирования и развития у студентов определенных профессиональных качеств (художественного восприятия, графических представлений). Изображение натюрморта в этом контексте создает условия не только для обучения студентов определенным практическим умениям и навыкам, но и для формирования целостной системы видения, восприятия и воспроизведения натуры. По мнению автора, грамотно составленная учебная постановка - это важнейшее условие организации процесса зрительного восприятия для изображения, которое используется с целью его профессионального развития. Каждый учебный натюрморт должен быть носителем определенных пространственно-ритмических закономерностей, тогда такая работа будет не просто «штудией» натуры, а приобретет художественно-образное значение благодаря пространственно-ритмической идее, которую несет в себе натурная постановка, и необходимости со стороны студента ее увидеть и в ходе осмысления сформировать первоначальный замысел, реализующийся в последующих изобразительных действиях. Предметы, составляющие натюрморт, должны быть различными по размеру и форме, что дает возможность студентам в процессе рисования сопоставлять их по различным характеристикам, выявлять индивидуальные черты каждого из них, составляя из них при этом единую композиционную структуру, подчиненную определенным пространственно-ритмическим связям. В постановке учебного натюрморта из предметов быта необходимо акцентировать главную задачу, которая способствует формированию замысла. Поэтому постановка натюрморта обычно начинается с главного - композиционного центра. Для этого используют предметы, несущие в себе определенные ритмические закономерности, на основе которых формируется основная пространственно-ритмическая идея всей постановки. К главным предметам подбирают соподчиняющиеся с композиционным центром. Величина и расположение всех других частей и элементов изображения зависят от величины и расположения предмета, выбранного в качестве композиционного центра. Данная зависимость в построении изображения определяется пространственно-ритмическим построением. В свою очередь ритм в построении гармонии визуального ряда в рисунке натюрморта зависит не только от связи композиционного центра со всеми другими частями изображения, но и от взаимной ритмической и пластической связи этих частей друг с другом. Для того чтобы студент мог наглядно увидеть все эти характеристики, педагогу необходимо не только составить постановку грамотно, но и верно определить ее положение по отношению к рисующим с тем, чтобы они при восприятии модели смогли увидеть весь ход и логику восприятия формы и пространства.

DOI: 10.15372/PHE20160515
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


16.
СПЕЦИФИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ЗИМНИХ ВИДОВ СПОРТА

А.В. Агабекян, А.В. Блажко, П.Г. Воронцов, В.Н. Иванова
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 40
sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, зимние виды спорта, лыжная подготовка, physical education, physical culture, winter sports, ski training
Страницы: 157-165
Подраздел: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация >>
В статье на основе положений российского законодательства о физической культуре и спорте, а также педагогического опыта преподавания физической культуры авторов данной статьи в вузе показаны место и роль физического воспитания в процессе формирования качеств целостной личности студента в высшей школе. Раскрыта главная цель формирования физической культуры в вузе. Обосновано, что формирование и укрепление физических и психоэмоциональных качеств личности должно осуществляться с учетом разнообразных условий педагогического процесса: прежде всего качества психофизической подготовки разных групп студентов, требований действующих норм ГТО для вузов, оптимальной включенности занятий физической культурой в общую организацию учебного процесса, согласованного распределения учебного и внеучебного времени в процессе физической подготовки. Также необходимо учитывать сезонно-климатические факторы для занятий определенными видами физической подготовки и массового спорта. В статье рассмотрена специфика физического воспитания молодежи в зимних видах спорта. Важность этого аспекта обучения определяется природно-географическими условиями нашей страны, особенно сибирских регионов. Поскольку человек должен быть подготовлен к суровым условиям резко континентального климата, а его организм адаптирован к холодному времени года, к зимнему периоду, необходимы специальные программы физвоспитания, подготовки студентов к разнообразным зимним видам спорта. Основное внимание уделено наиболее широко используемым в процессе обучения лыжной подготовке и лыжному спорту.

DOI: 10.15372/PHE20160516
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


17.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗНООБРАЗИЕ СИСТЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

П.Г. Вегнер, К.Е. Полотнянко, Е.В. Ушакова, Н.А. Химичева
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 40
sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: здоровый образ жизни, педагогическое управление, виды педагогического управления, способы формирования здорового образа жизни, healthy lifestyle, pedagogical management, types of pedagogical management, methods of forming a healthy lifestyle
Страницы: 166-174
Подраздел: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация >>
В статье исследованы социально-педагогические закономерности управления в направлении формирования здорового образа жизни человека в процессе воспитания и самоуправления. Начиная с конца ХХ в. в России стала актуализироваться социально-педагогическая проблема формирования здорового образа жизни (ЗОЖ). Эта потребность возникла в связи с резким ухудшением здоровья российского населения, особенно детей и молодежи, и как вопрос о сущности, содержании и оптимальных путях формирования здорового образа жизни детей и молодежи в педагогике и взрослых в андрогогике. Для исследования обозначенной проблемы рассмотрены фундаментальные характеристики педагогической деятельности, которые представляют собой закономерности антропосоциального управления (человеком и социальными группами) применительно к педагогической науке. Выделено несколько видов педагогического управления, дающих разные результаты в процессе усвоения здорового образа жизни. Также показано альтернативное антипедагогическое управление, способствующее приобщению к нездоровому образу жизни. Речь идет о следующих видах педагогического управления: 1) либеральном (манипулятивно-фантомном), в котором педагог и ученик приравниваются друг другу, где «много шума из ничего»; 2) диктаторском (элитарно-массовом) с диктатом педагога и подавлением самостоятельности ученика; 3) традиционном (наставническо-развивающем), где различаются роли педагога и ученика, первый передает традицию, не подавляя воли и самостоятельности ученика, а последний способен в будущем сам передать эту традицию. Проанализированы закономерности традиционного педагогического управления, ведущего ученика от внешнего управления к внутреннему и самоуправлению. Приведены примеры такого управления из педагогической работы в вузе. Обосновано, что этот вид управления связан с формированием устойчивых жизненных стереотипов формирования здорового образа жизни.

DOI: 10.15372/PHE20160517
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


18.
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ ПО ОБЩЕРОССИЙСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВУЗ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

И.Е. Бабушкин, П.Г. Воронцов, А.Ю. Жариков
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 40
bie61@mail.ru
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физкультурно-оздоровительная деятельность в вузе, «Вуз здорового образа жизни», healthy lifestyle, sports and recreational activities at the higher education institution, «higher education institution of a healthy lifestyle»
Страницы: 175-184
Подраздел: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи в вузах России. Отмечается, что в вузы приходят наиболее талантливые и целеустремленные представители молодежи, которые в недалеком будущем займут важные позиции в социально-политической, общественно-оздоровительной, образовательной, духовно-культурной, производственной, природоохранной и прочей деятельности страны. Поэтому от крепкого психофизического здоровья будущих специалистов во многом зависит реализация основных планов перспективного развития России. Между тем, как показал ряд исследований ученых, в начале XXI в. фактическое здоровье студенческой молодежи оказалось на невысоком уровне. Образ жизни молодых людей далек от того, который обозначается в психолого-педагогической литературе как «здоровый образ жизни». Образ жизни отличается неорганизованностью, значительное место у некоторых студентов занимают нездоровые формы поведения и даже вредные привычки. В то же время большинство студентов и их родителей, по данным социологических опросов, уверены, что именно в вузе они смогут обрести знания и умения по организации здорового образа жизни. Анализ данной проблемы на общероссийском уровне привел к важному начинанию - организации с 2009 г. ежегодных Всероссийских конкурсов на звание «Вуз общероссийского образа жизни», затем - к движению вузов страны по его полноценной организации. В статье освещен процесс реализации программ Всероссийского конкурса и общероссийского движения вузов по направлению «Вуз здорового образа жизни» в Алтайском государственном медицинском университете.

DOI: 10.15372/PHE20160518
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


19.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ

А.Н. Ведухина, Н.М. Лобыгина, С.В. Шарапова
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 40
sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: здоровье студентов, медицинские группы для физподготовки студентов, специальные медицинские группы, здоровьесберегающие технологии, методики физического воспитания, health of students, medical groups for physical training of students, special medical group, health-preserving technologies, methods of physical education
Страницы: 185-193
Подраздел: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация >>
В среде российской студенческой молодежи сложилась очень опасная ситуация нарастающего ухудшения состояния здоровья. Особенно тревожит высокий уровень заболеваемости студентов медицинских вузов, которые сами в недалеком будущем станут дипломированными врачами, будут лечить людей, поэтому должны быть примером для пациентов, в то время как сами они не в состоянии сохранить собственное здоровье. Задачей педагогов физической культуры совместно со специалистами-медиками является приобщение студентов с ослабленным здоровьем к умеренному, соответствующему их возможностям физическому воспитанию и здоровому образу жизни. Для сохранения уровня здоровья и восстановления здоровья человека в педагогике физической культуры и спорта разработаны специальные технологии, получившие название здоровьесберегающих - это система педагогических технологий (физкультурно-оздоровительных, медицинских, профилактических и пр.), обеспечивающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья обучающихся. Они являются основой соответствующего раздела педагогики. Здоровьесберегающие технологии имеют ключевое значение при работе со студентами, имеющими ослабленное здоровье. Эти студенты на занятиях физической культурой объединяются в специальные медицинские группы (по курсам, по группам заболеваний, по интересам самооздоровления и пр.). Весь контингент обучающихся по состоянию их здоровья делится на три группы: основную (здоровую), подготовительную (со слабой физической подготовкой) и специальную медицинскую группу с двумя подгруппами - «А» и «Б» (третья и четвертая группы здоровья). Для студентов специальных медицинских групп разрабатываются особые педагогические оздоровительные технологии, комплексы упражнений с распределением физических нагрузок - от общих невысоких до комплексов лечебной физкультуры, а также проводятся теоретические валеологические занятия. В статье представлен практический опыт педагогов по работе со студентами специальных медицинских групп. Главные задачи преподавателя физкультуры - не навредить ослабленному здоровью, повышать потенциал жизненных сил, добиваться улучшения самочувствия и стремления студентов к организации собственного здорового образа жизни.

DOI: 10.15372/PHE20160519
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


20.
РОЛЬ ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ВУЗОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

П.Г. Воронцов
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 40
sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: педагогика оздоровления, философия образования, педагогика физкультуры и спорта, валеологическая педагогика, профессиональные качества личности, health-improvement pedagogy, philosophy of education, pedagogy of physical education and sports, valeological pedagogy, professional qualities of the person
Страницы: 194-203
Подраздел: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация >>
В педагогическом знании в системе дошкольного образования с конца ХХ в. разрабатывается новое направление - педагогика оздоровления. Исследования автора статьи на эту тему показывают, что данное направление педагогики может успешно развиваться применительно к более высоким уровням образовательно-воспитательного процесса. Автор обосновывает, что педагогика оздоровления может давать эффективные результаты и в школьном, и вузовском образовании. На этих уровнях обучения она способствует ряду важных образовательно-воспитательных процессов: во-первых, формированию гражданских, духовно-нравственных, художественно-эстетических качеств личности обучающихся; во-вторых, формированию, укреплению и наращиванию потенциала здоровья учеников и студентов в процессе более высокого уровня освоения ими физической культуры, обретения здорового образа жизни; в-третьих, развитию здоровьетворческого мировоззрения, включающего глубокое понимание значимости телесного и психодуховного здоровья человека, что особенно важно на этапах формирования личности обучающегося. В теоретико-методологическом плане педагогика оздоровления непосредственно связана с философско-научными и общепедагогическими знаниями: философией образования, философией здоровья, оптимологией, теорией здорового образа жизни. В практическом плане педагогика оздоровления становится методологическим, дидактическим и методическим инструментом для формирования важных качеств человека в школьном образовании и профессиональных качеств личности в вузовском обучении. В статье раскрываются механизмы формирования профессионально-нравственных качеств светской и религиозной вузовской молодежи средствами физической культуры на основе педагогики оздоровления.

DOI: 10.15372/PHE20160520
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину