Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Rambler's Top100

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2012 год, номер 1

1.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПАРШИКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Новосибирский государственный аграрный университет,  Новосибирск, idpo@ngs.ru
Ключевые слова: профессиональное образование, межкультурное взаимодействие, рынок, государственная политика, качественное образование, модернизация
Страницы: 3-8

Аннотация >>
К числу основных современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования, относятся: ускорение темпов развития общества и, как следствие, – необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурных взаимодействий, в связи с чем особую важность приобретают факторы
коммуникабельности и толерантности. Внимание автора статьи – возникновение и нарастание глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, а также вопросы расширения возможностей политического и социального выбора; динамичного развития экономики, происходящих глубоких структурных изменений в производственной сфере, определяющих постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.


2.
ОБРАЗОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ПАНАРИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, idpo@ngs.ru
Ключевые слова: образование, личность, модернизация, инновационное общество
Страницы: 9-15

Аннотация >>
Для воспитания мыслящих по-новому граждан государству необходимо ставить правильные стратегические цели и находить оптимальные средства их достижения. Формирование инновационного общества и трансформация системы образования взаимно определяют друг друга и являются двумя сторонами одного социального процесса. В статье рассматриваются две стратегии развития высшего профессионального образования.


3.
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЛИВАЙКО1,2 АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ, НАЛИВАЙКО3 НИНА ВАСИЛЬЕВНА
1 Научно-исследовательский институт философии образования, Новосибирск, nnalivayko@mail.ru
2 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, nnalivayko@mail.ru
3 Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, n-nalivayko@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, мировые современные тенденции, социальная обусловленность, российские условия, факторы развития
Страницы: 15-21

Аннотация >>
Среди социальных основ целесообразно выделить мировые тенденции развития, вызванные глобализацией и переходом к постиндустриальному, информационному обществу, и внутренние российские условия и факторы функционирования образования, обусловленные переходом к новому общественному строю, глубокими изменениями всего социокультурного пространства (социально-экономические, политические, национальные отношения, состояние науки, всей духовной сферы общественной жизни). Эти современные социальные тенденции и факторы развития социума кардинально меняют цели, содержание и технологии образования.


4.
ЧЕЛОВЕК НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

МОСКВИЧ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск, KSPU@kspu.ru
Ключевые слова: глобализация, постчеловек, экономика, новая реальность, инновация, интеллект
Страницы: 21-36

Аннотация >>
В статье раскрывается экономический образ будущего мира. Делается предположение, что экономическое развитие само по себе является самонастраивающейся системой. Глобальная финансовая активности оказалась вне какого-либо государственного и общественного контроля, и мир приобретает новые черты и новые формы. Глобализация, по мнению автора, завершится и наступит иное постглобальное время, в котором главным действующим лицом истории будет постчеловек со своими ценностями, традициями, привычками и картиной мира.


5.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

ПОЛЕЩУК ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА
Юргинский технологический институт (филиала) Томского политехнического университета, Юрга, ytitpu@rambler.ru
Ключевые слова: философия образования, прагматизация научного знания, познавательный поиск, научное образование
Страницы: 37-43

Аннотация >>
Статья посвящена обсуждению вопроса о том, каким должно быть образовательное пространство в политехническом вузе. При этом раскрывается роль философии образования в преодолении системного кризиса современной цивилизации; рассматриваются практические меры, которые готова предложить философия образования. Подчеркивается необходимость оптимизации адаптационных способностей инженера в процессе решения им практических задач, а также реализации его творческого потенциала.


6.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ДИАЛОГ ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИКИ

КУРЕНКОВА РИММА АРКАДЬЕВНА
Владимирский государственный гуманитарный университет, Владимир, r.kurenkova@mail.ru
Ключевые слова: опыт, интенциональность, феноменологическая редукция, интерсубъективность, феноменологическая педагогика, единство всего живого, самоиндивидуализация, познавательная креативность
Страницы: 43-49

Аннотация >>
В статье рассмотрены феноменологические идеи диалога философии и педагогики в настоящее время. Показаны статусы, модусы и типы связи феноменологии и воспитательно-образовательной практики, социокультурные и аксиологические проблемы современного образования, его философско-антропологическая сущность, когнитивно-гносеологические аспекты процесса обучения и воспитания. С позиций педагогики интерпретированы краеугольные понятия феноменологии – «опыт», «интенциональность», «горизонт сознания», «переживание», «феноменологическая редукция», «интерсубъективность», «жизненный мир» и др. Сформулированы категориально-понятийный аппарат («методологособразования», «пайдейя», «эстезис», «эйдетика образования», «локус рефлексии») и принципы феноменологии образования («единство всего живого», «индивидуальный жизненный генезис», «самоиндивидуализация», «познавательная креативность»). Изложена инновационная методика преподавания социально-гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин.


7.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОПЫТ МОДЕЛИРОВАНИЯ

ЗИАТДИНОВА1 ФАРИДА НУРЛЫЕВНА, БАТЫРШИН2 ИЛЬДАР РАВИЛЕВИЧ, ХАКИМОВ3 ЭДУАРД РАФАИЛОВИЧ
1 Башкирский государственный аграрный университет, Уфа, ziatfn@mail.ru
2 Секретариат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, Уфа, batildar@mail.ru
3 Удмуртский государственный университет, Ижевск, eduard.khakimov@yahoo.com
Ключевые слова: поликультурность образовательного пространства, идентификация, интериоризация и экстериоризация, этнические, общенациональные и общечеловеческие ценности, внутренняя нормозадающая, нормотворческая и нормосозидающая деятельность
Страницы: 50-56

Аннотация >>
В статье исследуются различные подходы к моделированию образовательного пространства. На основе качественного и количественного анализа раскрывается оригинальный подход к моделированию поликультурного образовательного пространства для детей дошкольного и школьного возрастов. Это стало ориентиром в разработке и реализации содержания образования, интегрированного с поликультурными и общечеловеческими ценностями.


8.
О ПРОБЛЕМАХ ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПУШКАРЁВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: отечественное образование, фундаментализация образования, философские вопросы современного образования
Страницы: 56-63

Аннотация >>
В статье анализируются вопросы фундаментализации современного отечественного образования. Отмечается, что реальность современного образования – это совокупность различных программ, задающих разные перспективы и образованию, и педагогической мысли. Подчеркивается необходимость значительной перестройки всего философско-методологического фундамента современного образования. Для решения проблем, по мнению автора статьи, также необходимо активное взаимодействие академической и вузовской науки.


9.
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА

САЛИН1 ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ, КУРБАНОВА2 ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА
1 Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, yusalin@mail.ru
2 Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Хабаровск, lamiku@mail.ru
Ключевые слова: базовые инстинкты, социально-культурные стереотипы, совесть, конкуренция, дегуманизация, образование, просвещение, информационная культура
Страницы: 64-72

Аннотация >>
В статье поставлен вопрос о совместимости нынешних реформ с нашими базовыми культурными стереотипами и устоями педагогики. Европейская система образования нацелена на подготовку конкурентоспособного участника производственного процесса. Образовательная традиция России и Востока имеет целью формирование социализированной человеческой личности, способной достичь гармонии с собственной совестью и окружающей Природой. Сопоставление двух систем образования выявляет их фундаментальные расхождения, следовательно, вестернизация не сделает российское просвещение более эффективным.


10.
ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ: ОТ КОЛЛЕКТИВИЗМА К ИНДИВИДУАЛИЗМУ

СОЛКИНА ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Политехнический институт Сибирского федерального университета, Красноярск, p-solo_9@mail.ru
Ключевые слова: западное общество, индивидуализм, равенство, свобода, Россия
Страницы: 73-78

Аннотация >>
Эта статья представляет социально-философскую тенденцию анализа развития России. Разделение общества на типы имеет вековую историю. Любое понятие управления обществом принимает определенную специфику соответствующего общества, ввиду которого организаторский процесс представлен как соответствующий жизни общества. Исторически Россия нашла воплощение в коллективистских формах жизни российских людей, которая обеспечивает целостность системы и стабильность российского общества. Напротив, западное общество живет согласно индивидуальному развитию и его основным нормам – равенство и свобода. Переход от одного типа общества к другому типу –фатальный шаг в развитии этого общества, есть переоценка ценностей, изменение образа жизни, изменение менталитета.


11.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПОЛИТОЛОГОВ В РФ
(ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

КУЩЕНКО СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, kushenko@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: политология, предмет политологии, политические отношения, политическое поведение, политические институты, демократия, функционально-смысловая неопределенность
Страницы: 78-82

Аннотация >>
В статье анализируются две методологические проблемы, непосредственно связанные с подготовкой специалистов-политологов в высшей школе: 1) вариативность определения предмета политологии в России; 2) вариативность гипотетической модели специалиста-политолога в России.


12.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ВЕХИ РАЗВИТИЯ

НАЛИВАЙКО1,2 АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
1 Научно-исследовательский институт философии образования, Новосибирск
2 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, nnalivayko@mail.ru
Ключевые слова: современная образовательная политика, отечественная история образования, российский образовательный опыт, национальные образовательные традиции
Страницы: 82-90

Аннотация >>
В статье проводится анализ отечественной истории развития образовательной политики. Основным субъектом управления в политической системе российского общества всегда выступало государство. Государство обеспечивало социокультурные, организационные и ментальные основы образовательного процесса. Особо отмечается ошибочность современной образовательной политики, направленной на вхождение в мировое образовательное пространство через слепое копирование западных моделей и стандартов без учета национальных особенностей, отсутствие глубокого изучения российского опыта и достижений в образовании, разрушение своей национальной специфики и образовательных традиций.


13.
СТАНОВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

КИЛИНА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, kilinoi@gmail.com
Ключевые слова: гуманитарное образование, европейский университет, Возрождение, гуманизм
Страницы: 91-97

Аннотация >>
Статья посвящена формированию гуманитарного аспекта в европейском образовании в эпоху Возрождения, главными характеристиками которого являлись гуманизм и антропоцентризм, давшие толчок для развития гуманитарного знания. Цель статьи заключается в рассмотрении социокультурных факторов и изменений в интеллектуальной жизни общества, повлиявших на становление гуманитарных дисциплин (интерес к истории, древним языкам,риторике, поэтике, моральной философии и т. п.). Данный процесс анализируется как с позиции университетской традиции (факультет свободных искусств), так и с позиции деятельности гуманистов, повлиявших на характер европейского образования.


14.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ. ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ. ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА

НОВИКОВ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, Тюмень, dmitrij-novikov@mail.ru
Ключевые слова: субъект жизни, смысл жизни, профессиональный выбор
Страницы: 97-103

Аннотация >>
В статье обсуждаются философско-психологические особенности субъекта (студента или аспиранта), делающего в своей жизни осмысленный профессиональный выбор, а также философская специфика этого выбора. Анализируются позиции бихевиоризма и психоанализа по отношению к человеческой индивидуальности, критикуется бихевиоризм за неадекватный метод исследования и психоанализ за переоценку бессознательных влечений в деятельности субъекта. В статье с помощью метода картезианского сомнения и феноменологических наблюдений фиксируется понимание субъекта как экзистенциального существа. Демонстрируются две стратегии в экзистенции человека: стратегия призвания к деятельности и стратегия недеяния, а также две стратегии в профессиональной подготовке студентов и аспирантов. Обращение к замечаниям Л. Н. Толстого о высшем образовании позволило автору заострить проблему профессионального самоопределения и побудить читателя к более глубокому осмыслению деятельности ученого и преподавателя.


15.
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ: МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

ЧЕРНЫХ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ, СОФИЕНКО МИРА БОРИСОВНА
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, 2560380@ngs.ru
Ключевые слова: реформа системы образования, образовательная модель, статус преподавателя, высшее профессиональное образование, Интернет, творческое мышление, интерпретация.
Страницы: 104-108

Аннотация >>
В статье рассматриваются две модели образования – традиционная и современная, которая и должна утвердиться в результате проводимых реформ. Выясняя принципиальные отличия между ними, авторы устанавливают, что основой традиционной образовательной модели выступает фигура преподавателя, в то время как современная модель ориентирована на самостоятельность студентов. Авторы пытаются разобраться, насколько необходимо введение новой модели образования, действительно приведет ли ее внедрение к достижению декларируемой реформаторами цели – формированию поколения творческих личностей, владеющих навыками критического мышления.


16.
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ВУЗА

ЛАПТЕВА1 ОЛЬГА ИЛЬИНИЧНА, КУЛИКОВА2 СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА, БЫКОВА2 ЛЮБОВЬ АНАТОЛЬЕВНА
1 Сибирский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Новосибирск, lapteva_r@rambler.ru
2 Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, kulikovasg@yandex.ru, lab910@yandex.ru
Ключевые слова: вуз, адаптация, субъекты образовательного процесса, условия обучения, взаимодействие, новая социальная среда
Страницы: 108-114

Аннотация >>
В статье исследуется проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза. Предлагаются результаты исследования, обеспечивающие оптимизацию процесса адаптации студентов-первокурсников. Даются практические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки преподавателей высшей школы с целью успешности адаптационного процесса студента-первокурсника. Уточняется содержание термина «адаптация».


17.
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПУШКАРЁВ ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: инновационное развитие системы высшего образования; проблема подготовки кадров в инновационных социальных условиях
Страницы: 115-119

Аннотация >>
В статье анализируется проблема подготовки кадров в современных условиях реформирования системы высшего образования. Подчеркивается, что сегодня необходимость активного инновационного развития системы науки требует новых инновационных подходов к организации системы высшего образования, актуальным становится вопрос о выборе новых или сохранении традиционных форм и методов подготовки специалиста. Причем необходимы такие формы и методы, которые позволят с наибольшей экономической эффективностью решать сложнейшие социальные задачи в новых социальных условиях.


18.
МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ

КОКОРИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Восточно-Сибирская академия образования, Иркутск, kokorina2004@mail.ru
Ключевые слова: оздоровительные занятия, диалектика, инструменты познания объекта профессиональной деятельности
Страницы: 120-124

Аннотация >>
В статье раскрываются философские аспекты оздоровительных занятий физической культурой, рассматривается оздоровительная физическая культура с философской точки зрения. Впервые предлагается диалектический подход к оздоровительным занятиям. Оздоровительно-коррекционная направленность представлена через законы единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и закона отрицания. Автор отмечает, что в процессе физического воспитания развитие двигательных качеств строится по принципу от низшего к высшему, от простого к сложному – не только в физической, но и в оздоровительной физической культуре. Решая педагогические задачи, автор раскрывает опорные концепции оздоровительно-философских категорий.


19.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ШКОЛЫ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

БАЙТУГАНОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, vasyuganie@mail.ru
Ключевые слова: содержание образования, традиционная культура, структура этнокультурного образования
Страницы: 125-128

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы моделирования инновационного содержания образования на основе образовательного комплекса «русская традиционная культура», связанного с всесторонним развитием целостной личности. Автор предлагает инвариантно-деятельностную организацию содержания образования, что, по его мнению, поможет созданию целостного учебного процесса.