Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2011 год, номер 2

1.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ЕГО ИНТЕГРАЦИИ С НАУКОЙ И ПРОИЗВОДСТВОМ

А.С. Денисов
Новосибирский государственный аграрный университет
Страницы: 3-7



2.
НЕКОТОРЫЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИВ РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Наливайко1,2
1Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
nnalivaiko@mail.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
Ключевые слова: глобализация, платное образование, инновационный процесс, инновационные технологии, культура, наука
Страницы: 8-16
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Влияние глобализации на социально–экономические процессы неоднозначно: из положительных его моментов следует выделить активизацию контактов между странами в области информации, культуры, образования и науки. Как процесс развития глобализация включает в себя две противоположные стороны: с одной стороны, действует интеграционная составляющая, а с другой — дезинтеграционная, порождаемая агрессивным характером навязывания интеграции. Усиливается тенденция эволюции образования в сторону расширения платного образования, которое превращается в сферу услуг для населения. Тенденции глобализации в образовании заключаются в органической связи производства—науки—образования, превращении производства в широкомасштабный инновационный процесс, а также в возникновении нового способа производства, основанного на информационных технологиях.


3.
КТО ГОТОВИТ СПЕЦИАЛИСТОВ: МИНИСТР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЛИ.?

В.В. Бобров
Институт философии и права Сибирского Отделения РАН, Новосибирск
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная программа, учебный курс
Страницы: 16-25
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассмотрены актуальные вопросы подготовки специалистов в российской системе образования. Автор поднял проблему теоретико-методологических и научно-практических оснований их законодательного регулирования и практической реализации в федеральных государственных образовательных стандартах, образовательных программах и учебных курсах.


4.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИННОВАЦИОННОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КАДРОВ АПК СИБИРСКОГО РЕГИОНА

А.В. Черняйкин, А.И. Байкалова
Томский институт переподготовки кадров и агробизнеса, Томск
bvm@mail.tomsk.ru
Ключевые слова: инновационное образование, профессиональная ориентация, кадры, АПК
Страницы: 25-28
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В настоящей статье показывается важность создания новой инновационной системы профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров. Организованы пилотные образовательные площадки и ведется работа по созданию многофункционального потребительского сельскохозяйственного кооператива, включающего, кроме предпринимателей малого и среднего агробизнеса, личные подсобные хозяйства населения.


5.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ БОЛОНСКИХ СТЕПЕНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Козачек
Тамбовский государственный технический университет, Тамбов
artem_kozachek@mail
Ключевые слова: бакалавр, магистр, доктор, Болонский процесс, профессиональное экологическое образование
Страницы: 28-37
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье на основе анализа официальных документов Болонского процесса дано определение содержания степеней «бакалавр», «магистр», «доктор». Проведена типология болонских степеней, включающая научно-исследовательские и профессионально ориентированные. Обоснована структура этих степеней начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Показаны возможные варианты соотнесения указанных степеней с квалификациями и степенями профессионального экологического образования, принятыми в Российской Федерации.


6.
ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА

Т.А. Челнокова
Институт экономики, управления и права, Зеленодольск
chelnokovat@rambler.ru
Ключевые слова: педагогическое проектирование профессионального развития школьников, антропоцентризм, синергетика, аксиология, акмеология, гуманизм
Страницы: 37-43
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье сквозь призму идей антропоцентризма, синергетики, аксиологии, гуманизма дается осмысление педагогического проектирования профессионального развития школьника. Актуализация идей философии в рассмотрении данного педагогического явления позволяет выделить основные требования к организации педагогического участия в профессиональном развитии школьника и выстроить стратегию преобразовательных действий.


7.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

С.И. Черных1, С.В. Коробицина1,2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
2560380@ngs.ru
2Новосибирская государственная медицинская академия
Ключевые слова: образование, педагогика, философия образования, инновация, социальная философия
Страницы: 43-49
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируется специфика понятия «инновация» в педагогическом и социально-философском аспектах. Авторы предлагают такое рассмотрение, которое позволит снять некоторые разногласия, возникшие в последнее время между теорией и методологией рассмотрения этого понятия в педагогике и социальной философии. Авторы считают, что интегрирующим моментом в снятии этих разногласий может являться трактовка этого понятия в философии образования как новой области социального знания. В статье не ставится задача дать полное определение этого понятия, но отдельные аспекты, обсуждаемые в ней, могут послужить основанием для дальнейшей его разработки.


8.
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Пушкарёв
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: образовательное пространство, информационные технологии, глобализация
Страницы: 49-52
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируется проблема складывания современного социального института высшего образования. Отмечается, что особую роль в этом процессе играют глобальные образовательные процессы, формирующиеся на основе современных информационных технологий. Главными критериями развития высшего образования как социального института на современном этапе становятся: единые подходы к содержанию, методам и средствам образовательного процесса; новые формы сотрудничества в образовании, проекты и программы; складывающееся «глобальное информационное пространство».


9.
ДИСКУРСИВНЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.К. Пичугина
Волгоградский государственный педагогический Университет, Волгоград
Pichugina_V@mail.ru
Ключевые слова: модернизация образования, антропологический дискурс
Страницы: 53-58
Подраздел: РАЗДЕЛ II. МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье выделяются антропологическая и дискурсивная доминанты модернизации образования, рассматриваются термины «дискурс», «антропологический дискурс», «дискурс в педагогике», «антропологический дискурс в педагогике» и их роль в модернизационных процессах. Специфика модернизации современного российского образования анализируется автором в контексте антропологического дискурса в педагогике как ориентир при определении приоритетов развития педагогической теории и практики.


10.
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АПК

Л.Я. Замалетдинова
Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса, Казань
tipkia_b@mail.ru
Ключевые слова: компьютерные технологии, информация, агробизнес, система подготовки кадров для АПК
Страницы: 58-60
Подраздел: РАЗДЕЛ II. МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Плодотворное развитие деятельности АПК предполагает грамотное управление, которое невозможно без информации о самом объекте и тех изменениях, которые происходят в окружающем мире. Информация становится важным средством управления. Существует целая индустрия информационных технологий, призванная обрабатывать, хранить, изменять, предоставлять, охранять, анализировать информацию и т. д. Поэтому обучение информационным технологиям при подготовке кадров АПК является одной из основных задач.


11.
ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Олейникова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
sophos@mail.ru
Ключевые слова: ценности, образование, инновационный потенциал, нравственное воспитание, профессиональная компетентность
Страницы: 60-64
Подраздел: РАЗДЕЛ II. МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Гуманитарное образование в современном обществе играет важную эстетическую и этическую роль в воспитании духовно-развитого поколения. Формирование аксиологических ориентиров является первоочередной задачей образовательной системы страны.


12.
КРЕАТИВНОСТЬ КАК АТРИБУТИВНОЕ СВОЙСТВО ЭЛИТНОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.С. Бирюкова
Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Сургут
birikova.natalia@mail.ru
Ключевые слова: элитное университетское образование, фундаментализация образования, креативное мышление, модернизация содержания образования, инновационное образование, творческий процесс
Страницы: 64-69
Подраздел: РАЗДЕЛ II. МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье обосновывается тезис о том, что фундаментализация образования приобретает гуманистический смысл, будучи дополнена креативной составляющей. Автор считает, что развитие креативности мышления имеет смысл и статус важнейшего основания и предпосылки модернизации содержания образования и формирования модели инновационного образования.


13.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ: ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ЕДИНИЧНОЕ

М.С. Мартынец
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярск
martms@cross-ipk.ru
Ключевые слова: содержание и форма, общее и особенное (единичное), логика и грамматика, мысль и язык, естественный язык, искусственный язык
Страницы: 69-73
Подраздел: РАЗДЕЛ II. МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье предпринимается попытка показать значимость практического применения философии в учебном процессе, рассматривая понятия «филология», «язык», «естественный язык», «русский язык», «английский язык» и др.; области «Информатика и ВТ» – «искусственный язык», «Pascal», «Basic» и др.как философские категории общего, особенного и единичного. Автор анализирует единство планов содержания (логика) и формы (грамматика), взаимосвязь и классификацию единичных естественных и искусственных языков.


14.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР ЗАПАДА, ВОСТОКА И РОССИИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

С.В. Камашев, Т.С. Косенко
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
kvs200@ngs.ru, tany0879@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, глобальные проблемы, культура, глобальная культура, диалог культур
Страницы: 73-80
Подраздел: РАЗДЕЛ II. МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Авторы обращаются к проблеме диалога культур в условиях глобализации. Диалог культур представляется как фактор сближении «Запада» и «Востока », что является актуальным в современных условиях. Рассматривается роль России, двуединая природа культуры которой позволяет ей стать своего рода посредником между «Востоком» и «Западом» в условиях формирования единой цивилизации. Делается вывод о том, что диалог культур в современном глобализирующемся мире стал реальностью и является одним из важных условий самосохранения человечества.


15.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ РЕЗЕРВОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОУКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ

С.А. Шарипов
Татарский институт переподготовки кадров агробизнес, Казань
tipkia_b@mail.ru
Ключевые слова: формы предпринимательства, валовая продукция, многоукладная экономика
Страницы: 81-84
Подраздел: РАЗДЕЛ II. МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В последние годы сложились определенные формы предпринимательства и использование земельных угодий в подсобных и крестьянских хозяйствах. Показана зависимость валовой продукции от вида хозяйствования, а также доходы населения в Республике Татарстан.


16.
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ СИСТЕМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА

Э.Б. Хафизова, М.М. Сабиров
Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса, Казань
tipkia_b@mail.ru
Ключевые слова: повышения квалификации, рыночные отношения, образование, управленческие кадры
Страницы: 85-90
Подраздел: РАЗДЕЛ III. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация >>
В статье рассматривается актуальная проблема повышения квалификации руководителей и персонала в условиях перехода к рыночным отношениям, обсуждается разработка плановой системы переподготовки специалистов в народном хозяйстве. Анализируются проблемы научно-методического и информационного обеспечения непрерывного последипломного образования.


17.
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Т. Эверстова
Якутский государственный университет, Якутск
STEverstova@rambler.ru
Ключевые слова: управление, личность учащегося, деятельность педагогов, эффективность обучения
Страницы: 90-95
Подраздел: РАЗДЕЛ III. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация >>
В работе рассматриваются особенности управления работой педагогов, обсуждаются основные направления в управлении эффективностью их деятельности. Показаны этапы данного процесса. Обоснована актуальность выбора методики, описан механизм управления работой педагогов в НПО.


18.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДЯЩЕГОИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ МО РФ

И.Н. Караваев
Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва
karavaev2004@mail.ru
Ключевые слова: системный подход, модель, структура, профессионально-педагогическая подготовка, руководящий и преподавательский состав, военный вуз
Страницы: 95-100
Подраздел: РАЗДЕЛ III. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация >>
В статье описана разработанная автором на основе системного подхода модель профессионально-педагогической подготовки руководящего и преподавательского состава в военном вузе.


19.
ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК

М.М. Сабиров
Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса, Казань
tipkia_b@mail.ru
Ключевые слова: повышения квалификации, развитие персонала, кадровая политика
Страницы: 100-108
Подраздел: РАЗДЕЛ III. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация >>
Проблема повышения квалификации персонала агропромышленного комплекса стоит достаточно остро. Снижается число руководителей сельскохозяйственных предприятий с высшим образованием, а также с опытом руководящей работы.


20.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Н.А. Абрамова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск
Natalya.abramoff@yandex.ru
Ключевые слова: педагог дефектологического профиля, непрерывное профессиональное образование, социально-профессиональная компетентность, личностно-профессиональное развитие
Страницы: 109-115
Подраздел: РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье раскрываются некоторые аспекты профессионально-личностного становления педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается проблема непрерывной профессиональной подготовки педагогов дефектологического профиля в условиях Республики Саха (Якутия).


21.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.С. Воронкова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
diega@ngs.ru
Ключевые слова: профессиональное образование, ценности, индивидуалистическая и эгоистическая направленность личности
Страницы: 116-120
Подраздел: РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Современное профессиональное образование рассматривается как фактор формирования личности студентов, их ценностных ориентаций. Учитывая специфику возраста и сензитивные особенностей учащихся, автор проводит различия между индивидуалистическими и эгоистическими направленностями личности, а также прослеживает взаимосвязь между их формированием и качеством получаемого профессионального образования. Анализируется влияние профессионального образования на адаптацию личности в обществе.


22.
ОТРАЖЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО МИРОВИДЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И. АННЕНСКОГО

Е.И. Ляпина
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
Ключевые слова: синергетическое мировидение, отражение, миф, мироздание
Страницы: 120-124
Подраздел: РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье автор отмечает, что в настоящее время практически все естественные науки, так или иначе, адаптировали основные положения синергетического мировидения к специфике своей предметной области. Аппликации идей самоорганизации активно осуществляются и на уровне гуманитарного знания. Автор статьи показывает, что в интерпретациях архаичных текстов, предпринятых русскими символистами, обнаруживается сходный с синергетическим подход в трактовке описанных древними авторами событий. Так, например, исследование текстов трагедий Еврипида, созданных античным автором на основе древних мифов, в переводах И. Анненского – ярчайшее тому доказательство.