Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2008 год, номер 2

1.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В. А. Рабош
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, fphchel@herzen.spb.ru
Ключевые слова: синергия, самоорганизация, коэволюция, резонансное обучение, устойчивое развитие
Страницы: 5-12

Аннотация >>
В статье исследуются особенности синергетического подхода в сфере образования. Проблемы рассматриваются в контексте философско-антропологических изысканий организационных оснований устойчивого развития современной системы образования. Осуществляется теоретико-методологический анализ синергетических оснований концепции устойчивого развития. Рассматриваются вопросы оптимальных условий самореализации и саморазвития личности. Обосновываются идеи современной педагогики сотворчества, содружества. С позиций синергетического подхода уточняется и конкретизируется понятийный аппарат современной концепции устойчивого развития образования.


2.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПОЛЕ БИФУРКАЦИОННОГО ВЫБОРА БУДУЩЕГО

А. П. Фомин
филиал РГПУ им. А. И. Гецена в г. Волхове, fapfme@yandex.ru
Ключевые слова: сущность человека, культурные смыслы, постмодерн, синергетический подход, точка бифуркации
Страницы: 13-20

Аннотация >>
В статье представлено философское обоснование особого статуса образования в современном меняющемся обществе. Педагогическая теория декларирует в качестве цели формирование креативной и гармонично развитой личности. Образовательная же политика все более превращает образование «рынок образовательных услуг». Первая цель отражает эпоху постмодерна, использующего весь опыт прошлого, настоящего и «будущего». Вторая же цель отражает эпоху модерна, то есть вчерашний день нашего образования. Это противоречие вынуждено будет решать само образование. Но это возможно только в том случае, если само образование рассматривать не только как социальный институт, а как особую сферу социальной реальности.


3.
ФЕНОМЕН СМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Н. Г. Агапова
Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, n-agapova@mail.ru
Ключевые слова: системно-синергетический подход, образовательная парадигма, полипарадигмальность, синтез и гармонизация парадигм, история культуры
Страницы: 20-29

Аннотация >>
В статье анализируются возможности системно-синергетического подхода для интерпретации полипарадигмальности в сфере образования как закономерного явления. Проблема заключается в отсутствии объяснения современной полипарадигмальности образовательной теории и практики в рамках категорий необходимости и достаточности. Исследуются: возможность в рамках системно-синергетического подхода к истории культуры объяснить полипарадигмальность в образовании как закономерное явление. Автор раскрывает закономерный характер нелинейного процесса возникновения, сосуществования и конкуренции различных образовательных парадигм в стабильные и нестабильные периоды развития социума и культуры.


4.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

О. В. Петунин
Кузбасский региональный ИПКиПРО, petunnin@yandex.ru
Ключевые слова: цивилизационный подход, педагогические процессы, модернизация, образование
Страницы: 29-37

Аннотация >>
В настоящей статье дается характеристика цивилизационного подхода применительно в анализу педагогических систем и процессов. В ней приведены различия между формационным и цивилизационным подходами; выявлены сильные и слабые стороны рассматриваемого подхода. Статья содержит вывод о том, что эффективная модернизация образовательной системы в любом государстве невозможна без учета исторических и социокультурных закономерностей его развития.


5.
О ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ МОЛОДЕЖНЫХ ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ

В. Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИКАРП ДВО РАН), carpi@rambler.ru
Ключевые слова: молодежные полиэтнические сообщества, воспитательные возможности, межнациональное общение, межэтнические отношения
Страницы: 37-44

Аннотация >>
В статье анализируются воспитательные возможности межнационального общения в молодежных политэтнических сообществах в Дальневосточном регионе России. Автором приводятся данные социологических опросов, отражающие отношения дальневосточной молодежи к вопросам национальной самоидентификации, межэтнических отношений, национального самовыражения и т. д. Предлагаются конкретные меры, направленные на воспитание культуры межэтнического взаимодействия и преодоление существующих негативных тенденций.


6.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО СООБЩЕСТВА

М. А. Абрамова
Институт философии и права СО РАН, marika24@yandex.ru
Ключевые слова: мультикультурная коммуникация, этническая идентификация, интеграция, функция социальной консолидации гуманитарной культуры
Страницы: 44-50

Аннотация >>
Автор в статье обращает внимание на формирование стратегии межкультурного взаимодействия народов в дореволюционной и советской России, и также консолидирующее значение российской гуманитарной культуры в данном процессе. На основе анализа работ Феодосия,
П. Ф. Каптерева, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, а также результатов исследования особенностей восприятия мира жителями Севера делается вывод о том, что создание в России правового государства невозможно без разработки концепции, представляющей базовые категории, определяющие процесс формирования гражданского сообщества. Мультикультурность в данной ситуации может стать отправной точкой, позволяющей сформулировать и создать нормативные акты, отражающие национально-государственную политику.


7.
СООТНОШЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ И ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. В. Кущенко1, В. И. Панарин2
1 Новосибирский государственный технический университет, chuyko_m@ngs.ru
2 администрация Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: рациональное, иррациональное, общественное сознание, фетиш, потенцирующий образ, социальная информация
Страницы: 51-54

Аннотация >>
Авторы показывают взаимосвязь соотношения рационального и иррационального в общественном сознании и проблемы безопасности системы образования в Российской Федерации. Статья акцентирует внимание на таких проблемах, как обеспечение безопасности системы образования в РФ в социально-информационном аспекте; полнота информации о достоинствах и недостатках Болонского процесса; «знания» и «веры» в процессе реформирования системы образования в РФ. Автор предлагает оригинальный подход к толкованию понятия «иррациональное», согласно которому иррациональное раздваивается на фетиш и потенцирующий образ. Фетиш препятствует оптимизации социального управления; потенцирующий образ способствует оптимизации социального управления, в том числе реформирования системы образования в РФ.


8.
ЗНАНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Е. А. Пушкарева
Новосибирский государственный педагогический университет, Pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: информация, научное и образовательное знание, знаниевое современное общество
Страницы: 54-61

Аннотация >>
Автор исследует проблему значения знания и информации для развития современного общества. Основные вопросы, которые автор анализирует в статье включают проблемы сходства и различия понятий «знание» и «информация»; особенности современного знания как общей области науки и образования; пути научного и образовательного знаний; направления знаниевого развития общества и отдельного человека. Делает вывод, что знание является главной интеллектуальной базой инновационных технологий гуманитарного, социального и технико-технологического направлений.


9.
О МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

М. С. Кальней
Московский государственный институт электронной техники (технический университет), kalnej@zelnet.ru
Ключевые слова: методология социального прогнозирования, типы прогнозирования, междисциплинарный эвалюционный подход
Страницы: 61-69

Аннотация >>
В статье рассматривается вопрос и наличии закономерностей в исторических процессах, а следовательно, и о возможности социально-исторического прогнозирования. Осмысление исторической перспективы, включающее социальное прогнозирование, способствует выявлению закономерностей в единичных исторических фактах, что необходимо общественному сознанию. Автор делает вывод, что в социальном прогнозированиисмешались два типа прогнозирования: научного и технологического развития (первый тип) и общественного и человеческого развития (второй тип). Поскольку общественное развитие детерминируется как объективными, так и субъективными факторами, методологию социального прогнозирования нельзя основывать на одном лишь рационально-логическом компоненте. По мнению автора, оптимален междисциплинарный эвалюционный подход к этой проблеме, подразумевающий как анализ фактов и тенденций, так и интуитивные, эвристические прогнозы.


10.
ПОСТМОДЕРНИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ - ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП АДАПТАЦИИ СОЦИУМА?

Б. О. Майер1, Н. В. Наливайко2, Е. В. Покасова3
1 Новосибирский государственный педагогический университет, maierbo@gmail.com
2 Новосибирский государственный педагогический университет, nnalivaiko@mail.ru
3 Институт философии и права СО РАН, pokevi@mail.ru
Ключевые слова: образование, общество, кибернетическая эпистемология, обратная связь, постмодернизм
Страницы: 69-76

Аннотация >>
Вопросы взаимоотношения образования и общества анализируются в рамках кибернетической эпистемологии. Доказывается, что всеобщее внедрение идей постмодернизма в систему образования может привести к нарушению обратной связи между обществом и образованием, что повышает вероятность возникновения нестабильных режимов развития общества.


11.
ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

В. И. Игнатьев1, Ф. И. Розанов2
1 Новосибирский государственный технический университет, ignat@fgo.nstu.ru
2 Братский государственный университет (филиал в г. Усть-Илимске), Новосибирский государственный технический университет, firoz@narod.ru
Ключевые слова: трансформации образования, сервисное общество, образовательная система, информационная эпоха
Страницы: 76-85

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме трансформации образования в информационную эпоху. Автор рассматривает основные черты будущего информационного общества, выделяемые теоретиками, и анализирует их влияние на образовательную систему. В информационном обществе увеличивается потребность в творческих работниках, так как главной ценностью становится научное и техническое знание. Переход от общества «производителей» к «сервисному обществу» приводит к тому, что главным источником общественного богатства является сфера услуг. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к отходу от доминирования прикладного естественнонаучного знания в пользу теоретического знания и гуманитарного. Следует также ожидать увеличение доли гуманитарных учебных заведений и специализированных учебных заведений для рынка рабочей силы в сфере услуг.


12.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Самойлов
Институт математики, физики и информатики Самарского государственного педагогического университета, evge-samojlov@yandex.ru
Ключевые слова: 37 + 803, компетентность, компетенция, компетентностно ориентированное образование
Страницы: 86-93

Аннотация >>
В статье ставится цель обосновать с философской точки зрения концепцию компетентностно ориентированного образования как альтернативы традиционному образованию в информационном обществе. Рассматривая педагогику как прикладную философию, автор показывает, что информационной эпохе развития современной цивилизации должна соответствовать своя система образования, сердцевина которой - этика. Устойчивое развитие общества связывается с воспитанием человека высоконравственного, свободного, ответственного, умеющего преобразовывать мир с учетом общечеловеческих ценностей. В работе раскрывается сущность понятий «компетентность», «компетенция», предлагается модель компетентности субъекта в информационном обществе, построенная в соответствии с идеей антропоцентризма, универсальными общесистемными закономерностями.


13.
ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНТНОСТЬ?

Т. Г. Богачева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный аграрный университет, tatiana.bogacheva@gmail.com
Ключевые слова: компетентность, способность, предпосылка, самоорганизация, характеристика, квалификация, умение, деятельностная компетентность, личность, личностная компетентность, социально-коммуникативная компетентность
Страницы: 93-100

Аннотация >>
В статье актуализируется проблема определения содержания понятия компетентности с позиции современной психологической науки. Делается попытка анализа и обобщения различных точек зрения зарубежных авторов по данному аспекту и по вопросу практической возможности использования диагностики компетентности в плане научно-исследовательской работы. Многообразие подходов к диагностике и измерению компетентности определяется теоретико-эмпирическим базисом современной парадигмы естествознания, описывающей компетентность как предпосылку самоорганизованной деятельности. Исходя из практико-прикладного опыта применения методов диагностики компетентности в странах Западной Европы, можно констатировать, что компетентности в конечном итоге являются решающим фактором в профессионально-личностном плане.


14.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В. М. Онищик
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Onishhik@yandex.ru
Ключевые слова: компетентностная парадигма, коммуникативная компетентность, концептосфера, культурно-образовательное пространство
Страницы: 101-107

Аннотация >>
Автор рассматривает проблему формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях специально организованного культурно-образовательного пространства вуза. Осмысление сущности коммуникативной компетентности представляется возможным, если исходить из той взаимосвязи, в которой находятся язык, культура и мышление; при этом в качестве базовой единицы картины мира используется понятие «концепт». Концептосфера отдельной личности и концептосфера нации находятся в соотношении «часть-целое». Автор делает вывод, что компетентностный подход в образовании должен быть ориентирован на становление целостного сознанияс учетом вклбчения личности в культурное пространства.


15.
УГЛУБЛЕНИЕ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Г. М. Серёгин
Новосибирский государственный педагогический университет, Has@nspu.ru
Ключевые слова: понимание, осознанное усвоение, постановка вопросов, обоснование истинности, рефлексивные задачи, наглядность, опорные сигналы
Страницы: 108-115

Аннотация >>
В статье рассматриваются некоторые направления повышения эффективности обучения, направленные на решение проблемы осознанного усвоения учебного материала. Важным элементом рефлексивной деятельности учащихся является умение ставить вопросы как с целью обучения, так и уточнения или дополнения знаний. Решение проблемы понимания математического текста также связано с постановкой вопросов.Обоснование истинности или ложности суждений и умозаключений в наибольшей степени связано с углублением понимания. Включение рефлексивных задач в учебную деятельность также способствует осознанному и глубокому усвоению математического материала. Большое внимание в статье уделяется вопросам наглядности. Одним из эффективных способов углубления понимания учебного материала является выделение смысловых опор в математическом тексте и использование опорных сигналов.


16.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Н. Р. Круглова
Новосибирский государственный педагогический университет, ftip@nspu.net, dmkruglov@yndex.ru
Ключевые слова: качество высшего образования, технология управления качеством, педагогический мониторинг качества
Страницы: 115-120

Аннотация >>
С внедрением в вузы систем менеджмента качества, основанных на принципах всеобщего управления качеством, возникла необходимость в технологиях, отслеживающих процесс формирования будущих специалистов. Такой технологией является педагогический мониторинг качества подготовки специалиста. В статье рассматриваются подходы к проблеме контроля и качества высшего образования.


17.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И УРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

М. Е. Федотова
Институт математики и информатики Якутского государственного университета, mil_imi@mail.ru
Ключевые слова: обучение, уровень, усвоение знаний, оценка результатов, базовый уровень, основной уровень, повышенный уровень
Страницы: 120-126

Аннотация >>
В статье рассматриваются различные подходы к проблеме исследования разных уровней усвоения знаний, подробно анализируются основные трактовки следующих понятий: «уровни учебной деятельности», «уровни умственной деятельности учащихся», «уровни познавательной деятельности учащихся», «самоуправление учебной деятельностью», «уровни сформированности познавательной самостоятельности», «уровни овладениями знаниями и умениями».


18.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

В. В. Крашенинников1, Н. Р. Круглова2
1 Новосибирский государственный педагогический университет, krash@nspu.net
2 Новосибирский государственный педагогический университет, ftip@nspu.net, dmkruglov@yndex.ru
Ключевые слова: качество образования, система менеджмента качества, модель повышения качества подготовки специалиста
Страницы: 126-131

Аннотация >>
В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «качество образования» и пути реализации повышения качества образования на государственном и вузовском уровне. Представлены результаты мониторинга качества подготовки студентов на факультете технологии и предпринимательства. Предложена модель повышения качества подготовки специалиста.


19.
ОБУЧЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА КАК УСЛОВИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПАНИИ

А. В. Моргунов
Новосибирский государственный педагогический университет, alek@svs-6.ru
Ключевые слова: человеческие ресурсы, сбалансированная система показателей, делопроизводство, стратегическое управление, корпоративный менеджмент
Страницы: 131-139

Аннотация >>
В статье рассматривается один из аспектов современной философии управления - человеческий фактор, который в информационную эпоху становится залогом достижения высоких результатов любой компании. Для создания широких конкурентных возможностей необходима сбалансированная система показателей эффективности, причем ведущим критерием оказывается именно обучение и развитие персонала, поскольку именно этот фактор обеспечивает осуществление целей, связанных с финансовой деятельностью, взаимоотношениями с клиентами и оптимизацией внутренних бизнес-процессов.


20.
ТРЕБОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СТРАНЫ ЗАПАДА)

Н. А. Оганесянц
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, oganat@mail.ru
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, функциональная грамотность, технологическая грамотность, учебные навыки, непрерывное образование
Страницы: 140-144

Аннотация >>
В статье анализируется трансформация понятия функциональной грамотности как формирование навыка непрерывного образования в современных теоретических исследованиях за рубежом. Автор рассматривает социальный контекст, философские и педагогические аспекты и технологические основы интерпретации функциональной грамотности информационного общества на примере образовательной политики США во второй половине XX и начале XXI вв. Выводы исследования представлены в виде технологического конструкта функциональной грамотности.


21.
ОБ АДАПТИРУЮЩЕЙ РОЛИ ПАТТЕРНА «ДВОЙНОГО ПОСЛАНИЯ» В ОБРАЗОВАНИИ

Б. О. Майер
Институт философии и права СО РАН, Новосибирский государственный педагогический университет, maierbo@gmail.com
Ключевые слова: паттерн, логические уровни коммуникации, двойное послание, адаптация
Страницы: 145-154

Аннотация >>
На основе теории логических типов и логических уровней коммуникации анализируется подход Г. Бейтсона к формализации ситуации «двойного послания» при коммуникации между индивидами. Проводится обобщение данного подхода в случае коммуникации социальных групп и социальных институтов. Обосновывается, что анализ ситуаций «двойного послания» в социуме имеет первостепенное значение для выявления адаптирующей функции современного образования.


22.
ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

А. В. Коренева
Мурманский государственный технический университет, shishloeg@mstu.edu.ru
Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, интеграция, междисциплинарная интеграция, интегративная модель, интегративная система, межпредметные связи, интегрированное занятие, профессионально ориентированные тексты
Страницы: 155-161

Аннотация >>
В данной статье рассматривается интеграция как одно из условий профессионально ориентированного обучения вузовскому курсу «Русский язык и культура речи», предназначенному для студентов-нефилологов. Автор предлагает модель интеграции курса с общепрофессиональными дисциплинами и дисциплинами специализации, определяет ее роль в учебном процессе, обосновывает отбор интегрируемых дисциплин. Описаны формы, способы, приемы интеграции учебных предметов (интегрированные занятия, индивидуальные сообщения по интегративным темам, использование профессионально ориентированного языкового материала, анализ учебников по дисциплинам специализации). Автор доказывает, что реализации принципа интеграции позволяет повысить мотивацию студентов к изучению курса «Русский язык и культура речи», формирует их профессионально-коммуникативную компетенцию.


23.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЫСЛООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Г. Белякова
Тюменский государственный университет, B-Evgenia@yandex.ru
Ключевые слова: понимание, смысл, культура, личность, культурология, аксиология, антропология, герменевтика, психология, смыслоориентированное образование
Страницы: 161-167

Аннотация >>
Сущность образования как воспитания осмысленного культурно-исторического субъекта не может полностью реализоваться в рамках сложившихся традиций когнитивно ориентированного подхода. В статье определен комплекс согласованных между собой и взаимодополняющих теоретико-методологических подходов в культурологии, аксиологии, антропологии, герменевтике, психологии, с опорой на которые можно выстроить модель смыслоориентированного образования. Показаны возможности принципиально новой трактовки сущности процесса освоения знания как целостного культуротворческого и личностно разви- вающего процесса (при условии использования методологического потенциала категории понимания). В статье предлагается авторский подход к определению понятий ценностей, целей, принципов, содержания, форм и методов образовательного процесса, ориентированного на формирование ценностно-смысловой сферы субъектов образования, обеспечивающего становление человека культуры.


24.
ПОСТРОЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ: ПОСТСОВРЕМЕННАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Скайсте Ласкене, Д. Лапенене
Литовская академия физической культуры, s.laskiene@lkka.lt
Ключевые слова: постмодернизм, язык, деконструкция, логоцентризм, смысл, учебное заведение (школа)
Страницы: 168-175

Аннотация >>
В статье рассматривается вопрос, каким образом можно применить концепцию деконструкции, предположенную постструктуралистом Ж. Деррида, для понимания всего многообразия смыслов текста. Поскольку, согласно Ж. Деррида, любая система смыслов может рассматриваться как текст, идеи деконструкции интерпретируются применительно к деятельности учебного заведения. Анализируются методы использования первичной деконструкции (как способ чтения и восприятия смысла текста) и то, как они влияют на языковую выразительность, которая возникает как результат переплетения многообразных смыслов. В свою очередь, эти смыслы можно рассматривать как своего рода «диалог», в ходе которого конструируется реальность.


25.
В КАКОЙ ФИЛОСОФИИ НУЖДАЮТСЯ ПОЛЯКИ?

В. С. Сломский
Академия социальных наук, Международная академия наук по экологии и безопасности жизнедеятельности, Международная академия информационных технологий и Международная академия менеджмента (Варшава, Польша), slomski@vizja.pl
Ключевые слова: континентальная философия, польская философия, «активная философия», самоопределение, практика
Страницы: 175-185

Аннотация >>
В настоящей статье ставится и решается вопрос о том, что такое «польская философия» в контексте развития континентальной философии. Анализируются этапы самоопределения поляков как европейцев, а также отношение в польском социуме к необходимости изучения философии. Доказывается, что характерным для польской философской рефлексии является постулат приближения философии к жизни, создания «активной философии», способной решать практические вопросы.


26.
СТРАТЕГИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ ПЕРСПЕКТИВ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. П. Грузков
Федеральное агентство по надзору и контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ, eliseeva.e@mail.ru
Ключевые слова: модель образования, региональная политика, реформирование образования, региональное управление, региональное развитие образования
Страницы: 186-194

Аннотация >>
Представлены результаты авторского анализа стратегических направлений территориального развития Российской Федерации в контексте политического реформирования. Показаны основные направления региональной политики (экономическая и социальная сферы), охарактеризованы основные проблемы развития экстремальных регионов, обсуждается оригинальная модель развития общего образования применительно к развитию образования малых и/или коренных народов Севера.


27.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Б. О. Евзрезов1, Д. В. Майер2
1 Новосибирский государственный педагогический университет, maierbo@gmail.com
2 Новосибирский государственный педагогический университет, Институт философии и права СО РАН, etracken@gmail.com
Ключевые слова: глобализация, информационное общество, отечественное образование, информационные технологии
Страницы: 194-201

Аннотация >>
Изучается место и роль отечественного образования в формировании информационного общества в условиях глобализации. Анализируются «Концепция формирования информационного общества в России», национальный проект «Образование», а также особенности вхождения России в глобальное информационное общество. Доказывается, что информационный ресурс является специфической составляющей в совокупности развития ресурсов государства. Обосновывается, что процессы глобализации тесно увязываются с развитием и становлением современного информационного общества.


28.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. В. Пушкарев1, Е. А. Пушкарева2
1 Новосибирский государственный педагогический университет, Pushkarev73@mail.ru
2 Новосибирский государственный педагогический университет, Pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: образовательная система, информационное общество, информатизация, наука и образование, фундаментальные знания, глобализация
Страницы: 201-207

Аннотация >>
Взаимодействие современной науки, общества и высоких технологий имеют информационную природу. Системный подход глубоко связан с информатизацией - важным принципом интеграции науки и образования. Несмотря на стремление к интеграции, определенная степень автономности и сегодня характерна для учреждений как самой науки, так и высшей школы. Нам представляется, что принцип открытости позволит наиболее рационально решить многие проблемы интеграции науки и образования, в том числе проблему создания единого интегрированного информационного пространства науки и образования. А материальную основу этого интегрированного информационного пространства составит информационная инфраструктура, создаваемая в результате информатизации.


29.
ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Ю. В. Лебедева
Новосибирский государственный педагогический университет, oksvital@ngs.ru
Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, младшие школьники, эмоциональная отзывчивость
Страницы: 207-214

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема девиантного поведения у несовершеннолетних; автор анализирует статистику преступности среди детей и подростков и приходит к выводу, что истоки проблемы следует искать в неправильном выборе пути развития личности конкретного ребенка (подростка, молодого человека)-правонарушителя (делинквента). На этот выбор оказывают влияние изменившиеся социальные и экономические условия жизни общества, косвенным образом способствовавшие обострению криминальной ситуации в молодежной среде, наркотизация, социальная неустроенность, экзистенциальный вакуум. По мнению автора, воспитание эмоциональной отзывчивос- ти - начиная с самого раннего, дошкольного возраста - может стать одним из факторов, определяющих успешное становление личности.


30.
ДОСУГ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ)

И. И. Шульга
Новосибирский государственный педагогический университет, shulga.61@mail.ru
Ключевые слова: свободное время, досуг, развитие личности, социализация, «цивилизация досуга»
Страницы: 214-219

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема свободного времени, определения его сущности, структуры ивоспитательного потенциала; автор приводит краткий ретроспективный анализ взглядов известных представителей основных философских школ на этот вопрос иприходит к выводу, что свободное время - досуг, можно считать, сферой развития позитивных сил личности, одним из основных условий ее саморазвития, приобщения к культурному наследию и создание новых культурных ценностей, то есть способом социализации личности.


31.
ЗАДАЧИ СОМАТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И. В. Иванов
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, ivanov.58@mail.ru
Ключевые слова: соматика, воспитание, социум, культура, интеграция, образовательная политика
Страницы: 219-226

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема соматического воспитания, которое понимается как область целенаправленной педагогической деятельности, направленная не только на сохранение, но и на формирование и укрепление здоровья, позитивную мотивацию к здоровому образу жизни. Без изменения сознания и мотивации социальных моделей поведения человека невозможно преодолеть влияние негативных воздействий и улучшить качественные и количественные характеристики жизни. Автор предлагает подходить к изучению человека с точки зрения психосоматики, утверждая, что психосоматическая гармонизация - основной валеологический прием восстановления внутренней целостности личности.


32.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ XXI ВЕКА В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

И. Г. Багно
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, fr2003@bk.ru
Ключевые слова: сущностные характеристики техники, свойства техники в аспекте локальной культуры, эволюционные и локально-культурные типы техники
Страницы: 226-233

Аннотация >>
В статье рассматриваются два важнейших аспекта проблемы оптимального сочетания отечественного и мирового опыта подготовки специалистов. Первый аспект - непрерывность и органичность связи профессиональной культуры с общей культурой конкретного общества, второй - зависимость динамики развития общества от таких основополагающих механизмов, как самопроизводство и самообновление. С точки зрения автора, техника - явление общечеловеческое, универсальное, представляющее собой феномен человеческой культуры. Признание многообразия различных типов техник, прямо и опосредованно связанных с духовными ценностями той или иной локальной культуры, создает необходимые предпосылки для самопонимания и развития самосознания общества. По мнению автора ориентация на индивидуальность может стать стратегией выживания и развития периферийного вуза, для чего необходимо сохранить и преумножить положительный опыт, накопленный отечественной образовательной системой.


33.
О ВЗАИМОДОПОЛНЕНИИ РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ (СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ)

С. В. Кущенко
Новосибирский государственный технический университет, chuyko_m@ngs.ru
Ключевые слова: рациональное, иррациональное, общественное сознание, принцип дополнительности, социальная информация, соотношение
Страницы: 233-241

Аннотация >>
В статье предлагается авторский анализ соотношения рационального и иррационального в общественном сознании в одном из возможных аспектов - социально-информационном. Автором обосновывается возможность социально-информационного подхода к пониманию рационального и иррационального, согласно которому рациональное - это преимущественно внешняя для субъекта информация о предмете (а иррациональное - это, соответственно, внутренняя для субъекта информация о предмете). Соотношение рационального и иррационального автор рассматривает как встречно направленный процесс, инициируемый субъектом в соответствии со своими потребностями; результатом этого соединения оказывается взаимопроникновение внутренней и внешней информации, то есть образование новой информации (понятия). Этот процесс - одна из сторон социальной деятельности субъекта; для описания этого процесса необходимо использование принципа дополнительности.


34.
ФИЛОСОФИЯ МАРКЕТИНГА В РОССИИ И МАРКЕТИНГОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С. Г. Борисова
Новосибирский государственный педагогический университет, s3257@rambler.ru
Ключевые слова: кризис маркетинга, философия современного бизнеса, маркетинговая концепция управления, базовое образование, бизнес-образование
Страницы: 241-249

Аннотация >>
В статье анализируется весьма противоречивое состояние теории и практики маркетинга в России. С одной стороны, растет понимание необходимости применения маркетинга как наиболее адекватной концепции управления предприятием в современных условиях. С другой стороны, отмечается неадекватное отношение к нему в сфере реального бизнеса (например, скепсис относительно возможностей маркетинговых технологий или отсутствие значимого влияния маркетологов на отечественный менеджмент, особенно высшее руководство). Автором предлагаются рекомендации по совершенствованию маркетингового образования (включая не только вузовское обучение, но и всю систему дополнительного профильного образования).


35.
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ

Н. Н. Савина
Новосибирский гуманитарный институт; Новосибирский государственный аграрный университет, nn_savina@mail.ru
Ключевые слова: детерминизм, свобода, делинквентность, гиперактивность, психотизм, нейротизм, антисоциальное поведение
Страницы: 249-255

Аннотация >>
В условиях социального кризиса общества вопросы правонарушающего поведения подростков имеют особую актуальность. В статье показано, что объективные условия жизни порождают реальную возможность вышеобозначенного поведения. Отношения к данным возможностям определяются личностными факторами подростка. Роль последних (личностных факторов) в формировании преступной личности также велика, как и роль неблагоприятного социального окружения. Показано, что существует тесная связь психотизмом, нейротизмом и криминальным деликвентным поведением личности подростка.


36.
СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРАКТИК СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Попов
Томский государственный педагогический университет, aktor@mail.ru
Ключевые слова: антропологические технологии, человеческий потенциал, гуманитарная технология, открытые образовательные системы, сферный подход
Страницы: 255-261

Аннотация >>
Новые приоритеты социально-экономического развития России, связанные с внедрением новых технологий и инновационных разработок, объективно вызывают необходимость в новых концепциях развития человеческого потенциала - антропологических. Именно с их помощью можно изменить существующие модусы базового образовательного процесса, который понимается автором как процесс самоопределения личности. Автор выделяет следующие типы образовательной деятельности: управление, проектирование и исследование и утверждает, что нужно перейти от предметного к гуманитарно-технологическому принципу организации образования, поскольку именно гуманитарная технология (а не знание) является единицей воспроизводства практик. По мнению автора, необходим сферный подход к организации условий развития человеческого потенциала. Суть этого подхода - в построении образовательного общества, выходящего за границы организационных структур существующей системы образования.


37.
О КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ

Е. В. Гребенкин
Новосибирский государственный педагогический университет, rusforscher@mail.ru
Ключевые слова: конфликт, конфликтное взаимодействие, конфликтные ситуации, урегулирование конфликтов (медиация), школьная служба примирения
Страницы: 262-267

Аннотация >>
В статье анализируются поведенческие стереотипы во взаимоотношениях педагогов и школьников, рассматриваются инновационные (в концептуальном и содержательном планах) способы урегулирования школьных конфликтов (медиация). Медиация - специально организованные примирительные процедуры, интегрированные в образовательно-воспитательный процесс школы и направленные на заглаживание причиненного ущерба пострадавшей стороне.