С.Е. Мансурова
Институт содержания и методов обучения, Москва, Россия savetaef@yandex.ru
Ключевые слова: информация, социокультурное отставание, информационное общество, общее образование, цифровая трансформация образования, цифровое поколение
Страницы: 5-19
Введение. Проблемы образования подрастающего поколения актуализируются в условиях вызовов новой информационной реальности. Методология. Исследование осуществлялось на основе системного подхода, анализа нормативных документов, научной литературы по изучаемой проблеме, обобщения экспериментальных данных, логических выводов. Обсуждение. Центральная тема обсуждения - проблема социокультурного отставания, обусловленная противоречием между ускоренным технологическим развитием (развитием материальной культуры) и замедленной скоростью социокультурной эволюции человека. Поставлены вопросы поиска адаптационных механизмов к условиям сверхдинамично изменяющейся информационной среды в соотношении с общим образованием. Описаны приобретения и потери цифровой трансформации образования. Показано: нехватка времени, чтобы догнать и присвоить технологические новации информационного общества, усугубляется неготовностью школы отказаться от консервативных устоев. Результаты проведенного исследования позволили определить, как проявляется социокультурное отставание общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, разработанные в соответствии с требованиями научно-технологического развития общества, не ускорили развитие образования: в условиях цифровой трансформации образования информационные технологии не повлияли на содержание обучения, не стали его инструментом, не привели к смене репродуктивного подхода на деятельностный. Показано, что вызовом образованию является растущая зависимость цифрового поколения учащихся от интернета, социальных сетей и медийного пространства, его неготовность встраиваться в доцифровой образовательный процесс. Представлены подходы к особенностям образования, отвечающего требованию времени. Заключение. Социокультурное отставание образования выступает объективным явлением и имеет множественные проявления. Среди задач, направленных на сокращение этого отставания, - освоение педагогами информационных технологий обучения, актуальных подходов к воспитанию «цифрового» поколения школьников, способов обучения навыкам информационной гигиены.
Н.Г. Глазунов
Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Москва, Россия nickglazunov@mail.ru
Ключевые слова: массовое сознание, обыденное сознание, общественное сознание, идеология, ценность, социальные преобразования
Страницы: 20-36
Введение. Социальные преобразования - взаимосвязанные процессы, затрагивающие как социальные институты и структуры, так и сферу массового сознания. Их эффективность находится в прямой зависимости от того, готово ли к ним массовое сознание, и, соответственно, его обратного воздействия на структурные изменения, протекающие в обществе. Исследование имеет целью корреляцию данных процессов как исходного условия результативности общественных преобразований. Методология опирается на сравнительно-исторический подход (с привлечением данных о социально-экономических и политических преобразованиях в Китае и России), интерпретацию роли идейно-ценностных компонентов индивидуального и массового сознания в процессе социальных изменений, а также построение моделей, обеспечивающих функционирование указанных компонентов в общественном пространстве. Обсуждение. Массовое сознание в концентрированном виде отражает укоренившиеся представления об идеях, целях, ценностях, мотивах, которые имеют положительный нормативный статус в данном обществе. Суммарно они регулируют и координируют деятельность как отдельного индивида, так и общества в целом. На уровне рационально-теоретических обобщений установки массового сознания кристаллизуются в идеологии, доминирующей в обществе. Потребность в преобразованиях обусловлена объективными потребностями социальной системы, чьи структурные элементы и функциональные связи перестали удовлетворять потребностям системы и справляться с внутренними и внешними вызовами. Алгоритмы функционирования социальных структур и институтов четко взаимосвязаны с идейно-ценностными установками, принятыми в обществе. Без изменения данных установок социальные преобразования либо невозможны, либо малоэффективны. Например, внедрение в экономику Китая и России рыночных механизмов было бы невозможно при господстве коммунистической идеологии, принципиально несовместимой с либерально-рыночными идеями и ценностями. Заключение. Взаимозависимость процессов институциональных преобразований и изменений установок массового сознания непосредственно влияет на социальную практику, что обеспечивает высокую результативность происходящих в обществе изменений. Нарушение корреляции между ними, как правило, препятствует данному процессу.
И.В. Владимиров, Р.Р. Гасанова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия vladimirov.msu@bk.ru
Ключевые слова: философско-образовательное наследие, футурология, образование для устойчивого развития, Ричард Бакминстер Фуллер, Жак Эллюль, Элвин Тоффлер, Юваль Ной Харари, Николай Рерих
Страницы: 37-56
Введение. Проект «Образование для устойчивого развития» сегодня является первым глобальным проектом в области образования, что налагает большую ответственность на тех, кто его реализует. В своих регламентах проект образования для устойчивого развития опирается на философию образования и педагогическое наследие, которое все активнее внедряется в образовательные практики. Однако в установочных документах проекта почти ничего не сказано об угрозах, с которыми столкнется мировое образование в ближайшем будущем, а также о том, какие действия следует предпринять, чтобы их избежать. Методология. Применяются философско-образовательная теоретическая и логическая методология, критический и сопоставительный анализы. Обсуждение. Приводится ряд аналитических высказываний признанных футурологов и деятелей науки, труды которых касались вопросов будущего образования; обсуждается тезис о функционально-смысловой связи педагогического наследия (в целом) и творческого наследия футурологов, где последнее демонстрируется как часть педагогического наследия и обосновывается важность этих связей для реализации проекта устойчивого развития образования. Наследие философии образования признано фундаментальной основой для реализации настоящих и будущих инициатив в рамках проекта образования для устойчивого развития, а идеи футурологов обозначаются значимыми факторами, которые необходимо учитывать в стратегиях глобальных образовательных проектов. В связи с этим показаны взаимозависимость и противоречия между факторами наследия, которые используются в настоящем. Актуализируется вопрос «Может ли в будущем остаться место для наследия?» Заключение. Итогом статьи выступает призыв к более внимательному отношению к творческому наследию футурологов (опасениям, идеям, концепциям) в целях гарантии реализации проекта образования для устойчивого развития с опорой на философско-педагогическое наследие.
О.А. Персидская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия olga_alekseevna@mail.ru
Ключевые слова: миросистемный анализ, теория капиталов П. Бурдье, система образования, этнокультурная составляющая образования, этничность
Страницы: 60-69
Введение. Школа и вуз в современном мире являются одними из значимых общественных институтов, где человек сталкивается с этническим разнообразием и глубже осознает собственную этническую идентичность. Одна из целей системы образования - воспитание личности, понимающей свое место в полиэтническом мире, где ценность разных этнических культур равнозначна. Однако полноценная реализация этой цели не всегда возможна. Методология. Анализ затруднений, не позволяющих выполнить обозначенную цель, выполнен на основании синтеза миросистемного анализа и теории капиталов П. Бурдье. Приведены примеры такого синтеза в социогуманитаристике у М. Деметра и Р. Х. Ортиза. Обсуждение. На основе рассмотрения смены стратегий развития с «борьбы против эксплуатации» в советский период на «борьбу против исключения» в постсоветский продемонстрировано, как девальвировались разные формы капиталов этнических групп в периферийных регионах России. Акцент сделан на сложностях, с которыми столкнулась система образования периферийных этнических регионов России. Среди них - недостаток финансирования, а также преобладающая ориентация подрастающего поколения на культурно-символические образцы потребления центров при девальвации ценностей традиционных этнических образцов. Ситуация образовательного неравенства есть недостаточность каналов трансляции этничности и др. Показано, что сложное положение экономик этнических регионов страны и образовательное неравенство входят в противоречие с высоким престижем этнической идентичности, обозначенном в образовательных стратегиях. Заключение. Сделан вывод, что недооценка любой формы капитала (экономического, социокультурного, символического) при реализации уже возложенных на систему образования гуманистических целей воспроизводства и сохранения этнического разнообразия народов России может обернуться безрезультативностью потраченных усилий.
Н.Н. Абакумова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия niv_tomsk@mail.ru
Ключевые слова: общенаучный гуманитарный подход, естественно-научный подход, диссертационные исследования, педагогическая наука
Страницы: 70-83
Введение. Актуализирована проблема использования общенаучного гуманитарного подхода в педагогических исследованиях. Гуманитарный подход рассматривается через призму композиционных уровней: общенаучного и педагогического, объектного и предметного, с целью выявления наиболее востребованных и актуальных подходов, которые используются в диссертационных исследованиях педагогического профиля. Методология. Исследование основывается на базовых трудах И. Канта и В. Дильтея, в которых раскрываются основы общенаучного гуманитарного подхода. Выделение композиционных уровней реализации гуманитарного подхода проходило с опорой на антропологический контекст образования (В. И. Слободчиков, А. В. Леонтович), работы М. Мамардашвили, в которых показано развитие педагогической науки в контексте гуманитарного подхода. Обсуждение. Проведено обзорное исследование 420 диссертаций по педагогическим наукам, защищенным в период с 2004 по 2024 г. Показаны перспективы реализации общенаучного гуманитарного подхода в педагогической науке как ресурса философии образования, направленного на решение философско-мировоззренческих и теоретико-познавательных задач. Выделена специфика гуманитарного знания: 1) постоянное развитие во времени и пространстве; 2) незавершенность развития объекта; 3) изменчивость оценки объекта в зависимости от времени, контекста и эксперта. Установлены ограничения используемых методов исследования. Уточнены характеристики структурализма, которые позволили отнести аксиологический, личностно-ориентированный, акмеологический, ситуационно-средовой и прочие подходы к общенаучному гуманитарному подходу. Заключение. Установлены характеристики, которые отражают специфику общенаучного гуманитарного подхода в педагогических исследованиях: субъективность знания, доминирование в результатах «продолжения личности» ученого; интуитивное постижение истины и неприменимость законов логики; допустимость множества вариантов интерпретаций; недопустимость критерия «правильности». Выявлены наиболее востребованные и актуальные подходы, которые используются в диссертационных исследованиях педагогического профиля.
М. Ариунцэнгэл1, Д. Бадамгарав1, О.В. Цигулева2 1Монгольский государственный университет образования, Улан-Батор, Монголия ariuntsengel@msue.edu.mn 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение (ПЯИО), мотивация, неязыковый предмет, преподаватель-предметник
Страницы: 84-96
Введение. Целью исследования является анализ законодательных актов и документов для внедрения предметно-языкового интегрированного обучения в систему высшего образования Монголии. Ставится вопрос о кадровой возможности преподавания предметов на английском языке в университетах страны. Для общепедагогической аналитики представлены результаты опроса студентов и преподавателей Монгольского государственного университета образования. Методологической основой стали социально-педагогические, эмпирические и аналитические подходы в исследовании документации, изучении теоретического материала и обработке данных, проведении экспериментов по внедрению предметно-языкового интегрированного обучения в неязыковых предметных группах. Математические расчеты использовались для выводов и последующей рефлексии. Обсуждение. Обсуждается потенциал методологии предметно-языкового интегрированного обучения для решения образовательных проблем, подчеркивается его положительное влияние как на овладение языком, так и на «нелингвистическое понимание предметов». Чтобы оценить возможность внедрения предметно-языкового интегрированного обучения, проведен опрос будущих студентов и преподавателей. Данные опроса позволили обнаружить положительное влияние на овладение языком в так называемом «нелингвистическом понимании предмета». В Национальной программе преподавания английского языка также подчеркивается необходимость обновления содержания подготовки учителей английского языка и обеспечения соответствия соответствующих программ международным стандартам. Результаты указывают на высокую заинтересованность учащихся изучать английский язык, использовать в практике англоязычные материалы. Однако проблемы с навыками письма, особенно с грамматикой и научным стилем, указывают на области, требующие улучшения. Заключение. Полученные результаты опроса и эксперимента подчеркивают необходимость внедрения предметно-языкового интегрированного обучения на всех уровнях образования в Монголии в соответствии с национальными целями развития и международными образовательными стандартами. Устранение пробелов во владении языком среди преподавателей будет иметь решающее значение для успешной языковой интеграции в монгольских университетах.
М.Б. Мусохранова, Э.Н. Астафьева
Омский государственный медицинский университет Минздрава России, Омск, Россия margo_coop@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, традиция, влияние личности преподавателя, содержание медицинского образования, условия становления врача, симулякр воспитания
Страницы: 97-109
Введение. В настоящее время становится очевидной проблема образованности в неоднородном российском обществе, которое сталкивается с вызовами антропогенного, техногенного и экогенного характера. Антропогенному вызову сопутствуют проблемы разрыва преемственности между ступенями образования (среднее - общее - высшее), утраты/подмены традиционных духовно-нравственных ценностей или попытки их игнорировать, извращать. Не менее значимы и личностные качества, к которым относится, например, интеллектуальная лень. Техногенный вызов и его мировоззренческие ориентиры актуализируют проблему отношения «человек - техника», а экогенный вызов - проблему преобладания потребительского менталитета в отношениях человека с окружающим миром (духовным-социальным-природным). Очевидно, что у этих проблем существует один источник: воспитание, рассматриваемое как неотъемлемая часть учебного процесса. Методология. В исследовании применяются философско-педагогический и исторический подходы, обусловившие выбор источников и позволившие выделить основополагающую роль воспитания, существующего в неразрывном единстве с обучением. Обсуждение. Игнорирование воспитания составляет суть вышеуказанных проблем, коренящихся в современном образовании. Проблемы современного образования заявляют о себе на уровне семейного воспитания, представленного несколькими поколениями; социального пространства - в различных группах (учебных, профессиональных, случайных, по интересам и пр.), объединенных (иногда временно) единой целью, обычно связанной с получением профессии. В этих группах встречаются носители различного мировоззрения, представляющие в своей совокупности общество, которое при неоднородном уровне образованности и утрате базовых ценностей испытывает трудности с ответом на вызовы современности, ставящие под угрозу само его существование. Заключение. Ориентация России на сохранение и укрепление традиционных базовых ценностей обусловливает значимость воспитания в качестве «ключевого инструмента»78 в области образования и просвещения.
Е.А. Пушкарева1, И.Д. Кирякова2, Ю.В. Пушкарев1 1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия pushkarev73@mail.ru 2Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия dotkiryakova@mail.ru
Ключевые слова: образовательно-методологические подходы, развитие современного общества, формирование системы образования, становление профессионала, социальная философия
Страницы: 110-123
Введение. В центре внимания настоящего исследования - проблема профессионального становления человека в стремительно обновляющихся условиях современного развития общества. Цель - определение образовательно-методологических подходов и выявление особенностей современного философского содержания проблемы формирования профессионала в процессе образовательной деятельности, направленной на его становление. Методология. Основным методом исследования является теоретический обзор социально-философских и педагогических научных публикаций, содержащих подходы профессионального становления человека в условиях развития современного общества. Использованные образовательно-методологические подходы рассмотрены в контексте философско-теоретических понятий «личностный подход», «деятельностный подход» и «праксиологический подход». Обсуждение. Представление о процессах формирования профессионала в контексте личностного, деятельностного и праксиологически-ориентированного становления обусловлено прежде всего особенностями развития информационного общества и современными представлениями исследователей о профессионализме. Принципы стратегии развития образования включают, кроме того, представления об особенностях развития профессиональных качеств личности, приобретение личностью новых качеств, изменение направленности личности и др. Их общие характеристики обосновываются в рамках праксиологии трудовых навыков и приемов, выявления их элементов и составления на этой основе различных рекомендаций практического характера. В заключении обобщаются основные методологические основания и особенности современного социально-философского содержания проблем становления профессионала в его образовательном процессе.
Э.Р. Имамеев1, А.В. Лобанов2 1Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия natterera99@mail.ru 2Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия av.lobanov@mpgu.su
Ключевые слова: биология человека, прагматизм, польза, практическая ценность, знание, преподавание биологии, методика
Страницы: 124-137
Введение. Исследование посвящено проблеме применения дидактики прагматизма, его философских оснований для построения методики преподавания естественно-научных дисциплин, в частности биологии. Методология. Аналитический подход к исследованию способов улучшения методик преподавания биологии предполагает философско-методологический анализ возможности практического использования теоретических положений прагматизма и выработку методики преподавания курса биологии. На основе прагматического подхода для учащихся созданы задания по темам школьного курса биологии человека. Ключевой идеей подобранных задач было обучение скрининговым методам диагностики функциональных систем организма. Обсуждение. Биология, как и другие естественные науки, возникла из практических нужд человека. Практико-ориентированная философия прагматизма представляет собой конструктивную методологическую основу для работы с биологическим материалом, изучения функционирования живых систем, в связи с чем практичность полученных на уроке знаний будет вызывать больший интерес к предмету у учащихся. Результат реализации этой концепции на уроках биологии в 9 классе оправдал ожидания и способствовал хорошему усвоению материала, пониманию физиологии человеческого организма учащимися школы на ступени основного общего образования. Заключение. Показано, что установка на практическую ценность знания делает преподавание научной дисциплины более востребованным и интересным для учащихся, что позволяет добиться высоких показателей успеваемости по предмету биология. Важно отметить, что полученные знания выступают в роли инструментов для конструирования собственной картины мира, которая включает как эклектический подход, так и гносеологический плюрализм.
Ю.В. Корнилов1, Е.Н. Игнатенко2, В.В. Ерохин3, Л.Н. Кретова2 1Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия pirr2000@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия kaleidomathmaticalgirl@gmail.com 3Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия voldemare@rambler.ru
Ключевые слова: когнитивный подход, коммуникативный подход, аутентичная литература, межпредметные связи, высшее образование
Страницы: 138-150
Введение. Актуальность вопроса методической работы с аутентичными (взятыми из иностранной литературы и не предназначенными специально для проведения занятий) иноязычными текстами и их межпредметных связей на занятиях по иностранному языку обусловлена спецификой потребностей общества и самих обучающихся успешно ориентироваться в разнообразных потоках информации. Однако при всем многообразии иноязычных информационных источников лексический запас и возможность восприятия информации в работе с аутентичными текстами у обучающихся довольно ограничены, а использование межпредметных связей в учебных целях становится многосложным процессом. Методология. В исследовании представлена рефлексия отечественных и зарубежных публикаций по проблемам применения когнитивного и коммуникативного подходов. Используется дифференциация иерархических уровней запоминания с практическими применением заданий по иностранному языку. Обсуждение. Осознание важности применения иностранных аутентичных текстов на занятиях по иностранному языку является одним из стимулов для обновления и усовершенствования когнитивной модели и повышения общеобразовательного общекультурного потенциала обучающихся. Условия реализации межкафедрального сотрудничества профессиональной направленности нацелены на объединение всех знаний в одном предмете, что мотивирует обучающихся на получение новых знаний, вносит элемент новизны и создает познавательный интерес. Для достижения этой цели наилучшим образом подойдет координация когнитивного и коммуникативного подходов при работе с иноязычной информацией, в данном случае аутентичными текстами, отвечающими информационно-профессиональным потребностям студентов. Заключение. Возрастание значимости и необходимости использования когнитивного и коммуникативного подходов в работе с аутентичными иноязычными текстами в большей степени обусловлено практико-ориентированными подходами на уровне межпредметных связей.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее