|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 2880
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[PASSWORD_CHECK_WEAK] => N
[PASSWORD_CHECK_POLICY] => N
[PASSWORD_CHANGE_DAYS] => 0
[PASSWORD_UNIQUE_COUNT] => 0
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[BLOCK_TIME] => 0
)
)
[SESS_IP] => 18.219.66.32
[SESS_TIME] => 1744832179
[IS_EXPIRED] =>
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[SESS_SHOW_INCLUDE_TIME_EXEC] =>
[fixed_session_id] => 95f685a85745c276031e4b7ee1631e00
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
[SESS_OPERATIONS] => Array
(
)
)
2025 год, номер 1
С.Е. Мансурова
Институт содержания и методов обучения, Москва, Россия savetaef@yandex.ru
Ключевые слова: информация, социокультурное отставание, информационное общество, общее образование, цифровая трансформация образования, цифровое поколение
Страницы: 5-19
Аннотация >>
Введение. Проблемы образования подрастающего поколения актуализируются в условиях вызовов новой информационной реальности. Методология. Исследование осуществлялось на основе системного подхода, анализа нормативных документов, научной литературы по изучаемой проблеме, обобщения экспериментальных данных, логических выводов. Обсуждение. Центральная тема обсуждения - проблема социокультурного отставания, обусловленная противоречием между ускоренным технологическим развитием (развитием материальной культуры) и замедленной скоростью социокультурной эволюции человека. Поставлены вопросы поиска адаптационных механизмов к условиям сверхдинамично изменяющейся информационной среды в соотношении с общим образованием. Описаны приобретения и потери цифровой трансформации образования. Показано: нехватка времени, чтобы догнать и присвоить технологические новации информационного общества, усугубляется неготовностью школы отказаться от консервативных устоев. Результаты проведенного исследования позволили определить, как проявляется социокультурное отставание общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, разработанные в соответствии с требованиями научно-технологического развития общества, не ускорили развитие образования: в условиях цифровой трансформации образования информационные технологии не повлияли на содержание обучения, не стали его инструментом, не привели к смене репродуктивного подхода на деятельностный. Показано, что вызовом образованию является растущая зависимость цифрового поколения учащихся от интернета, социальных сетей и медийного пространства, его неготовность встраиваться в доцифровой образовательный процесс. Представлены подходы к особенностям образования, отвечающего требованию времени. Заключение. Социокультурное отставание образования выступает объективным явлением и имеет множественные проявления. Среди задач, направленных на сокращение этого отставания, - освоение педагогами информационных технологий обучения, актуальных подходов к воспитанию «цифрового» поколения школьников, способов обучения навыкам информационной гигиены.
DOI: 10.15372/PHE20250101 EDN: QUIOHQ
|
Н.Г. Глазунов
Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Москва, Россия nickglazunov@mail.ru
Ключевые слова: массовое сознание, обыденное сознание, общественное сознание, идеология, ценность, социальные преобразования
Страницы: 20-36
Аннотация >>
Введение. Социальные преобразования - взаимосвязанные процессы, затрагивающие как социальные институты и структуры, так и сферу массового сознания. Их эффективность находится в прямой зависимости от того, готово ли к ним массовое сознание, и, соответственно, его обратного воздействия на структурные изменения, протекающие в обществе. Исследование имеет целью корреляцию данных процессов как исходного условия результативности общественных преобразований. Методология опирается на сравнительно-исторический подход (с привлечением данных о социально-экономических и политических преобразованиях в Китае и России), интерпретацию роли идейно-ценностных компонентов индивидуального и массового сознания в процессе социальных изменений, а также построение моделей, обеспечивающих функционирование указанных компонентов в общественном пространстве. Обсуждение. Массовое сознание в концентрированном виде отражает укоренившиеся представления об идеях, целях, ценностях, мотивах, которые имеют положительный нормативный статус в данном обществе. Суммарно они регулируют и координируют деятельность как отдельного индивида, так и общества в целом. На уровне рационально-теоретических обобщений установки массового сознания кристаллизуются в идеологии, доминирующей в обществе. Потребность в преобразованиях обусловлена объективными потребностями социальной системы, чьи структурные элементы и функциональные связи перестали удовлетворять потребностям системы и справляться с внутренними и внешними вызовами. Алгоритмы функционирования социальных структур и институтов четко взаимосвязаны с идейно-ценностными установками, принятыми в обществе. Без изменения данных установок социальные преобразования либо невозможны, либо малоэффективны. Например, внедрение в экономику Китая и России рыночных механизмов было бы невозможно при господстве коммунистической идеологии, принципиально несовместимой с либерально-рыночными идеями и ценностями. Заключение. Взаимозависимость процессов институциональных преобразований и изменений установок массового сознания непосредственно влияет на социальную практику, что обеспечивает высокую результативность происходящих в обществе изменений. Нарушение корреляции между ними, как правило, препятствует данному процессу.
DOI: 10.15372/PHE20250102 EDN: ZZFVJU
|
И.В. Владимиров, Р.Р. Гасанова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия vladimirov.msu@bk.ru
Ключевые слова: философско-образовательное наследие, футурология, образование для устойчивого развития, Ричард Бакминстер Фуллер, Жак Эллюль, Элвин Тоффлер, Юваль Ной Харари, Николай Рерих
Страницы: 37-56
Аннотация >>
Введение. Проект «Образование для устойчивого развития» сегодня является первым глобальным проектом в области образования, что налагает большую ответственность на тех, кто его реализует. В своих регламентах проект образования для устойчивого развития опирается на философию образования и педагогическое наследие, которое все активнее внедряется в образовательные практики. Однако в установочных документах проекта почти ничего не сказано об угрозах, с которыми столкнется мировое образование в ближайшем будущем, а также о том, какие действия следует предпринять, чтобы их избежать. Методология. Применяются философско-образовательная теоретическая и логическая методология, критический и сопоставительный анализы. Обсуждение. Приводится ряд аналитических высказываний признанных футурологов и деятелей науки, труды которых касались вопросов будущего образования; обсуждается тезис о функционально-смысловой связи педагогического наследия (в целом) и творческого наследия футурологов, где последнее демонстрируется как часть педагогического наследия и обосновывается важность этих связей для реализации проекта устойчивого развития образования. Наследие философии образования признано фундаментальной основой для реализации настоящих и будущих инициатив в рамках проекта образования для устойчивого развития, а идеи футурологов обозначаются значимыми факторами, которые необходимо учитывать в стратегиях глобальных образовательных проектов. В связи с этим показаны взаимозависимость и противоречия между факторами наследия, которые используются в настоящем. Актуализируется вопрос «Может ли в будущем остаться место для наследия?» Заключение. Итогом статьи выступает призыв к более внимательному отношению к творческому наследию футурологов (опасениям, идеям, концепциям) в целях гарантии реализации проекта образования для устойчивого развития с опорой на философско-педагогическое наследие.
DOI: 10.15372/PHE20250103 EDN: YHURKE
|
Е.В. Биричева
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия ek.v.bir@gmail.com
Ключевые слова: нейронная сеть, генерация текста, чат-бот, искусственный интеллект, ИИ, этические проблемы, педагогические проблемы, цифровизация, целеориентированный подход
Страницы: 57-75
Аннотация >>
Введение. Использование современных искусственных интеллектуальных систем во многих профессиональных и повседневных практиках помимо положительных эффектов может иметь негативные последствия. Особого внимания заслуживают сферы науки и образования, поскольку неконтролируемое применение генеративных нейросетей может нести риски для развития компетенций, связанных с созданием творческих продуктов, а также породить ряд этических проблем. Целью исследования является систематизация вызовов, которые порождает использование нейросетей для генерации текста в науке и образовании, а также философское осмысление оснований преодоления когнитивных, этических и педагогических рисков применения данных технологий. Методология основывается на феноменологическом анализе онтологического статуса современных искусственных интеллектуальных систем, возможных проблем в области развития когнитивных и коммуникативных способностей человека и причин недобросовестного применения генеративных нейросетей. Опора на теоретические положения целеориентированного подхода позволяет определить границы допустимого использования инструментов ИИ и наметить траектории наиболее эффективного преодоления выявленных проблем по оси целевых установок акторов, задействованных в исследуемых процессах. Обсуждение. Показаны когнитивные и коммуникативные особенности человека в контексте взросления, развития мышления и языковой способности в сопоставлении с инструментами искусственных интеллектуальных систем. С учетом «слабых мест» генеративных нейросетей систематизированы этически недопустимые направления их применения. Проанализированы условия переживания дилемм, в которых может быть совершен неэтичный выбор, на основании чего выделены принципы минимизации таких ситуаций в плане использования искусственных интеллектуальных систем. Предложены конкретные меры по регулированию применения нейросетей в образовании. Заключение. Систематизированы проблемы и пути их комплексного преодоления в контексте онтогносеологических оснований взаимодействия человека и искусственных интеллектуальных систем в «гибридной» реальности.
DOI: 10.15372/PHE20250104 EDN: YIAOMF
|
Д.В. Володина, Ю.С. Юрьева
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия dina.volodina@mail.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, иностранный язык, большие языковые модели, когнитивное развитие, искусственный интеллект, мыслительные операции, универсальные компетенции, когнитивные умения
Страницы: 76-92
Аннотация >>
Введение. Авторами проанализированы особенности формирования когнитивных умений студентов технического вуза в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». В связи с чем рассмотрены понятие «компетентность» и его составляющие, формируемые в системе высшего образования для подготовки конкурентоспособного специалиста. Целью исследования является изучение особенностей развития когнитивных умений студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка. Обоснована значимость когнитивного компонента универсальных компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе. Приведены и описаны индикаторы сформированности УК-4 для изучения дисциплины «Иностранный язык» по специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог». Методология исследования включает в себя рассмотрение современных технологий и методов обучения иностранному языку с позиции развития когнитивных умений. Для комплексного понимания изучаемой проблемы был проведен опрос обучающихся по этому направлению. Сбор данных и наблюдения авторов позволили прийти к следующим результатам: выявлены частотные мыслительные операции, которые развиваются в ходе выполнения заданий по иностранному языку с использованием больших языковых моделей. Обсуждение. Отдельная часть исследования посвящена применению больших языковых моделей (Large Language Models) в качестве вспомогательного инструмента при формировании когнитивных умений. Изучены основные функции больших языковых моделей и их роль в развитии когнитивных умений; сопоставлены функции больших языковых моделей, используемые при выполнении заданий по иностранному языку, и формируемые ими мыслительные операции. Заключение. Современный компетентностный подход в образовании требует развития когнитивных умений студентов для обеспечения их будущей конкурентоспособности, при этом важно сбалансированное использование цифровых технологий и традиционных методов обучения для более эффективного формирования универсальных компетенций.
DOI: 10.15372/PHE20250105 EDN: YNNDMC
|
Б.В. Пеньков1, Л.И. Агафонова2, Е.В. Виноградова3
1Университет «Синергия», Москва, Россия penkovlinguistics@gmail.com 2Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия liagafonova@herzen.spb.ru 3Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия vinog_le@list.ru
Ключевые слова: инструменты искусственного интеллекта, обучение иностранным языкам, онлайн-обучение, оптимизация преподавания, смешанное обучение, технологии искусственного интеллекта, цифровое обучение, ChatGPT, DeepSeek
Страницы: 93-108
Аннотация >>
Введение. Рассматривается потенциал использования искусственного интеллекта в преподавании английского языка, описываются аспекты применения технологии искусственного интеллекта в преподавании и обучении. Методология. Используются качественные и количественные методы анализа восприятия преподавателями и студентами интеграции ИИ-технологий в преподавание английского языка. Исследование носит эмпирический характер, приоритет отдается описательному методу. Онлайн-опрос включает вопросы для студентов и преподавателей вузов о перспективах развития технологий искусственного интеллекта и возможностях применения искусственного интеллекта в преподавании английского языка. По результатам ответов респондентов создается графическое представление ответов (диаграмма), приводятся и поясняются процентные показатели. С помощью сравнительного метода противопоставляются данные и делаются выводы эмпирического плана. Обсуждение. Точки зрения респондентов на эволюцию искусственного интеллекта в сфере преподавания английского языка отражены в диаграмме, описывающей мнения и идеи участников, проливая свет на их ожидания относительно интеграции методик, основанных на искусственном интеллекте, в педагогическую практику. Выделяются группы ответов, в которых студенты и преподаватели подтверждают, что использование технологий искусственного интеллекта имеет перспективы в сфере обучения и преподавания языков, также респонденты демонстрируют элементы цифровой грамотности и одновременно ограниченность знаний о масштабе использования искусственного интеллекта в сфере образования, многие при этом не отказываются от традиционных методов изучения иностранных языков. В методологии сочетаются теоретические и практические основы педагогики, методики и дидактики для оптимизации преподавания английского языка в контексте применения искусственного интеллекта. Заключение. Результаты показывают, что студенты и преподаватели осознают преобразующий потенциал искусственного интеллекта в преподавании и обучении, готовы экспериментировать с новыми технологиями и использовать их для улучшения навыков английского языка и развития профессиональных компетенций с целью оптимизации преподавания.
DOI: 10.15372/PHE20250106 EDN: YZBSGB
|
Н.С. Жданова, С.А. Гаврицков, Т.В. Саляева
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия gdnacerg@mail.ru
Ключевые слова: аксиология, ценности, ценностные ориентации, студенты-дизайнеры, типовое жилье, перепланировка, реконструкция
Страницы: 109-122
Аннотация >>
Введение. Исследование имеет целью познакомить с опытом формирования ценностных ориентаций у будущих дизайнеров на примере изменения отношения к типовому жилью 1960-х гг. Для своего времени панельное типовое жилье было большим архитектурным и технологическим прорывом, позволившим во многом решить «квартирный вопрос» в нашей стране, но сегодня отношение к нему большинства потребителей изменилось. Панельные пятиэтажки составляют одну пятую часть всего жилого фонда страны. Материализованные ценности прошлого вступают в противоречие с ценностными установками современного человека. Пути модернизации зданий и пути изменения сознания будущих дизайнеров пересекаются в архитектурно-дизайнерском проектировании, которое и стало предметом исследования. Методология. Ценностно ориентированный мониторинг осуществлялся со студентами третьего курса по направлению подготовки «Дизайн» Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. Студенты осуществляли перепланировку отдельных квартир или реконструкцию здания 1960-х гг. Практическая значимость исследования заключается в приемах специально организованной архитектурно-дизайнерской деятельности, в процессе которой студенты переходят от ценностей потребителя к ценностям проектировщика, что обусловливает их профессиональную зрелость. Обсуждение. Опрос и обсуждение свидетельствуют, что большинство студентов отрицательно относятся к так называемым «хрущевкам». Для формирования новых профессиональных ценностных ориентиров в обучении использовались новые технологии. Новизна исследования заключается в проверке возможности инновационного архитектурно-дизайнерского проектирования. Заключение. Проведенное исследование показало необходимость развития творческого потенциала студентов. Результатом специально организованной учебной деятельности стал интерес к выполнению проектов реконструкции и модернизации зданий и изменилось ценностное отношения к архитектурному наследию нашей страны.
DOI: 10.15372/PHE20250107 EDN: BTGIUY
|
Д.Н. Деменёв, Е.К. Подобреева, Д.Д. Хисматуллина
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия denis-demenev@mail.ru
Ключевые слова: дополнительность, архитектурно-художественное пространство, сознание, знание, синтез искусств, онтогносеологическое единство, интегрированное мышление, аккордность, смыслообраз, изображение
Страницы: 123-138
Аннотация >>
Введение. Оставаясь в целом средством коммуникации человечества и средством приобщения к всечеловеческим смыслообразам, коррелируя с изменениями феноменологии действительности и развитием эстетической теории и практики, синтез искусств сегодня все чаще взаимодействует с техносферой. Эти обстоятельства актуализируют интегративный характер синтеза архитектурных пространственно-пластических искусств в контексте методологии дополнительности. В этом сосредоточиваются как вызовы художественному творчеству, так и широчайшие перспективы дальнейшего развития синтеза искусств. Методология. Исследование построено на теоретических и эмпирических изысканиях в области синтеза искусств, обусловленных методологией дополнительности, включающей диалектический подход, моделирование и педагогический опыт художественно-творческой практики. Обсуждение. Современный синтез искусств как деятельность по организации новых форм художественного творчества имеет широкий охват освоения и преобразования действительности обществом и человеком. Новизну исследования представляет разработанная структурная модель синтеза искусств, включающая философское осмысление этапов отражения действительности посредством сенсорных атрибутов и структурную модель синтеза искусств на примере синтеза основных цветов. В ходе исследования установлен факт все большего участия современных технологий в акте приращения форм дополнительности в архитектурно-художественном построении, потенциально способствующих развитию производства и восприятию новых смыслов. В результате анализа синтеза искусств посредством диалектических противоположностей (форма - содержание, часть - целое, качество - количество и др.) выявлено и обосновано принципиальное значение интегративной особенности, содержащей методологию дополнительности. Заключение. Интеграция классического синтеза искусств с современной техносферой становится необходимой и даже единственно возможной диалектикой архитектурно-художественного пространства, поскольку эта человеческая способность интегрирует узнавание, понимание и интерпретацию созидательных смыслов.
DOI: 10.15372/PHE20250108 EDN: FKJXBU
|
И.В. Яковлева1, Е.В. Ушакова2, Ю. Чжан3, С.Н. Цаплин1
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия uhova2005@mail.ru 2Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com 3Шаньдунский институт физического воспитания, Цзинань, Китайская Народная Республика 543018031@qq.com
Ключевые слова: социальная философия, философия образования, аксиологические приоритеты, образовательное пространство, категориальный аппарат, глобализм, ноосферизм
Страницы: 139-157
Аннотация >>
Введение. Фактически любая мировоззренческая или методологическая конструкция представляет собой определенную систему знания, включающую исходные понятия, правила построения высказываний и выводы в виде производных суждений, которые после необходимого подтверждения приобретают форму всеобщего убеждения. Подобным критериям соответствует методология глобализма и ноосферизма, заявленных в мировой социально-политической философии и философии образования. С аксиологических позиций они обращены к интересам и потребностям, смыслам и ценностям субъектов образовательного пространства. Репрезентация мировоззренческих установок и теоретических конструктов исходных оснований образовательного пространства является целью данного исследования. Методология. Аксиологический дискурс вопросов построения всеобщего образовательного пространства актуализирует необходимость критической философской оценки ряда инновационных теоретико-методологических, мировоззренческих, информационных и социально-технологических подходов, ориентированных на сравнительный анализ разных глобальных социальных идей - глобализма и ноосферизма. Это обусловлено активным продвижением таких идей в социально-политической и философско-образовательной теории познания в первой четверти XXI в., что, собственно, и требует их аксиологически ориентированного научно-философского анализа. Данная проблема связана с выяснением того, как и каким образом с помощью рациональной социально-философской мысли возможно и необходимо по-новому актуализировать современное образовательное пространство с учетом разнонаправленных векторов социального бытия. Обсуждение. Рассмотрен генезис аксиологических методологических конструктов с целью обнаружения в историческом и логическом ключе идей и тенденций становления цельной, развивающей информационно-образовательной методологии с целью обоснованного выбора приоритетов в медиапространстве и медиаобразовании будущего. Заключение. Разработка аксиологической методологии для образовательной активизации медиапространства возможна в процессе разработки конструктивных механизмов перехода от традиционных образовательных доминант к прогрессивно-развивающим инновационным, что, в частности, репрезентирует ценностные ориентиры российских и китайских информационно-технологических возможностей.
DOI: 10.15372/PHE20250109 EDN: EJLSQE
|
О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: человек, человеческий капитал, антропологический подход, гуманитарный подход, концептуализация человеческого капитала, модели человеческого капитала, социальная философия
Страницы: 158-170
Аннотация >>
Введение. Человеческий капитал и социально-философские его основания - проблемы для философии не новые. Социальная трансформация человека как наемного работника, с проблемами его новой идентичности и становления субъектности показали ограничения в экспликации человеческого капитала. Трактовка человеческого капитала как социально-духовного феномена также не вполне адекватна современным реалиям. Поэтому целью исследования является введение в обоснование построения такой модели человеческого капитала, которая может снять ограничения экспликации человеческого капитала как «капитала» и «человеческого капитала» в аспекте социально-духовного феномена. Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых, представителей социальных, гуманитарных и когнитивных наук. В качестве основного подхода к их аналитике избран антропологический подход в его социально-философском дискурсе. Обсуждение. Человеческий капитал как социокультурный феномен рассмотрен в фокусе современных исследований, представленных синтетической моделью. При этом смысловым ее наполнением становится взаимодействие «человека экономического», «человека духовного», «человека социального» с искусственным интеллектом, порождающим неопределенности в формировании человеческого капитала. Обосновано, что подобный антропологический подход нуждается в новой интерпретации и расширении его до гуманитарного. На основе анализа предшествующих концептов человеческого капитала предлагаются некоторые теоретические основания для концептуализации новой модели. Заключение. Проанализированные позиционные характеристики человеческого капитала показали, что вполне достойные и работающие концепты человеческого капитала для индустриальной эпохи и постиндустриального общества нуждаются в определенной коррекции. Эта коррекция связана не столько с глобализацией и виртуализацией как определяющими природу социальности сегодня, сколько с изменением природы собственно человека, его субъектности и идентичности. Очевидно, что эти процессы потребуют корректировки тех оснований, которые ранее сложились в концепциях человеческого капитала.
DOI: 10.15372/PHE20250110 EDN: EMYNKT
|
З.А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия aksutina_zulfia@mail.ru
Ключевые слова: гражданское воспитание, историко-философский анализ, исторический период, категория, общество, теоретический образ
Страницы: 171-183
Аннотация >>
Введение. Исследование генезиса категории «гражданское воспитание» обусловлено тем, что в философии воспитания недостаточно исследований этого феномена с социально-философских мировоззренческих позиций. Цель статьи - провести анализ формирования категориальной природы понятия «гражданское воспитание» в исторической динамике и сделать обобщающее умозаключение его современного состояния. Методология. Работа носит теоретический характер, поэтому применен историко-философский подход как основной метод исследования. Обсуждение. Ретроспектива развития категории «гражданское воспитание» показала, что она имеет междисциплинарный характер. Зарождение гражданского воспитания связано с происхождением государств, формированием их границ, оформлением систем власти и норм общественного поведения, что нашло отражение еще в трудах Аристотеля, Демокрита, Платона, Цицерона и др. В Средневековье на первый план выходит религиозное воспитание, в котором воспитание гражданское «растворяется» в религиозных догматах, что утверждается как общественное благо и позволяет говорить о подмене одного ценностно-ориентированного воспитания на другое. В Новое время происходит интенсификация экономического развития и формирование новых социальных отношений, что вызывает острый идеологический кризис и приводит к углублению содержания гражданского воспитания. В Новейшее время развитие гражданского воспитания приобретает государственно-локализированный характер в виде идеологии обособленных государств. Анализ гражданского воспитания современной эпохи позволяет утверждать, что категория «гражданское воспитание» обладает онтологическими характеристиками: априорностью, объективностью, универсальностью и др. Заключение. Проведенный анализ историко-философского контекста категории «гражданское воспитание» позволил выделить особенности его формирования в исторической ретроспективе. Преемственное современное состояние развития категории «гражданское воспитание» характеризуется зависимостью от социально-экономических и политических процессов и определяется индивидуальными экзистенциальными изменениями.
DOI: 10.15372/PHE20250111 EDN: FTBRYP
|
Б.О. Майер1, Т.С. Косенко1, И.В. Яковлева1, Е.В. Ушакова2, С.И. Черных3
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия maierbo@gmail.com 2Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com 3Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия 2560380@ngs.ru
Ключевые слова: философия образования, социальная и политическая философия, преемственность, перспективы, Научная школа философии образования, Научно-исследовательский институт философии образования
Страницы: 184-205
Аннотация >>
Введение. Основным условием достижения перспектив развития российского государства в глобальной миросистеме становятся инновационные основы образовательной деятельности. Интеграция российского научного и педагогического сообщества в мировое образовательное пространство требует методологически подкрепленной собственной рефлексивной теории и практики взаимодействия с обществом. Методология. Коллектив Научной школы философии образования Новосибирского государственного педагогического университета находится в поиске основ взаимодействия с мировой научной общественностью одновременно с осознанием собственной субъектности. Фундаментальные и прикладные научные исследования как основа развития инновационной деятельности Научной школы философия образования основаны на диалектике новых онтологических, эпистемологических и аксиологических основ современного образовательного пространства. Сегодня необходима их адаптация к новым политическим, экономическим и общественным отношениям, требующим более объективного философского, социально-философского и гуманитарного осмысления. Обсуждение. За 25 лет продуктивной научной активности коллективом последователей основателя Научной школы философии образования Новосибирского государственного педагогического университета Нины Васильевны Наливайко разработано философское понимание системы «общество - образование - человек», основанное на необходимости диалога философии и образования. По этой причине область исследования сущности, проблем и перспектив отечественного образования определяется как созревание новой теории образования. Ее становление сопровождается переходом от индустриального общества к информационному, новыми требованиями к системе образования и, соответственно, эволюцией философии образования в сферу особого цикла наук (онтологии образования, эпистемологии образования, аксиологии образования, праксиологии образования и др.). Заключение. Научная школа философии образования в перспективе планирует масштабные задачи, необходимые для эмпирии образования. В-первых, это возможность создания собственных методологических основ для решения многочисленных образовательных проблем и социальных противоречий. Во-вторых, осознавая социальную необходимость осуществления системной взаимосвязи образования с мировым научным сообществом как необходимости эффективной перспективной и долгосрочной интеграции, следует признать путь формирования солидарного неконфликтного (или малоконфликтного) ноосферного общества.
DOI: 10.15372/PHE20250112 EDN: MYDWFG
|
|