Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2023

Выпуск № 3

891.
Конструирующие возможности интернет-символов: философско-образовательный аспект

Л.В. Хохлова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Нижний Тагил, Россия
lvhohlova@mail.ru
Ключевые слова: виртуальная реальность, интернет-символы, мемы, комиксы, информация, конструирование, эмоциональное поле, интерпретация
Страницы: 54-70

Аннотация >>
Введение. Рассматривается специфика функционирования некоторых интернет-символов в виртуальной реальности. Особое значение в массовой коммуникации приобрели мемы и комиксы. В научной литературе наиболее глубоко раскрыта семиотическая общность интернет-символов с другими составляющими символотворчества, присущего человеку. Интересны исследования по применению названных символов в образовательной деятельности. Методология. Построение коммуникаций через интернет-символы порождает потребность в различных формах их интерпретаций. Это делает возможным обращаться к герменевтической и феноменологической методологии, которая позволяет представить конструирующую функцию интернет-символов. Философско-образовательный подход дает возможность определить специфику активности пользователя в конструировании виртуальной реальности. Обсуждение. Основной акцент статьи перенесен на конструирующий характер интернет-символов. Делается предположение, что они не только играют активную роль в передаче информации и эмоционального состояния пользователя, но и воздействуют на другие параметры коммуникации. Потребность и возможность разнообразных интерпретаций символов создают открытую, динамичную форму коммуникаций. Необходимой составляющей коммуникации в контексте символической виртуальной реальности становятся герменевтические практики. Символическое поле виртуальности открыто для экзистенциальной репрезентации участников коммуникации. Велика востребованность мемов, комиксов и других символических форм в образовательной практике. Дополняя мотивацию изучения предмета, символические формы конструируют фрагменты новой реальности. Проводится аналогия формирования виртуальной реальности с конструированием социальной реальности. Подчеркивается значимость эмоциональных интерпретаций интернет-символов. Заключение. Возможность коммуникации и объединения путем эмоциональной идентификации позволяет рассматривать виртуальное символическое поле как дополнение социальной реальности. Одновременно обосновывается концепция конструирующих возможностей интернет-символов, созидающих особую виртуальную реальность. Эта реальность тождественна мифотворчеству, а человек, находящийся в ней, идентифицирует себя с миром символов, формирующим «клиповое» мышление и эмоционально многообразную, но мифологическую картину мира.,
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

892.
Онтология раннего детства в трудах В. В. Бибихина

Е.В. Биричева
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия
ek.v.bir@gmail.com
Ключевые слова: младенчество, детство, детское, дети, ребенок, онтология детства, феномен детства, взросление, детская игра, В. В. Бибихин
Страницы: 71-90

Аннотация >>
Введение. Современное многообразие трактовок мыслительной и социальной «(не)полноценности» ребенка в различных педагогических концепциях актуализирует потребность осмысления на онтологическом уровне детства как противоречивого, но целостного феномена. Такой фундаментальный разбор природы детства и взросления пронизывает работы отечественного философа В. В. Бибихина. Тематика этой области представлена в его трудах фрагментарно, преимущественно в форме заметок и примеров, сопутствующих обсуждению других онтологических вопросов человеческого бытия и мышления. Методология. Качественный контент-анализ позволил выделить в различных произведениях В. В. Бибихина фрагменты, где он обращается к феноменам детства и взросления. С помощью систематизации эти данные обобщались и обрабатывались путем интерпретации, комментирования с элементами герменевтического анализа. Обсуждение. На богатом эмпирическом материале раскрываются особенности развития ребенка через трансформацию его отношения к миру, словам и событиям, возможному и действительному, себе и Другому. В статье систематизированы взгляды В. В. Бибихина на взросление: через рассмотрение того, что на каждом этапе приобретает, теряет и преобразует ребенок в отношении к обозначенным онтологическим феноменам. Имея природную тягу к выражению самоощущения, он сначала в форме лепетных «монологов» дает отчет о захватывающих его изменениях в окружающем мире и собственном состоянии. Развиваются событийное ви́дение и целостное оценивание ситуации по принципам «нравится - не нравится», «хорошо - плохо», «то - не то». Взрослый язык усваивается путем переработки уже имеющейся способности к именованию благодаря постоянному примериванию на себя ролей, «вживанию» во все окружающие предметы и явления. Непрерывное разыгрывание ситуаций и активное освоение пространства воображаемого подготавливают открытие «перспективы первого лица». Заключение. Так устанавливается собственно человеческая система восприятия, построенная на категории различия (или границы), на основании осознания самотождественности в первых актах рефлексии.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

893.
Определение и сущностные характеристики просоциального воспитания

З.А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия
aksutina_zulfia@mail.ru
Ключевые слова: просоциальность, просоциальное воспитание, нравственность, образ жизни, категориальный ряд
Страницы: 91-105

Аннотация >>
Введение. Обсуждение особенности просоциальности как общественного атрибута и результата просоциального воспитания, его определение и сущностные характеристики требуют уточнения социальности как результата воспитания в сопоставлении с просоциальностью, асоциальностью и диссоциальностью, где общественный феномен просоциальности формируется посредством просоциального воспитания. Целью статьи является изучение социально-философской категории «просоциальное воспитание». Методология. В исследовании применялась категориально-системная методология и ее методы: метод категориального маятника и формально-логическая обзорная информация для анализа категорий, сопровождающих просоциальное воздействие. Обсуждается американский образ жизни и его влияние на новое поколение России, что позволяет построить структуру категориального ряда просоциальности на основе метода категориального маятника; определяются структурные категории «социум», «социальная реальность», «образ жизни», «обмен», «зависимость», «связь», «свобода от общественных ценностей», «обособление», «чуждая культура», «трансформация национальной идентичности», «формирование социальных деформаций», «нарушение нравственности» и др. Заключение. Применение формально-логического метода позволило определить «просоциальное воспитание» как деятельность, осуществляемую в социуме и направленную на воспроизводство человека, изменение его национальной идентичности, усвоение им ценностей и образа жизни другого (чуждого) общества. В современной ситуации общественного развития просоциальное воспитание уже заняло устойчивую позицию, что обусловлено значительными изменениями личностных характеристик в сторону враждебного отношения к российскому социальному устройству. Осуществляемая экстраполяция чуждых ценностей, взглядов и образов жизни подрастающему поколению усиливает разрыв между разными поколениями людей и в конечном итоге может привести к расколу российского общества.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

894.
Цифровые образовательные практики студентов: предпочтения и приоритеты

Н.Л. Микиденко1,2, С.П. Сторожева1
1Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск, Россия
nl_nsk@mail.ru
2Новосибирский государственный технический университет,, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: цифровое образование, цифровая образовательная среда, цифровые образовательные практики студентов, удовлетворенность образовательным процессом
Страницы: 106-125

Аннотация >>
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания цифровых образовательных сред, отвечающих потребностям внедрения и реализации гибких образовательных траекторий обучающихся, потребностью описания и обобщения опыта образовательных практик студентов в цифровой образовательной среде в условиях, когда цифровые технологии являются сквозными для реализации государственных национальных проектов. Методология. Исследование основано на положениях социологии цифрового общества о влиянии цифровых технологий на социальные процессы, в том числе коммуникацию, принципы методологии познания цифрового общества. В статье рассмотрены мнения и оценки студентов о цифровых средах и сервисах, применяемых в образовательных практиках университета. Обсуждение. Студенты активны в использовании цифровой образовательной среды, высоко оценивают возможности цифровой образовательной среды в достижении личных учебных результатов, а также представленный в цифровой среде университета учебный контент с точки зрения его актуальности, информативности, полноты, ниже - оформление, дизайн и интерактивное наполнение курсов. Обнаруживается заинтересованность студентов в развитии личной образовательной траектории, в том числе на основе цифровых технологий, при этом они слабо информированы о концепции индивидуальной образовательной траектории. Заключение. Для повышения эффективности использования цифровой образовательной среды образовательной необходимы мероприятия по информированию о цифровых ресурсах и сервисах, используемых в организации на регулярной основе для развития цифровых компетенций студентов, оказания методической и организационной поддержки всех пользователей цифровой образовательной среды включая студентов. В то время как навыки заботы о себе в цифровой образовательной среде становятся все более востребованными, студенты недостаточно внимания уделяют вопросам этичного и безопасного поведения в сети.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

895.
Профессиональное образование в России: проблемы когнитивного развития студентов и специалистов организаций

Ю.И. Молотков
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Новосибирск, Россия
molotkov-yi@ranepa.ru
Ключевые слова: кибернетическая модель, регулятор управления, когнитивный капитал, профессионально важные качества, научно-технологический уклад
Страницы: 126-144

Аннотация >>
Введение. Продвижение российских технологий и инновационных продуктов на мировые рынки и рост доходов от экспорта высоко технологической продукции, право на эти технологии закрепят конкурентоспособность России в мире. Планирование перехода на 7-й технологический уклад (экономику знаний) потребует формирования системой образования креативного мышления и накопления когнитивного капитала. Методология. Используется структурно-системный инструментарий компонентов объекта исследования в сфере образования в виде кибернетического моделирования. Обсуждение. Улучшение современного состояния научно-технологического развития российского государства, его экономической, технико-технологической безопасности возможно с переходом к новой инновационной модели развития образования в России, которая позволит обеспечить рост интеллектуального потенциала страны за счет формирования креативного мышления и формирования когнитивного капитала обучающихся. Рассмотренная в статье практико-ориентированная подготовка специалистов, востребованных в организациях, производящих конкурентоспособную продукцию на внутреннем и мировом рынках, сформулирована в задачах и стратегиях научно-технологического развития Российской Федерации. Заключение. Система образования в Российской Федерации нуждается в переходе на новые профстандарты и на практико-ориентированную методологию, требующие роста когнитивного капитала профессиональных групп. Их освоение формируется за счет создания образовательной системы, способной по-новому воспринимать и наращивать когнитивный капитал российского общества.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

896.
Мотивация и адаптация студентов к изучению иностранных языков

В.В. Ерохин1, А.В. Говорушенко2, Ю.В. Корнилов3, И.В. Яковлева2
1Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия
voldemare@rambler.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
govorushenkoaljona@gmail.com
3Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
pirr2000@yandex.ru
Ключевые слова: иностранный язык, образовательная среда, адаптация студента, адаптированность, мотивация, мотивированность, коммуникативность, профессиональные мотивы
Страницы: 145-157

Аннотация >>
Введение. Результативность учебного процесса в обучении иностранному языку имеет непосредственное отношение к мотивации и адаптации. С целью обнаружения механизмов самомотивации и самоадаптации, а также поиска путей эффективной организации учебного процесса исследуются эффект коммуникации и профессиональных мотивов как смысловых аспектов социального взаимодействия, интегрирующих мотивацию и адаптацию. Методология. Эпистемологическая интерпретация понятий «адаптированность», «адаптивность», «адаптация студентов», «мотивация», «мотивированность», «коммуникация» и «профессиональные мотивы» позволяет по-новому рассмотреть взаимосвязь организации эффективного образовательного процесса с изучением иностранного языка и оценкой уровня подготовленности студентов среднего специального учебного заведения. Обсуждение. Адаптация и мотивация студентов к образовательной среде рассматривается как эффективный фактор профессионального становления. Исследование уровня внутренней мотивации обучаемого к изучению дисциплины «Иностранный язык» и поиск путей повышения адаптации обучаемых к учебному процессу в рамках изучаемой дисциплины позволили обнаружить значимость траектории деятельностно-инструментального совершенствования как субъекта, так и объекта образовательной экосистемы, а также общей нацеленности непосредственно обучаемых на повышение собственной адаптации. Заключение. В условиях новых типов социально-образовательных отношений требуется постоянный анализ эффективности интегративных видов коммуникационной деятельности, отражающей способность индивида использовать навыки общения на родном и иностранном языках для успешного становления в будущей профессиональной деятельности. Уровень адаптации и мотивации зависит от степени наличия профессиональных мотивов, включающих специфику повышенного уровня разнообразных видов коммуникации.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

897.
Пролегомены межкультурной коммуникации в медицине: религиозно-философский аспект

М.Б. Мусохранова, И.Л. Муль, Э.Н. Астафьева
Омский государственный медицинский университет Минздрава России, Омск, Россия
margo_coop@mail.ru
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, пролегомены, язык, терминогенез медицины, традиция, культура
Страницы: 158-174

Аннотация >>
Введение. Необходимость определения пролегоменов, способствующих осмыслению феномена, именуемого «межкультурная коммуникация» (далее МК) в контексте вечных категорий Добра и Зла, имеет значение для формирования основ медицинского просвещения. Методология. В рамках метода религиозно-философской реконструкции эксплицируются истоки пролегоменов, которые сквозь призму абсолютных категорий выводят на противопоставление культуры и антикультуры, выраженных в оппозиции медицина - антимедицина. Обсуждение. Особенностью работы являются определение и описание в религиозно-философском аспекте пролегоменов МК в медицине. К таковым авторы относят язык, открывающий дверь в просвещение, основанное на традиции, в свете которой воспитывается и обучается подрастающее поколение, формируется и сохраняется мировоззрение. Социокультурная коммуникация базируется на вечных ценностях, в особенности на вере, движимой любовью-благодарностью к Создателю, человеку как творению Божьему, своему народу и Отечеству. В этом плане акцентируется внимание на медицине как особой социальной сфере, имеющей свой язык в виде терминогенеза, характеризующегося гомогенностью, гетерохронностью и преемственностью. Статус и особенности медицинского просвещения обусловлены болезнью как природой Зла, в противостоянии которой формировались базовые модели взаимоотношений, сохраняющие и транслирующие из поколения в поколение опыт познавательной, воспитательно-образовательной и лечебной деятельности. Заключение. В рамках философии воспитания религиозно-философский аспект позволяет открыть истоки пролегоменов МК, берущих начало в сакральной области, где различаются Добро и Зло, имманентно присущие жизни человека. С Добром связаны язык, традиция, медицинское просвещение, знание истории. Со Злом - их симулякры. Знание культуры прошлого имеет глубоким результатом общий подъем уровня современной культуры, обеспечивающей эффективную межкультурную коммуникацию во времени и пространстве.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

898.
Риторические подходы Платона и Конфуция как основа обучения письменной речи

Ю.В. Привалова1, Л. Шуцан2, Д. Эрбен3
1Южный федеральный университет, Таганрог, Россия
privalovatyu@sfedu.ru
2Технологический университет Цилу, Цзинань, Китай
patrick67@126.com
3Университет города Толедо
gookooko@yahoo.com
Ключевые слова: риторический подход, обучение письменной речи, этическая форма дискурса
Страницы: 175-186

Аннотация >>
Введение. Современное восприятие мира и его успешная интерпретация в письменной речи формирует у студента правильную самооценку и позитивное мнение о своих способностях. Во время изучения письменной речи и ее этических проблем обнаруживается феномен, способствующий развитию целеполагания, отсутствующий во многих других дисциплинах. Конфуцианские и платоновские диалоги могут стать ценными источниками для изучения «вторичной устности», то есть письменной речи, поскольку риторика - это сложная система идей, мировоззрения, целеполагания, языка и его техник, в которых логос, то есть подлинность, правдивость и достоверность являются основополагающими. Методология. В качестве методологической основы использован сравнительный анализ риторических подходов Платона и Конфуция, позволяющий расширить понимание письменной речи, включив в нее «искусство эффективного выражения». Взаимосвязь этики, риторики и целеполагания исследовали также восточные и западные философы. Их мировоззренческие взгляды стали методологическими основами обучения письменной речи. Обсуждение. В современных учебниках по обучению письменной речи уделяется много внимания стратегиям и упражнениям, помогающим студентам совершенствовать речевые техники, которые зачастую воспринимаются как отдельные сущности. Для успешного формирования целеполагания предлагается обучение письменной речи на основе риторических подходов Платона и Конфуция, способствующих практическому совершенствованию письменной речи как «вторичной устности» в условиях стремительного развития электронных коммуникационных технологий. Заключение. Письменная речь представляет собой сложную систему навыков, генерирования новых идей и целеполагания. Педагоги и студенты, получившие представление об этой системе, имеют более точное и правдивое представление об идеальной письменной речи.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

899.
Социально-философский анализ российского образовательного права в его ценностном дискурсе

И.В. Яковлева1, С.И. Черных2, Г.Н. Глиос3
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
uhova2005@mail.ru
2Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
2560380@ngs.ru
3Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия
gglios@mail.ru
Ключевые слова: образовательная политика, правовое обеспечение, аксиология образования, образовательные приоритеты: онтологические, эпистемологические, инструментальные
Страницы: 5-32

Аннотация >>
Введение. Цель исследования - сформировать методологию независимых оценок правового обеспечения современного этапа развития российской системы образования. Независимая оценка правового обеспечения складывается под воздействием многих факторов. Среди этого множества особое место занимают ценностные факторы, которые в общей диалектике развития образовательного пространства значительно влияют на объективность самой оценки. В связи с этим рассмотрены подходы к формированию ценностно-содержащих основ российской образовательной политики в их соотношении с правовым обеспечением. Методология. Выявление принципов образовательной политики, способствующих развитию образования в ситуации активной экспериментальной работы по организации правового обеспечения современного этапа развития российской системы образования, требует обращения к аксиологии образования. Осуществлена рефлексия новых ценностей в российских законотворческих актах на основе научных публикаций, интернет-источников и контента образовательных платформ. Обсуждение. Интерпретация содержания этих актов позволила определить зависимость их изменения от ценностных ориентиров главных субъектов образовательной политики на протяжении ее развития в 1-й доперестроечный период (1966-1990); во 2-й период (1990-е - начало 2000-х гг.); 3-й период (2010-2020); 4-й период (2021); 5-й период (2022); 6-й период (начало 2023 г.). Выявлено, что современное состояние законодательной базы, ее соотношение и взаимосвязь с ценностями основных субъектов образовательного пространства сегодня лишены четкой кодификации и алгоритмизации. Предложенная в тексте ценностно-ориентированная методология, закрепленная в соответствующем правовом обеспечении, может выступить регулятором диалектически интегрированной модели правовых практик. Заключение. Отмечается, что кодификационно-правовое отсутствие ценностно обусловленных принципиальных положений на уровне обеспечения изменений в образовании по содержанию требует разработки синтетической модели образовательной политики, наполненной аксиологическим содержанием.


Выпуск № 4

900.
Отечественное образование в процессах глобальной интеграции и противостояния миросистеме

А.А. Изгарская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
aizgarskaya@gmail.com
Ключевые слова: миросистемный подход, образование, геокультура, полупериферия, периферизация, стратегия развития общества, интеграция
Страницы: 33-48

Аннотация >>
Введение. В течение последних десятилетий Россия дважды меняла стратегию своего развития. В процессе распада СССР она встраивалась в международную систему разделения труда, а после 2014 г. начинает рвать сформированные сети неравного обмена и, как в советский период, вступает в противостояние с ядром миросистемы. Эти изменения влияют на систему образования, меняют цели и содержание образовательного процесса. Методология. На основе таких базовых концептов миросистемного подхода, как «геокультура», «полупериферия» и «периферизация» (И. Валлерстайн), описана проблема трансформации российского образования в процессах встраивания и противостояния миросистеме. Обсуждение. В процессе трансформации России последних десятилетий можно выделить три этапа, соответствующих идеологиям геокультуры эпохи модерна: социализм, либерализм, консерватизм. Показано, что каждая из идеологий находила отражение в целях и содержании образовательного процесса. Советская идеология содержала актуальные для постколониальных обществ ценности национального строительства и способствовала их интеграции в международную систему социализма, а образование решало задачи воспроизводства рабочей силы для соответствующей системы разделения труда. За два с лишним десятилетия встраивания в миросистему российская политическая элита не сформировала рычагов символической власти в рамках неолиберальной доктрины, что привело к потере контроля над социальным действием, включая образование. Современный российский консерватизм, как и советская политическая доктрина, провозглашает идею борьбы за переустройство мира, но в отличие от социалистической идеологии он не обладает подобной обширной социальной базой и значительно уступает ей по силе интеграционного потенциала. Заключение. Усиливая интеграционные возможности консервативной идеологии посредством обращения к советской героике, включая советско-российские исторические параллели в учебную литературу, государство закладывает противоречие в систему образования, поскольку замалчивает базовую идею социализма - идею социального равенства.



Статьи 891 - 900 из 43899
Начало | Пред. | 88 89 90 91 92 | След. | Конец Все