Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Автометрия

2023

Выпуск № 6

881.
СПЕКТРОСКОПИЯ КРС И ОДМР NV-ЦЕНТРОВ В НАНОСЛОЯХ И НАНОСТОЛБАХ вџЁ111вџ© АЛМАЗА ПОСЛЕ ТРАВЛЕНИЯ СФОКУСИРОВАННЫМ ПУЧКОМ ИОНОВ GА

И.А. Карташов1,3,4, С.Н. Подлесный1, В.А. Антонов1, В.П. Попов1, Ю.Н. Пальянов3,3
1Институт физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН, Новосибирск, Россия
kart@isp.nsc.ru
2Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН, Новосибирск, Россия
palyanov@igm.nsc.ru 
3Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
4Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия


Ключевые слова: искусственный алмаз, наноструктуры с центрами NV, оптическое детектирование магнитных резонансов, комбинационное рассеяние света
Страницы: 23-32

Аннотация >>
Исследованы спектральные характеристики оптически детектируемого магнитного резонанса отрицательно заряженных центров азот-вакансия (NV-) в синтетических алмазах и наностолбах на их поверхности, сформированных сфокусированным ионным пучком Ga+ при заселении нижних спиновых подуровней микроволновым излучением. В ходе исследований для проявляющихся спиновых резонансов при различных значениях внешнего магнитного поля выявлено как существенное уменьшение гиромагнитного соотношения, так и существенное падение контраста фотолюминесценции для направлений центров NV-, наклонных к оси наностолбов вследствие остаточных дефектов от ионного травления, регистрируемых на спектрах комбинационного рассеяния света в форме пиков от аморфного углерода и графита и создаваемых ими напряжений.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 6

882.
СТРУКТУРА И ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ ТОНКИХ ПЛЁНОК СПЛАВА Si1-xGex, СФОРМИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИМ ОСАЖДЕНИЕМ ГЕРМАНИЯ В ПОРИСТЫЙ КРЕМНИЙ

Д.Л. Горошко1, И.М. Гаврилин2, А.А. Дронов2, О.А. Горошко1, Л.С. Волкова3
1Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН, Владивосток, Россия
goroshko@iacp.dvo.ru
2Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия
gavrilin.ilya@gmail.com
3Институт нанотехнологий микроэлектроники РАН, Москва, Россия
lidiya.volkova.96@mail.ru
Ключевые слова: сплав SiGe, теплопроводность, электрохимическое осаждение германия, пористый кремний
Страницы: 80-88

Аннотация >>
Сплошные и пористые плёнки сплавов Si1-xGex с содержанием германия около 40 % и толщиной 3-4 мкм, сформированные на монокристаллическом кремнии методом электрохимического осаждения германия в матрицу пористого кремния с последующим быстрым термическим отжигом при температуре 950 °C, исследованы методами спектроскопии комбинационного рассеяния света (КРС), оптической спектроскопии и сканирующей электронной микроскопии. На основе спектров, снятых в стоксовой и антистоксовой областях частот с использованием статистики Больцмана и закона теплопроводности Фурье, определены коэффициенты теплопроводности плёнок, которые составляют 7-9 и 3-6 Вт / (м ⋅ К) для сплошной и пористой плёнок соответственно. Низкая теплопроводность пористой плёнки объясняется дополнительным фононным рассеянием на развитой поверхности пор. Перспективность применения таких плёнок в термоэлектрических преобразователях обеспечивается простотой и масштабируемостью способа изготовления сплава, а также его низкой теплопроводностью.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 6

883.
МАЛОГАБАРИТНЫЕ ГИПЕРСПЕКТРОМЕТРЫ С ОПЕРАТИВНОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЙ

С.М. Борзов, П.Е. Котляр, О.И. Потатуркин
Институт автоматики и электрометрии СО РАН, Новосибирск, Россия
borzov@iae.nsk.su
Ключевые слова: гиперспектральная аппаратура, электрооптика, спектральное разделение, интерферометр Маха, микрозеркальное сканирование
Страницы: 113-123

Аннотация >>
На основе анализа основных современных тенденций в сфере построения гиперспектральной аппаратуры показано, что при создании малогабаритных приборов нового поколения, ориентированных на применение в наземных системах наблюдения, перспективным является использование интегральных оптико-электронных схем и оптических узлов в планарном исполнении. В частности, отмечена целесообразность применения в системах сканирования микрозеркальных матриц, а в системах спектроразделения - планарных интерферометров Маха - Цендера. Это позволяет отказаться от громоздких, медленных и не всегда надёжных механических узлов и создавать приборы с оперативной регистрацией гиперспектральных изображений.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Философия образования

2023

Выпуск № 4

884.
Образование постсовременности в деколониальной перспективе

А.П. Слащинина, Л.Б. Четырова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, Самара, Россия
apslashinina@gmail.com
Ключевые слова: социальная философия, философия образования, постсовременное общество, колониальность, деколониальный подход, деколониальная мысль, деколониальное образование, европоцентризм
Страницы: 49-59

Аннотация >>
Введение. Несмотря на то что особенностями постсовременности становятся отказ от метанарратива европоцентризма и переход к деколониальным эпистемологиям, подходы к развитию образования до сих пор остаются европоцентричными. Причина этого в том, что постсовременное общество не заменяет общество модерна с его метанарративом европоцентричности, а существует с ним в одной параллели. В связи с этим возникает необходимость в философском анализе развития образования с учетом протекающих в обществе процессов. Объектом исследования является трансформация образования в постсовременном обществе. Предметом исследования выступает метанарратив европоцентричности в образовании в условиях постсовременности. Методология. Методологическую основу работы составили труды авторов, развивающих деколониальный подход в социальных и гуманитарных исследованиях В. Миньоло, М. В. Тлостановой, A. Quijano, E. Dussel. Обсуждение. Постсовременность через отказ от метанарративов стремится к отказу от идеи европоцентризма и вступает в конфликт с идеями модерности, которые транслируются доминирующими западными социальными институтами. Если мы обратимся к эпистемологической и педагогической иерархии, то увидим, что они отдают первенство западным системам картезианского типа, институциализированным колонизаторами. Взамен неразрывно связанным эпистемологической и педагогической иерархиям деколониальный подход предполагает использование эпистемологий, забытых в процессе колонизации. Заключение. Применение деколониального подхода к анализу образования в постсовременном обществе позволит решить проблему европоцентричности образования и раскроет новые пути обучения в противовес западной модели образования, транслируемой по всему миру в качестве единственно верной.


Выпуск № 4

885.
Аксиологические аспекты цифровизации образовательной среды

Н.З. Аппакова-Шогина
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия
nuriapp@mail.ru
Ключевые слова: цифровизация, образовательная среда, ценности информационного общества, префигуративная модель образования
Страницы: 60-76

Аннотация >>
Введение. Актуальность исследования обусловлена процессами, происходящими в современном российском образовании под влиянием активной цифровизации. Цель - изучение изменений образовательной среды в условиях цифровизации и формирования ее ценностных оснований. Методология. Основой исследования являются аксиологический подход к анализу фактов из открытых интернет-источников, изучение современной научной литературы по обозначенной проблеме, а также авторская рефлексия процессов, наметившихся в российской образовательной среде на фоне цифровизации и развития искусственного интеллекта. Обсуждение. Определение ценностей, формирующихся в процессе цифровизации образования, требует учета фундаментальных факторов развития мира. Цифровизация меняет отношение к ценностям традиционного образования, смещая их иерархию и формируя префигуративную модель образования, имеющую превентивный характер. Новая модель выстраивается в виде инновационных форм образовательной деятельности. В связи с этим меняются значимые компетенции: жесткие навыки, на которые была ориентирована традиционная модель образования, отдают приоритет мягким навыкам. Среди мягких навыков наиболее актуальными являются критическое мышление, этически ценностная направленность образовательной деятельности и коммуникативные навыки. Заключение. Цифровизация имеет сложно прогнозируемые последствия для межличностных и социальных коммуникаций: небывалое расширение коммуникационных возможностей одновременно атомизирует бытие личности в виртуальном пространстве. Формирование префигуративной модели образования меняет ценностные основы образовательной среды: традиционные ценности уступают место инновационным; на смену узкой специализации приходит универсальный профессионализм, основанный на овладении цифровыми ресурсами как средствами перманентного развития; актуализируется ценность свободы как мировоззренческой доминанты, основанной на личном выборе и личной ответственности за этот выбор.


Выпуск № 4

886.
Соотношение внутренней мотивации и внешнего интереса в осмысленной образовательной деятельности

А.А. Соловьев
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия
lokotigr@mail.ru
Ключевые слова: идеальные формы образовательной деятельности, дискуссионный метод, внутренняя мотивация, интерес, аксиологические основания
Страницы: 77-90

Аннотация >>
Введение. Актуальность темы определяется необходимостью поиска концептуальных основ повышения интереса и внутренней мотивации обучающихся к освоению содержания образования, а также перспективами использования знания и способов его передачи в аспекте развития субъектных запросов представителей подрастающего поколения. Цель статьи - прояснение теоретических оснований исследования возможности формирования внутренней мотивации к обучению через внешний интерес. Методологические основания изучаемой проблемы опираются на субъективистскую парадигму в социальной философии, поскольку тема связана с построением идеальных форм образовательной деятельности. Исследовательский подход сводится к поиску соотношения внутренней мотивации и внешнего интереса в осмысленной деятельности, включая исследование аксиологической модальности образовательных требований. Объект исследования - образовательное пространство. Предмет исследования - проблема интереса в образовании. Обсуждение. Выявлены противоречия между интересами обучающихся и внешним принуждением по отношению к ним со стороны системы образования. Ставится под сомнение возможность овладения содержанием обучения при отсутствии интереса или морального оценивания низкой учебной мотивации в этом случае. При этом не отрицаются дидактические практики, которые за счет внешнего воздействия усиливают учебную мотивацию, но указывается, что в образовательных реалиях ситуация предстает в наиболее гармоничном виде тогда, когда содержание образовательного процесса не так строго закреплено, становится гибким и само во многом зависит от интересов и мотивации человека. Заключение. Внутренняя мотивация учащегося в отношении содержания и форм учебно-воспитательной работы определяет успешность и целесообразность обучения. Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с анализом мотивации как области ценностного выбора человека, направленного на интерес к образовательной деятельности.


Выпуск № 4

887.
О философском просвещении в вузе в контексте проблемы исторического сознания

Н.Ф. Свобода, О.Б. Воробьева
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия
svoboda.delja@me.com
Ключевые слова: высшее образование, философия, рефлексия, историческое сознание, методика преподавания философии, историческая память, мифологическое мышление
Страницы: 91-103

Аннотация >>
Введение. Сфера современного образования - сфера поиска ее новых принципов организации, которые должны быть связаны со структурой и логикой современной культуры. Переосмысление мировой и отечественной истории (примета последних лет) представляет собой многоуровневый, многофакторный процесс, требующий работы в аспектах методологии исторической науки, исторического образования и просвещения. Кроме того, введенный в программы вузов курс «Основы российской государственности», заключивший в себе полидисциплинарное содержание, нуждается в методологическом подборе способов формирования у студенческой молодежи исторического сознания. В этой связи особую значимость приобретают исследования исторического сознания в пространстве философской культуры. Методология. Социально-философский подход, а также наблюдение и анализ педагогического процесса, обобщение личного опыта преподавания философии составляют методологическую базу настоящего исследования. Обсуждение. В работе обозначены практические задачи философского просвещения в контексте проблемы исторического сознания. Показано, что через принятие традиционных философских принципов освоения мира для студента открыта возможность познания себя в качестве исторического субъекта. Сделан акцент на том, что только субъектность в истории - путь к формированию исторического сознания каждого человека. Образ исторического события как форма индивидуальной памяти становится особой формой социальной памяти. Заключение. Философское просвещение обеспечивает методами анализа специфических особенностей исторического сознания и дает их философско-категориальное описание. Методический подход к философскому просвещению может оказаться значимым и результативным в попытке теоретического взгляда на философию как онтологию педагогической мысли.


Выпуск № 4

888.
Актуализация сохранения духовно-ценностных аспектов бытия: культурно-цивилизационный подход

Э.С. Абдулаева1, С.П. Штумпф2
1Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия
elita8881@mail.ru
2Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск, Россия
stumpf@kspu.ru
Ключевые слова: философско-гуманистический дискурс, цивилизация, глобализация, человек, духовные ценности, духовный кризис
Страницы: 104-118

Аннотация >>
Введение. В контексте осмысления современных духовных кризисов и мировоззренческих поисков, ставших следствием глобализационных процессов, рассматриваются вопросы соотношения, взаимосвязи и современного состояния таких фундаментальных философских категорий, как «духовные ценности» и «цивилизация». В филистерском понимании эти термины зачастую воспринимаются как тождественные, однако для философско-гуманистического дискурса их разграничение - вопрос принципиальный, ставший одной из дискуссионных проблем гуманитарного знания. Цель статьи заключается в актуализации сохранения духовно-ценностных аспектов бытия человека. Методология исследования опирается на культурно-цивилизационный подход с применением диалектического и структурно-функционального методов. Обсуждение. Рассматриваются различные точки зрения на феномены современной цивилизации («духовные ценности», «глобализация», «духовность», «человек», «глобализация», «духовный кризис» и др.); отмечается наличие крайне полярных мнений в оценках взаимосвязи духовных ценностей и цивилизации: от полного их разделения и противопоставления до сведения к единому исторически обусловленному концепту. Заключение. Понимание духовных ценностей и цивилизации как понятий взаимосвязанных и взаимообусловленных, различных по сути, но не оппозиционных друг другу обусловлено зависимостью человека от цивилизации как объективного внешнего фактора давления. Духовные ценности выступают субъектной сущностью, творческими выразителями идей, даже вопреки цивилизационным догмам. В условиях современных цивилизационных вызовов актуализируется вопрос о сохранении духовно-ценностных аспектов бытия.


Выпуск № 4

889.
Принцип понимания онтологии человека в пространстве отношений

Л.Б. Вертгейм1,2
1Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
levvertgeim@yandex.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: онтология человека, бытие, отношение, время, смысл, образование
Страницы: 119-134

Аннотация >>
Введение. 2023-й год и наступающий 2024-й ознаменованы двумя яркими юбилеями: 200 лет со дня рождения основателя российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского и 300-летие великого философа Иммануила Канта. Эти события побуждают нас обратиться к идеям, связанным с проблемой онтологии человека, в том числе в пространстве образования. Методология. Обсуждение таких доминант, как «онтология человека» и «сущность человека», потребовало предварительного анализа общих проблем онтологии, возможных способов бытия человека, а также рассмотрения философских концепций в рамках понимания категории «отношение» при изучении научной литературы с использованием методологии исторического и сравнительного анализа. Обсуждение развития идей о сущности и бытии человека начинается с древнегреческих философов, в частности отмечается, что разделение Платоном бытия на материальное и идеальное тесно связано с господствующим в Античности пониманием времени как изменения. Из понимания времени как отношения производится альтернативное деление бытия на «отдельное бытие» и «бытие-в-отношении», где вместо мира идей и мира материи на первый план выступает «пространство отношений», в котором развертывается подлинное бытие человека. Показаны приложения этого принципа к проблемам образования и воспитания. Рассмотрены некоторые близкие идеи в мировой и отечественной философской литературе. Отмечая жизненную важность построения человеком философских концепций о самом себе, своей природе и сущности, мы выдвигаем версию понимания бытия человека как бытия в пространстве отношений, что значимо для отношения педагога к информации, и как следствие, к невозможности замены педагога-человека педагогом-роботом. Заключение. Понимание онтологии человека в пространстве отношений связывается с интерпретацией счастья как «свободного, излюбленного, духовного труда» (К. Д. Ушинский), а также благодарности и любви как высшего проявления бытия в отношении.


Выпуск № 4

890.
Философия сердца В. А. Сухомлинского как глубинный феномен современного воспитания

Ю.В. Андреева
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа, Россия
andreeva_u_v@insto.ru
Ключевые слова: «Сердце отдаю детям», радость познания, учебный труд, воспитание, философия сердца
Страницы: 135-147

Аннотация >>
Введение. Философско-педагогическая интерпретация и реконструкция идей В. А. Сухомлинского на основе его главного труда «Сердце отдаю детям» имеет целью выявление имманентных модификаций феномена «сердечного созерцания», в частности радости познания как творческой методологии с экстраполяцией на труды И. Канта и И. Ильина. Методология. В ходе исследования автор опиралась на методологию теории познания И. Канта; феноменологию и философию жизни И. Ильина; аксиологию воспитания и педагогику сотрудничества В. А. Сухомлинского. В целом статья представляет собой теоретическое исследование с опорой на социально-философский анализ проблем нравственного воспитания, связанного с сердечным созерцанием и педагогическим наставлением; проблем обучения, сопряженный с его скрытой функцией познания, переходящего в эмоциональное постижение и переживание растущей личностью процесса учения как значимого для себя, сопряженного с чувством радости открытия нового. Обсуждение. Научный интерес представляет тот факт, что В. А. Сухомлинский связывает воспитание со свободой и убежден в том, что навязанное извне и не идущее от сердца воспитание не будет иметь положительного эффекта. Идею свободы и ответственности педагог связывает с разумностью выбора, со способностью человека совершать поступки по совести, руководствуясь зовом сердца, а не страхом наказания. Заключение. Философия сердца как глубинный феномен воспитания раскрывается через феномен человеческого «Я», предназначение которого открывается в служении миру; проявлении воли и действия; пробуждении любви и совести, способности утешения. Такая форма познания, как сердечное созерцание способна расставить новые акценты в социальной философии, теории познания и этике образовательной деятельности, в педагогической науке и воспитательной практике.



Статьи 881 - 890 из 43899
Начало | Пред. | 87 88 89 90 91 | След. | Конец Все