Показано, что в условиях глобального потепления озера степей Онон-Аргунского междуречья, являющихся про должением степей Монголии и Китая, подвержены сильной деградации вплоть до образования на их месте солончаков высокой степени засоления (более 4 % с поверхности). Их количество убывает с глубиной аналогично распределению CaCO3. На начальной стадии образования солончаков в их составе, как и в воде, преобладают сода и сульфат натрия, количество хлорида и кальция снижено. В последующем сухое дно озера преобразуется в холмисто-эрозионную поверх ность. Эоловые холмики обеднены содой и хлоридами. В составе солей поверхности, осложненной эрозионными бороз дами, преобладают сульфат и хлорид натрия. Со временем под действием ветра и ливневых осадков количество солей уменьшается и сухое дно заселяется солеросами. Сокращение водной поверхности усиливает сухость воздуха и влияет на локальное повышение температуры.
П.Л. ПОПОВ, А.А. ЧЕРЕНЕВ, В.Н. ВЕСЕЛОВА
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, Улан-Баторская, 1, Россия plp@irigs.irk.ru
Ключевые слова: элитогенез, региональные столицы Российской Федерации, процентная доля уроженцев, терри ториальное распределение, макрорегионы, Иркутск
Страницы: 154-159
Рассматривается проблема дифференциации городов - региональных столиц Российской Федерации - по коли честву родившихся в них представителей российской элиты и выявляются макрорегиональные закономерности в рас пределении мест рождения элитариев. Выявлено, что макрорегионы, составляющие историческое ядро страны, по соотношению доли уроженцев в элите к доле в населении региональных столиц в элитогенезе превосходят более «позд ние» макрорегионы, за исключением Северного Кавказа. Наиболее активны в элитогенезе Москва и Санкт-Петербург. По отношению к показателям «исторического ядра страны» группу макрорегионов, включающую Поволжье, Сибирь и Дальний Восток, можно определить как «Восточную депрессию». В данном ареале высоким соотношением доли уроженцев в элите к доле в населении выделяется Иркутск, что может указывать на его потенциал.
Е.А. ШЕРИН
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, Россия egor-sherin@mail.ru
Ключевые слова: угольные бассейны, угольная промышленность, транспортировка углей, экспорт, грузовые пор ты, Сибирь
Страницы: 160-165
Рассмотрены угольные месторождения севера Азиатской России, указаны угольные бассейны региона, уточнено их расположение, запасы, виды и марки углей, степень разработки и современное применение добываемых углей. Объ яснены специфика северных угольных месторождений и ограничивающие их разработку факторы: малочисленность постоянного населения, суровые климатические условия, удаленность железнодорожных линий, малый период навига ции в северных портах. Приведено авторское подразделение угольных бассейнов и месторождений севера Азиатской России на три группы: буроугольные, каменноугольные внутриконтинентальные и каменноугольные приморские. По каждой из выделенных групп месторождений перечислены положительные и отрицательные факторы эксплуатации, а также определены перспективы разработки и направления дальнейшего использования, в том числе по каждому угольному месторождению.
Н.А. ИППОЛИТОВА1,2, Н.В. РОГОВСКАЯ1,3, М.А. ГРИГОРЬЕВА1 1Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, Россия nina-ip@list.ru 2Иркутский государственный университет 3Иркутский государственный университет, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, Россия rogovskayan@inbox.ru
Ключевые слова: Байкальский регион, добывающая промышленность, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, отрасли специализации
Страницы: 166-171
Представлена хозяйственная специализация Байкальского региона. Актуальность ее рассмотрения объясняется потребностями повышения уровня социально-экономического развития страны и ее отдельных территорий, эффек тивностью производств и специализации регионов. Дан анализ хозяйственного комплекса Байкальского региона, вы делены отрасли промышленной и сельскохозяйственной специализации, проведены типологии муниципальных образова ний региона по преобладанию основного вида деятельности в промышленности, условиям ведения хозяйства и объемам сельскохозяйственной продукции. Определяющими факторами развития хозяйственного комплекса региона являются особенности экономико-географического положения, природно-ресурсный потенциал, природно-климатические условия, инвестиционная привлекательность. Сельское хозяйство региона развивается в экстремальных природных условиях. Ведущей отраслью специализации как предприятий общественного сектора, так и фермерских хозяйств региона яв ляется мясо-молочное животноводство. Существенную роль играет также выращивание зерновых и овощных культур для создания местной продовольственной базы.
Растущая популярность оз. Байкал как туристской дестинации определяет повышенное внимание к благополучию территории. Значимым фактором такого благополучия представляется развитие страхового сервиса и доступной туристской среды. Дается анализ существующей практики ведения страховой деятельности для различных групп туристов. Оценка доступности страховых услуг осуществляется по способам оформления страхового полиса туриста, наличию отделений страховых компаний на территории отдыха, а также по оперативности оказания медицинской и финансовой помощи в случае наступления страхового риска. Отмечается необходимость развития доступной среды для туристов с ограниченными возможностями здоровья, что улучшит имидж территории и сделает более комфорт ной среду жизнедеятельности местного населения прибайкальских районов Иркутской области.
Н.В. ВОРОБЬЕВ
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, Россия vorobyev@irigs.irk.ru
Ключевые слова: население, миграционные потоки, миграционные проблемы, регионы, Сибирь
Страницы: 178-184
Рассматриваются основные направления миграционного движения, динамика миграционных процессов и проблем сибирского макрорегиона. Оцениваются миграционные потоки в регионах на основе анализа базовых статистических показателей Росстата за 2016-2020 гг. Рассмотрено влияние миграционных проблем на комплексное развитие реги онов через миграционный отток населения, снижение численности и относительное ухудшение качества населения. На основании анализа миграционных потоков, объединенных по признакам географического положения, транспортной освоенности, центрально-периферийных отношений, были выделены семь групп миграционных проблем для всех сибир ских регионов. Дается систематизированное представление о миграционных процессах и проблемах в сибирских реги онах, которое может использоваться для корректировки методик оценки миграционного состояния и разработки региональной социально-экономической политики.
Проведен сравнительный анализ городских агломераций, находящихся на разных стадиях развития. Современные урбанизационные процессы, происходящие в Иркутской и Улан-Баторской агломерациях, приводят к функциональной реорганизации пространства, обострению различных социальных и экономических конфликтов, а также к изменению образа жизни населения. В работе использованы сравнительно-географический, статистический, геоинформационного картографирования, пространственного анализа, дазиметрический методы исследования. На базе геоинформационной системы составлена серия карт, отображающая различные аспекты изучаемых территорий. Выявлено, что Иркут ская агломерация находится на стадии субурбанизации, а в Улан-Баторской продолжается процесс урбанизации ядра и его окружения. Анализируя урбанизационные процессы в Иркутске и Улан-Баторе, авторы показывают, как внут ренняя миграция может изменить внешний облик агломерации, повлиять на формирование пригородной зоны и т. д.
Рассматриваются система дорог Баргузинского Прибайкалья во второй половине ХIХ в. и историко-географиче ские особенности ее формирования. Хронологические рамки исследования охватывают 1853-1890-е гг., время усиления и интенсификации экономических и культурных связей локальных сообществ. Проанализированы изменения путей сообщения коренного и пришлого населения, раскрыты конкретные историко-географические особенности: роль рекре ационных ресурсов и золотых промыслов, место коренного населения в обслуживании дорожной сети. На основе ар хивных источников сделан вывод о ведущей роли коренного населения в обслуживании дорожной сети и развитии дорог, отслежена динамика ее восприятия местными сообществами. Полевые материалы исследований, проведенные авто рами в 2008-2019 гг., подтверждают культурно-географические последствия формирования дорожной сети и ее влия ние на полиэтничность культурного ландшафта.
Рассмотрены вопросы создания базового хранилища (репозитория) цифровых тематических карт состояния гео графической (природной и общественной) среды регионов Сибири и сопредельных территорий центральных и восточных частей Внетропической Азии с использованием геопортальных методов и технологий. Приведена характеристика основных проблем и предпосылок их формирования, включая вопросы анализа предшествующего научного задела в этой области. Показаны варианты разработок поблочной структуры пространственного охвата, модульной организации специального тематического содержания, специализированных сервисов их хранения и использования. Карты состояния природной и общественной сред в составе фундаментального базового хранилища, связанного с методами и техноло гиями современных геопорталов, позволят решить актуальные задачи цифрового картографического обеспечения про странственного развития обширных восточных регионов России и сопредельных территорий.
А.Н. ВОРОБЬЁВ
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, Россия tore12@yandex.ru
Ключевые слова: геопространственные данные, мобильный телефон, плотность населения, данные сотовых опе раторов, местоположение, картографирование
Страницы: 203-207
Картографирование населения с высоким разрешением изображений облегчает исследование городской среды, в то время как все еще активно обсуждаются такие актуальные информационные проблемы, как слабая пространственная неоднородность альтернативных данных, качество традиционных (как правило, устаревших и неточных) данных о на селении территории. Разработана методика составления карт локализации и мобильности населения. Данные, получен ные с мобильных телефонов, могут отображаться в режиме реального времени, а также усиливают пространственную неоднородность пользователей. Опираясь на географическое местоположение базовых станций, можно проанализиро вать плотность пользователей в конкретное время в определенной точке. На основе результатов пространственного анализа данных нами получена плотность сигналов в определенный промежуток времени. Однако пользовательские ареалы, зарегистрированные по мобильному телефону базовыми станциями, не имеют фиксированной пространствен ной границы. Для решения этой проблемы нами были составлены полигоны Вороного по базовым станциям.