В проекте Закона предусматривается нормативное закрепление государственной региональной политики в части снижения диспропорций в социально-экономическом развитии территорий России, Закон определяет условия, критерии и порядок отбора депрессивных и отсталых территорий, особо нуждающихся в федеральной поддержке; формулирует принципы и определяет систему мер федеральной поддержки и т.п. По мнению авторов предлагаемого законопроекта, его действенность может быть увеличена, если Государственная Дума предварительно примет разрабатываемой в одном из ее комитетов проект рамочного закона в области региональной политики.
В статье в кратком изложении показаны дореформенное состояние экономики Иркутской области и негативные стороны современного развития. Делается вывод о необходимости структурной перестройки в регионе. Возможные способы структурных изменений в экономике: (1) подъем легкой и пищевой промышленности (как отраслей быстрой отдачи инвестиций), а затем и тяжелой промышленности в ответ на их спрос; (2) активизация экспорта для закупок импортного оборудования; (3) постепенный рост и модернизация промышленности с использованием протекционистских механизмов (на старом оборудовании наладить производство изделий или услуг, имеющих сбыт, ограничив при этом поступление аналогичных товаров из-за рубежа). В Иркутской области, благодаря наличию природных ресурсов, в первую очередь, топливно-энергетических и лесных, возможно использование, второго и третьего способов модернизации.
Анализируются крупные основные социально-экономические проекты, реализация которых будет способствовать переходу экономики региона на путь устойчивого развития.
В статье показано, что в России переход от централизованной модели экономики к либеральной произошел очень быстро. Многие механизмы прежнего типа управления перестали действовать, а новые рыночные механизмы, которые базируются на соответствующих законах, только создаются.
Авторы статьи придерживаются взгляда, что становлению институциональной среды региона, базирующейся на взаимодействия различных типов экономических агентов, будут содействовать аналоги этических кодексов фирм - это заключение соглашения фирм с региональной администрацией, т. е. - особого вида договора. В этом
В статье публикуются результаты исследования по оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности городов и административных районов Красноярского края, используя статистические оценки интегрального признака.
Расчеты по методике, предложенной автором, позволили выявить административные и муниципальные образования наиболее привлекательные по состоянию инвестиционного климата.
В статье показано, что в России переход от централизованной модели экономики к либеральной произошел очень быстро. Многие механизмы прежнего типа управления перестали действовать, а новые рыночные механизмы, которые базируются на соответствующих законах, только создаются.
Авторы статьи придерживаются взгляда, что становлению институциональной среды региона, базирующейся на взаимодействия различных типов экономических агентов, будут содействовать аналоги этических кодексов фирм - это заключение соглашения фирм с региональной администрацией, т. е. - особого вида договора. В этом соглашении должна предусматриваться реализация принципов взаимной заинтересованности как каждой фирмой, присоединяющейся к соглашению, так и региональной администрацией, в том числе в форме различных компромиссов. Соглашение обеспечивает достижение компромисса экономических и социальных интересов региональной администрации, представляющей интересы население региона, и фирм, осуществляющих хозяйственную деятельность на его территории.
В статье рассматривается экономико-географическое и геополитическое положение России в качестве стратегического национального ресурса. Одним из наиболее эффективных путей использования этого ресурса является формирование международных, особенно трансконтинентальных транспортных коридоров. Рассматриваются Арктический, Северный, Центральный (широтные) и меридиональные коридоры - Север-Юг, Уральский, Енисейский и Дальневосточный. Отмечается, что одновременно в России, Японии, Китае и Корее интенсивно прорабатываются схемы трассировки международных газо- нефтепроводов и ЛЭП для подачи энергоресурсов и энергоносителей Сибири и Дальнего Востока в страны Юго-восточной Азии. Однако в этих работах доминирует отраслевой подход и недостаточно отражены интересы регионов размещения элементов будущих транспортных мостов. Отмечается необходимость тесной увязки процесса формирования транспортных коридоров с прогнозами путей решения целевых и социально-экономических проблем федерального значения макро- и мезорегионов России, тяготеющих к международным транспортным магистралям.
Утверждается необходимость разработки единой схемы формирования политранспортных коридоров на всем пространстве Азиатской России, увязанных как со схемами формирования опорного каркаса сети железных и автомобильных дорог, так и прогнозами развития федеральных округов, экономических районов и субъектов Федерации. Это облегчит государственное регулирование процесса интеграции России в мирохозяйственную систему, формирования единого экономического пространства в пределах страны и образования новых экономических поясов на базе эффективного использования потенциала евразийского положения России.
На примере формирования бюджета Новосибирской области на 2001 г. в статье рассматриваются результаты анализа системной зависимости региональных решений от макроэкономических параметров по Федерации в целом. Исследование проводится с помощью системы оптимизационных моделей анализа и прогнозирования финансовых потоков на уровне народного хозяйства, федеральных округов и субъектов Федерации.
Построение в России бюджетных отношений на принципе федерализма требует определения границ финансовой самостоятельности субъектов Федерации, не разрушающей само государство, и уровня централизации финансовых средств, необходимого для решения общефедеральных задач. Определять бюджетную компетенцию субъектов РФ обеспечивать правовыми средствами баланс их финансовых интересов призвано бюджетное право. В статье анализируется понятие бюджетной компетенции и показаны ее характерные особенности в сфере бюджетной деятельности Российской Федерации как единого государства, а также субъектов РФ как государственно-территориальных образований. Особое внимание уделено тем полномочиям РФ, которые направлены на развитие федеративной природы государства.
В статье рассматриваются последствия глобализации мировой экономики для Арктического региона, в котором блок северных стран формирует центр лидирующей и богатой постиндустриальной экономики, окруженный широкой периферией стран, в число которых входит и Россия. Создание и развитие в ХХI в. арктической транспортной системы является беспрецедентным глобально-планетарным проектом. В рамках этого проекта образуется новое поле столкновения геополитических интересов циркумполярных стран. Речь идет о том, как разделить шельф и Северный полюс планеты между претендентами - Россией, Норвегией, США, Канадой и Данией. Геостратегические интересы России требуют активно-инициативной позиции в Арктическом регионе. Все это предопределяет необходимость разработки новой российской арктической доктрины.
Авторы предлагают методический подход к оценке возможного влияния изменения стоимости электроэнергии (или другого энергоносителя) на инфляционные процессы, финансовое состояние предприятий производственной сферы, стоимость жизни, доходы и расходы консолидированного бюджета региона. В статье приводятся некоторые результаты применения этого подхода в Республике Саха (Якутия), Иркутской и Тюменской областях.