В. П. Седов
Магнитогорский государственный университет, Sedov48@mail.ru
Ключевые слова: человеческое бытие, самостоятельность, сознание, субъектно-личностная проблема
Страницы: 192-196
Цель статьи - показать, что образование в нынешних условиях долж-но изменить прежнюю концентрацию основных сил молодого специалиста только на профессиональной деятельности. Автор отмечает, что цель жизни зачастую подменяется целью профессиональной деятельности. Осознание цели жизни, превосходящей профессиональное стремление, - основной способ формирования самостоятельности. Та или иная ориентация личности на цель человеческого бытия отображается в сознании либо в минимальной, либо в полной мере духовной самостоятельности. Автор вводит понятие «субъектно-личностная проблема», в рамках которой исследует истоки самодвижения сознания.
"Т. С. Косенко1, Н. В. Наливайко2, В. И. Панарин3"
"1 Новосибирский государственный педагогический университет 2 Институт философии и права СО РАН, Новосибирский государственный педагогический университет, nnalivaiko@mail.ru 3 администрация Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru"
Ключевые слова: глобализация, система воспитания, специфика формирования, интегрирующий фактор, воспитательная политика
Страницы: 197-203
Воспитание в современном мире становится основным интегрирующим фактором и условием развития личности, а интеграционные процессы в воспитательных системах выполняют функции по освоению мировой культуры, трансляции социального и индивидуального опыта, способствуют выработке единого мировоззрения, основанного на принципах гуманизма, организуют человечество в единую взаимосвязанную систему. Глобальные проблемы по своей сути затрагивают судьбы всего человечества: они требуют целенаправленных, согласованных действий и объединения усилий большей части населения планеты; являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы при формировании современной системы воспитания.
Е. А. Куштым
Челябинский государственный университет, saa@urags-chel.ru
Ключевые слова: субъективное бытие, духовное творчество, классический университет
Страницы: 204-211
Статья посвящена философско-методологическому аспекту проблемы образования в контексте духовно-интеллектуального становления и развития личности специалиста. Смысл образования состоит в созидании субъективного бытия и социальных отношений. Ведущая роль отводится духовному творчеству. Созидание как смысловая характеристика классического университета положено в основу разработки концептуальных положений его развития в условиях постоянно обновляющегося информационного пространства современной социальной реальности.
"И. С. Вотчин1, Ю. Н. Шаравина2"
"1 Новосибирский государственный педагогический университет, fp-nspu@yandex.ru 2 Новосибирский государственный педагогический университет, julia.scharavina@gmail.com"
Ключевые слова: коммуникационное моделирование, содержание коммуникации, коммуникативный процесс, социальный феномен
Страницы: 211-219
В статье актуализируется проблема моделирования и определения содержания понятия коммуникации. Авторы проводят анализ разных моделей коммуникации в контексте общей психологии. Авторы отмечают неоднозначность содержательной составляющей понятия коммуникации и предлагают использовать как метод исследования моделирование, что позволяет интерпретировать коммуникацию и как социально-психологический феномен, и как процесс.
И. Г. Багно
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), fr2003@bk.ru
Ключевые слова: культурное изменение технической деятельности, воспроизводство преобразования, новация и традиция, индивидуализация и индивидуация, репродуктивная техническая деятельность
Страницы: 219-226
В статье предлагается философское обоснование возможности индивидуального в репродуктивной деятельности, рассматриваются условия и формы проявления индивидуального в сфере техники. Автор проводит анализ понятий «индивидуальность», «индивидуализация», «индивидуация», раскрывает их логическую связь с категориями «возможность», «действительность», «деятельность». В статье исследуются биологические, культурные и социальные предпосылки индивидуализации, определяющие формирование и развитие различных типов техники, выделяются сущностные характеристики технической деятельности, рассматриваются проявления индивидуального творческого начала в различных формах и на разных уровнях в сфере техники.
М. М. Семаго
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Московский городской психолого-педагогического университет, intpsychol@mail.ru
Ключевые слова: субстанциональные основы, триадность, постнеклассическая методология, модель психического развития
Страницы: 226-234
Статья посвящена проблеме определения логико-аксиологических основ психологии развития, выделения онтологических категорий современного постнеклассического этапа научного знания. Обосновывается необходимость смены бинарной системы анализа на триадичную. Приводится исторический экскурс развития систем анализа от бинарного к триадному, прогноз их дальнейшей динамики. Описываются существующие в различных предметных областях науки (в том числе в психологии) системы триадичного анализа. На основе триадичной парадигмы предлагается модель психического развития, где в качестве единиц анализа берутся регуляторный, пространственный и аффективный параметры, актуализирующиеся в наблюдаемых психологических феноменах.
Н. В. Дмитриева
Новосибирский государственный педагогический университет, dnv2@inbox.ru
Ключевые слова: зависть, психологические механизмы зависти, внутриличностный конфликт, продуктивные и деструктивные формы психологических защит от зависти
Страницы: 234-242
В статье рассматривается сложная, редко обсуждаемая проблема психологических механизмов возникновения зависти. Анализируется психологическое содержание внутриличностного конфликта, являющегося следствием зависти. Описываются виды высших и низших форм психологических защит.
Г. М. Серегин
Новосибирский государственный педагогический университет, gseryogin@yandex.ru
Ключевые слова: диагностика качества обучения; диагностика понимания; компоненты диагностики понимания; уровни понимания математического материала
Страницы: 242-247
В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи понятий диагностики понимания и диагностики качества обучения. Основными критериями качества обучения являются психические и функциональные изменения в деятельности, общении и сознании, которые возникают в результате реализации образовательной программы. Одной из основных функций диагностики является контроль качества процесса обучения. Содержание компонентов диагностики понимания математического материала раскрывается при описании этапов диагностической деятельности. На ее завершающем этапе ставится диагноз в виде описания состояния объекта диагностики. Диагноз понимания учащимися предложенного математического материала позволяет принять решение об оценке уровня понимания и внесении корректив в технологию обучения.
Цель статьи - рассмотрение психологических причин мотивационного поведения человека. Главной темой статьи является психика человека, возникшая как регулятор отношений организма и окружающей среды. Заявленная тема статьи рассматривается с разных точек зрения. В основу статьи положены мысли о том, что мотив, являясь причиной всех поступков человека, определяется психологией нуждой, потребностью, благодаря которым жизнь человека приобретает целенаправленность. Вывод: причина мотивации заключена не только в чувствах, но и в каждом звене процесса отражения, поскольку оно всегда заключает в себе и побудительный компонент.
Н. В. Нидерер
Новосибирский государственный педагогический университет, nataliyaniderer@yandex.ru
Ключевые слова: модель, диалог, этнос, толерантность, опыт
Страницы: 255-262
В статье представлена модель формирования диалогического опыта русскоязычных учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды. Автором раскрыта актуальность создания «школы этнокультурного диалога», дано понятие диалогической компетентности, перечислены уровни готовности к этнокультурному диалогу и этапы формирования диалогического опыта.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее