Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2011

Выпуск № 5

34571.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. В. Богданова
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
elbogd@mail.ru
Ключевые слова: социально-философский подход к волонтерству, волонтерская деятельность
Страницы: 202-209

Аннотация >>
В статье представлен анализ философских, социологических, экономических, социально-психологических и педагогических подходов к пониманию сущности волонтерства на основании изучения отечественного и зарубежного опыта волонтерской деятельности; предложен авторский подход к рассмотрению волонтерской деятельности в социальном и педагогическом аспектах, позволяющем конкретизировать сущность понятия «волонтерская деятельность».


Выпуск № 5

34572.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И РОДНЫХ СЕМЬЯХ

И. В. Хромова, Н. Л. Филонов
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
Khromova_I@mail.ru, niko_f@list.ru
Ключевые слова: моральное развитие, ценности, эмоциональный интеллект, социальная ситуация развития, депривация
Страницы: 209-215

Аннотация >>
В статье представлено краткое исследование взаимосвязи уровня морального развития и эмоционального интеллекта у детей, живущих в условиях семьи и детских домов. Авторы показывают, что нет явного различия в уровне морального развития подростков из семей и из детских домов. Однако у подростков, являющихся воспитанниками детских домов, есть особенности: их моральные суждения беднее, ниже вербальный интеллект, они имеют тенденцию (особенно юноши) к низкому эмоциональному интеллекту, у них больше, чем у подростков из семей, выражено различие между моралью «для других» и моралью «для себя».


Выпуск № 5

34573.
НАСТАВНИК И ШКОЛЯР: РОЖДЕНИЕ СПОРА

С. В. Нехаева
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
nsv1441@gmail.com
Ключевые слова: средневековый университет, взаимоотношения школяров и магистров, оплата обучения, споры и конфликты
Страницы: 216-227

Аннотация >>
В статье выявляются характер и особенности взаимоотношений школяров и магистров в ранний период университетской истории, вскрываются существующие между ними противоречия. Обращаясь к подлинным документам эпохи, автор показывает, какие проблемы волновали университетских слушателей и их наставников, какого рода требования они предъявляли к самим себе и друг к другу. На основе изучения статутов и регламентов средневековой высшей школы, анализа университетских сочинений XIII столетия - трактатов, наставлений, письмовников - выявляются основные конфликты академического сообщества, факторы его интеграции и дезинтеграции, вскрывается специфика склада мышления и ценностных ориентаций университетской среды.


Выпуск № 5

34574.
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КАРТИНЫ МИРА (ПО МАТЕРИАЛАМ КАТОЛИЧЕСКИХ ОБЩИН СИБИРИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв.)

В. А. Зверев1, Т. Г. Недзелюк2
1 Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
2 Сибирская академия государственной службы
sosna232@yandex.ru, tatned@mail.ru
Ключевые слова: факторы формирования картины мира, мотивация к обучению
Страницы: 228-233

Аннотация >>
Статья посвящена анализу роли образования в формировании картины мира. В качестве объекта исследования выбраны католические общины Сибири конца XIX - начала ХХ в. Авторы анализируют мотивацию к обучению, легитимность процесса получения конфессионального образования, методику преподавания закона божьего и ряда других учебных дисциплин. Сделаны выводы о специфике религиозного образования, о влиянии образования на формирование ментальности обучающихся.


Выпуск № 5

34575.
МЕСТО МИФОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ПО АРХЕОЛОГИИ

А. А. Бодрова
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
gsvgsv12@gmail.com
Ключевые слова: образовательные программы по археологии, мифологический материал
Страницы: 234-239

Аннотация >>
В настоящей работе анализируются учебные материалы по археологии для средних общеобразовательных заведений и вузов, выявляется специфика, роль и значение мифологического материала при изучении археологии в школе и вузе. Данная проблематика представляется достаточно актуальной, поскольку современная археологическая наука допускает возможность привлечения мифологического материала для реконструкции духовного мира древних обществ.


Выпуск № 5

34576.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДРЕВНЕИРАНСКОЙ МИФОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Запорожченко
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
zanglier@yandex.ru
Ключевые слова: жертвоприношение, индоиранцы, жречество, воины, скот, сакральный, миф
Страницы: 239-246

Аннотация >>
В статье делается попытка социально-философской интерпретации древнеиранской мифологии на примере индоиранского мифа о «Плаче скота». В основе мифа лежит социальное и ритуальное противостояние жреческого и воинского сословий в индоиранском обществе. Анализ индийской и иранской мифологической традиции позволяет предположить, что главным предметом спора было право распоряжения скотом.


Выпуск № 5

34577.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИИ В ИСКУССТВЕ

Т. В. Чапля
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
chap_70@mail.ru
Ключевые слова: коммуникация, искусство, символ, знак, формы взаимодействия
Страницы: 247-253

Аннотация >>
Автор анализирует содержание и развитие основных форм коммуникации (в зависимости от направленности взаимодействия) в истории мирового искусства. В статье рассматривается специфика искусства как одной из форм существования человека в мире и особенности языка искусства. Показана взаимосвязь форм коммуникации с историческими процессами и научными открытиями. Таким образом, обоснована взаимосвязь этих процессов с процессами развития искусства и формами коммуникации.


Выпуск № 5

34578.
ТИПОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ИСКУССТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

М. А. Козлова
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
linkart6047@rambler.ru
Ключевые слова: взаимодействие искусств, синхрония, диахрония, синтез искусств, система кодирования
Страницы: 254-260

Аннотация >>
Статья посвящена выявлению и характеристике межстилевых и внутрижанровых взаимодействий в искусстве, обеспечивающих функционирование трансляционного механизма последнего. Анализ типов искусства в синхронии и диахронии позволит сформировать новый способ восприятия таких художественных явлений, как синтез искусств и архитектурный ордер. Сделан акцент на архитектуре как доминирующем компоненте синтеза искусств. Благодаря обращению к данному виду пластических искусств обозначена роль систем кодирования в коммуникативных процессах.


Выпуск № 5

34579.
НЕОМИФОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В КУЛЬТУРЕ СИМВОЛИЗМА

В. В. Видеркер
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
widerker@ngs.ru
Ключевые слова: культурный код, неомифологический текст, роман-миф, эстетика русского символизма, отечественная культура рубежа XIX-XX вв
Страницы: 260-268

Аннотация >>
В данной статье на основе семиотико-типологического подхода исследуется проблема неомифологического текста в эстетике русского символизма рубежа XIX-XX вв. Осуществленный анализ бинарной оппозиции «мифология - литература» выявил доминирующую роль мифологического кода в организации символистских текстов. Результаты исследования позволили автору сделать вывод, что русские символисты, создавая свои тексты, помимо традиционных приемов конвергенции мифологического и литературного кодов, разработали новаторский прием, реализованный в художественной форме романа-мифа.


Выпуск № 5

34580.
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ

Ю. В. Тимофеева
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета
prankevich@mail.ru
Ключевые слова: книжная культура, содержание книжной культуры, структура книжной культуры, читателеведение, книгораспространение
Страницы: 268-275

Аннотация >>
Целью статьи является обобщение работы российских историков и книговедов по определению понятия «книжная культура». Автор анализирует определения, сформулированные отечественными исследователями, рассматривает содержание и структуру книжной культуры, устанавливает ее базисные элементы. Доказывается обязательность включения компонентов читателеведения в книжную культуру. Обоснована необходимость продолжения работы над определением понятия и установлена перспективность такого рода исследований.



Статьи 34571 - 34580 из 45661
Начало | Пред. | 3456 3457 3458 3459 3460 | След. | Конец Все