М. А. Головчин, Т. С. Соловьева
Институт социально-экономического развития РАН mag82@mail.ru , solo_86@list.ru
Ключевые слова: регион, образование, модернизация, социальное самочувствие, педагогический состав, новая система оплаты труда, престиж профессии
Страницы: 121-132
Исследуется влияние образовательных реформ на развитие кадрового потенциала учебных заведений. Показаны проблемы, с которыми сопряжены реформы, и достигнутые в их ходе результаты. На основе данных социологического опроса проанализированы мнения педагогов общеобразовательных школ Вологодской области о модернизации в образовании и ее перспективах. Выявлена мера тесноты связи между отношением педагогов к образовательным реформам и факторами, определяющими социальное самочувствие населения.
Л. Л. Сперанская
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова Lu-i-za@yandex.ru
Ключевые слова: регион, экономика, инвестиции, денежно-кредитная политика
Страницы: 133-143
Проанализировано воздействие трансмиссионных каналов денежно-кредитной политики на экономическое развитие региона, в частности на объем инвестиций. Рассмотрены данные по 14 регионам Приволжского федерального округа в шестилетнем интервале. Выделены факторы денежно-кредитной политики, на которые необходимо обратить особое внимание при учете региональных особенностей.
Исследуются предпосылки роста транспортной деятельности по обеспечению завоза материальных ресурсов и товаров в районы Северо-Востока России, связанные с перспективами развития производительных сил региона. Показано, что завершение строительства АЯМ, проекты сооружения железной дороги до г. Магадана, меры по развитию опорной сети автодорог круглогодового действия радикально меняют товародвижение в северо-восточные районы. Оценивается экономическая целесообразность внутрирегионального перераспределения грузопотока, определена конфигурация сети транспортно-логистических центров и очерчены зоны их влияния. Показана эффективность перераспределения основных потоков ввоза и вывоза материальных ресурсов и произведенной продукции с речного транспорта на железнодорожный (БАМ, АЯМ, взаимодействие с Транссибом). Рост грузопотоков северо-восточного вектора потребует реконструкции этих стратегических магистралей.
Е. Б. Кибалов1, А. А. Кин1, А. Б. Хуторецкий2 1 ИЭОПП СО РАН 2 Новосибирский государственный педагогический университет lf@online.nsk.su , kin_a@ieie.nsc.ru , hab@dus.nsc.ru
Ключевые слова: крупномасштабный проект, транспортный переход, пролив Босфор Восточный, инвестиции, оценка, неопределенность, экспертные оценки, ожидаемая эффективность, альтернативы
Страницы: 161-187
Анализируется проблема оценки крупномасштабных инвестиционных проектов. Дается постановка задачи в ситуации неопределенности. Формулируется концепция оценки регионально-транспортного проекта с использованием экспертных технологий. Приводится числовой пример оценки на предпроектной стадии сравнительной ожидаемой эффективности альтернативных способов транспортного перехода пролива Босфор Восточный. Показано, при каких условиях сооружение моста на о. Русском является наиболее предпочтительной альтернативой.
И. А. Беспалов
Сибирский государственный университет путей сообщения phoenix_w@mail.ru
Ключевые слова: инвестиции, регионально-транспортный проект, эффективность, альтернативы, затраты, теория нечетких множеств, календарный план, резервы времени
Страницы: 188-205
Предлагается методический подход к выбору альтернативы из числа конкурирующих при принятии решения об инвестировании крупномасштабного регионально-транспортного проекта, базирующийся на принципах теории нечетких множеств. На основе этого подхода проводится анализ конкурирующих альтернатив на примере проекта мостового перехода на о. Русском. Рассчитываются затраты по альтернативам проекта, анализируется сетевой календарный план строительства предусмотренных проектом объектов. Допустимое по сетевым ограничениям множество календарных планов оценивается по соотношению «риск - затраты» и на этой основе строится размытое множество Парето-оптимальных планов. По результатам проведенных расчетов даются рекомендации относительно корректировки календарного плана.
В. Н. Чурашев
ИЭОПП СО РАН tch@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: долгосрочные прогнозы, внешние и внутренние факторы, выбор сценариев развития добычи и распределения углей, оценка последствий реализации сценариев
Страницы: 206-226
Существующие долгосрочные прогнозы добычи угля в Кузбассе различаются более чем на сотню миллионов тонн. В статье анализируются внешние и внутренние факторы, способствующие развитию угольной отрасли в регионе и его ограничивающие. Рассматривается возможная ниша Кузбасса на мировом и внутреннем рынках углей и дается оценка эколого-экономических последствий реализации сценариев развития добычи угля в Кузбассе для региона.
Н. В. Костина1, Г. Э. Кудинова1, Г. С. Розенберг1, М. В. Пыршева2 1 Институт экологии Волжского бассейна РАН 2 Поволжский государственный университет сервиса knva2009@yandex.ru , gkudinova@yandex.ru , genarozenberg@yandex.ru , kaf_evd@tolgas.ru
Ключевые слова: межрегиональное комплексное районирование, экспертная информационная система, коэффициент нарушенности территории
Страницы: 227-238
Анализируются результаты районирования территорий Самарской и Нижегородской областей в пространстве эколого-экономических и медико-демографических параметров. Рассмотрены причины различий результатов, полученных отдельно для каждой территории (одиночный подход) и для двух совместно (смешанный подход). Это позволяет оптимизировать меры, направленные на уменьшение промышленной и сельскохозяйственной нагрузки на природную среду рассматриваемых территорий.
Р. В. Бабун
Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета rbabun@mail.ru
Ключевые слова: агломерация, формирование, межмуниципальная кооперация, межмуниципальные проекты, модель управления, агломерационный эффект
Страницы: 239-252
Проанализированы методологические подходы и практический опыт управления формированием городских агломераций в России. Городскую агломерацию предлагается рассматривать как одну из форм межмуниципальной хозяйственной кооперации. На примере Южно-Кузбасской агломерации рассмотрены сложившиеся кооперационные связи между территориями, недостатки их стихийного формирования, связанные с несогласованностью социально-экономической политики городов. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства о межмуниципальном сотрудничестве и направлениях дальнейших исследований, связанных с выбором оптимальной модели управления Южно-Кузбасской агломерацией.
В. Н. Папело, А. Н. Голошевская
филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации papelo@yandex.ru , goloshevskaya@mail.ru
Ключевые слова: мегаполис, муниципальное образование, бюджетное регулирование, социально-экономическое развитие, индикаторы планово-прогнозных документов
Страницы: 253-269
Анализируются особый статус муниципалитета-мегаполиса и проблемы бюджетного регулирования его социально-экономического развития. Показаны основные составляющие бюджетного механизма регулирования социально-экономического развития крупного города. Указывается на возможности применения дифференцированного подхода к регулированию социально-экономического развития муниципальных образований, учитывающего особый статус крупных городов. Предложен методический подход к внедрению механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, позволяющий установить взаимосвязь бюджетных показателей с показателями социально-экономического развития.
А. Т. Юсупова
ИЭОПП СО РАН; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет yusupova@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: межфирменные сети, партнерские взаимодействия, кооперация, инновационная активность
Страницы: 270-283
Анализируются природа и роль межфирменных партнерских взаимодействий. Теоретической основной используемого исследовательского подхода является новая институциональная экономика. Эмпирическая часть анализа базируется на данных обследования инновационных компаний малого и среднего бизнеса. Ставится задача выявления зависимости между инновационной активностью компаний и их отношением к партнерским взаимодействиям.