Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Геология и геофизика

Принятые к публикации статьи

Выпуск № Неопубликованное

301.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, СЕДИМЕНТАЦИОННАЯ ЦИКЛИЧНОСТЬ И МОДЕЛИ ПУСТОТНОСТИ ФАМЕНСКИХ ОТЛОЖЕНИЙ ЮГОМАШЕВСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А.С. Душин1, Т.В. Бурикова2, Д.С. Тарновецкий2
1ФГБОУ ВО “Уфимский государственный нефтяной технический университет”, Уфа, Россия
2 ООО “РН-БашНИПИнефть”, Уфа, Россия

Ключевые слова: карбонатные постройки, фаменский ярус, фации, цикличность, седиментогенез, вторичные преобразования, пористость, трещиноватость, выщелачивание, Югомашевское месторождение

Аннотация >>
В статье обобщены новые данные по керну и геофизическим исследованиям скважин фаменских отложений Югомашевского месторождения, расположенного в республике Башкортостан (Российская Федерация). В структурном отношении рассматриваемый объект относится к модели окаймленной платформы с ее характерными элементами - органогенными постройками и связанными с ними фациями. Выявленная седиментационная цикличность и вторичные процессы в сочетании с анализом изменения относительного уровня моря позволили выделить наиболее распространенные типы пористости, приуроченные к той или иной части разреза и фациальной зональности. Трансгрессивные и регрессивные части циклов характеризуются своим специфическим набором литотипов и характерных типов пустотного пространства. Выявлено, что на формирование пустотного пространства оказали влияние длительность и интенсивность вторичных процессов: выщелачивания, доломитизации, глинизации, связанные с выведением пород на дневную поверхность. Кроме того, в работе обосновывается разделение карбонатных построек изучаемого участка на три типа, отличающихся по положению, морфологии, а также по различному проявлению гипергенных преобразований, что отражается на дифференциации типов пустотного пространства слагающих их пород и их потенциале с точки зрения коллекторских свойств.


Выпуск № Неопубликованное

302.
ИЗВЕСТКОВЫЕ ЦИАНОБАКТЕРИИ В БИОГЕРМАХ И ПЕЛЕЦИПОДОВЫХ БАНКАХ КОНЦА СРЕДНЕГО ОРДОВИКА РАЗРЕЗА Р. МОЙЕРО (СЕВЕР СИБИРСКОЙ ПЛАТФОРМЫ)

Н.А. Лыков1,2, Ю.В. Ростовцева3, И.Г. Закирьянов4, А.В. Тимохин4, А.В. Дронов1,
Т.В. Гонта4, О.В. Постникова2

1Геологический институт РАН, Москва, Россия
2РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Москва, Россия
3Геофизический центр РАН, Москва, Россия
4Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. Трофимука СО РАН, Новосибирск, Россия

Ключевые слова: известковые цианобактерии, Ortonella, Garwoodia, Hedstroemia, биогермы, биостромы, пелециподовые банки, Сибирская платформа, верхи среднего ордовика, цианотоксины

Аннотация >>
В среднеордовикских, позднедарривильских отложениях киренско-кудринского горизонта разреза реки Мойеро (Тунгусская синеклиза, Восточная Сибирь) впервые идентифицированы известковые остатки цианобактерий родов Garwoodia Wood, 1941, Ortonella Garwood, 1914 и Hedstroemia Rothpletz, 1913 (семейство Garwoodiaceae) в шлифах. Ранее Ortonella и Garwoodia фиксировались на Сибирской платформе лишь в силурийских отложениях, что делает находку представителей этих родов древнейшей для региона. В строматопорово-цианобактериальных биогермах доминируют Ortonella (ядро построек) и Garwoodia (кровельная часть), тогда как Hedstroemia занимает подчинённое положение. В биостромах и ракушняковых прослоях пелециподовых банок были обнаружены только Ortonella. Исследование парагенетических ассоциаций пород позволило реконструировать для изученной части разреза мелководную лагунного типа обстановку седиментации. В этих условиях, несмотря на глобальный рост биоразнообразия в ходе Великой ордовикской биодиверсификации (GOBE), скелетные многоклеточные организмы не смогли стать основными каркасостроителями биостромов и биогермов. Эту роль взяли на себя цианобактериальные сообщества, оказавшиеся более устойчивыми к условиям экстремально-мелководного карбонатно-силикластического режима осадконакопления с преобладанием терригенной составляющей. Рост и последующее цветение цианобактерий, по-видимому, спровоцировало увеличение содержания фосфора в донных осадках, что, вероятно, вызвало локальный палеоэкологический кризис бентосной фауны к концу киренского времени в данной части палеобассейна. Это также подтверждается обеднённым комплексом остракод в разрезе реки Мойеро — в отличие от одновозрастных отложений разрезов рек Лены, Подкаменной Тунгуски и Кулюмбэ. Снижение биоразнообразия бентосной фауны и, в частности, скелетных многоклеточных каркасостроителей во время цианобактериальных «цветений» может объясняться воздействием цианотоксинов, губительных для морских обитателей. Полученные данные демонстрируют, что даже в эпохи глобального расцвета биоты локальные условия могли ограничивать участие многоклеточных скелетных организмов в формировании экосистем органогенных построек, сохраняя доминирование прокариот. Это подчёркивает роль микробных сообществ как ключевых агентов карбонатного осадконакопления в переходные периоды палеоэкологических перестроек и изменения типа седиментации.


Выпуск № Неопубликованное

303.
ОСОБЕННОСТИ ГЛУБИННОГО СТРОЕНИЯ ВЕРХНЕЙ КОРЫ И МИНЕРАГЕНИЯ В СТВОРЕ СИХОТЭ-АЛИНЬСКОГО ФРАГМЕНТА ОПОРНОГО ГЕОЛОГО-ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 8-ДВ

В. М. Соловьев1, А. С. Сальников2, В. С. Селезнев3, Т. В. Кашубина4, Н. А. Галева1, А. Е. Шенмайер1
1Алтае-Саянский филиал ФИЦ «Единая геофизическая служба РАН», Новосибирск, Россия
2Институт нефтегазовой геологии и геофизики, Новосибирск,Россия
3Сейсмологический филиал «Единая геофизическая служба РАН», Новосибирск, Россия
4Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского, Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: профиль ГСЗ, продольные и поперечные волны, скорости Р- и S-волн и их отношения, глубинный сейсмический разрез, земная кора, минерагеническая зона.

Аннотация >>
Представлены результаты глубинных сейсмических исследований по данным Р- и S-волн на 500-километровом Сихотэ-Алиньском фрагменте опорного геофизического профиля 8-ДВ. Построены глубинные сейсмические разрезы верхней коры (до глубин 15-20 км) с распределением скоростей продольных и поперечных волн. Скорость Р-волн на большей части Среднеамурской впадины и Восточно-Сихотэ-Алиньского вулкано-плутонического пояса изменяется от 4–5 км/с в самой верхней части разреза до 5.8-6.3 км/с на глубинах 7-15 км. Сихотэ-Алиньский орогенный пояс в разрезе в створе профиля представлен антиклинальной структурой с воздыманием в центральной части высокоскоростных (до 5.5-5.8 км/с) пород; на больших глубинах в 10-20 км в его пределах значения скорости Р-волн составляют 6.1-6.3 км/с. В верхней части разреза значения скорости S-волн составляют в пределах профиля в целом 2.7–2.9 км/с; пониженные значения (в 2.6–2.8 км/с) отмечаются в центральной и восточной частях Среднеамурской впадины и восточном участке Восточно-Сихотэ-Алиньского вулкано-плутонического пояса, а повышенные значения скорости до 3.35 км/с отмечаются в центральной части Сихотэ-Алиньского орогенного комплекса. На глубинах 5–15 км в пределах разреза скорости S-волн увеличиваются до 3.4–3.65 км/с. Установлено неоднородное строение верхней части земной коры до глубин 15–20 км по значениям скоростей Р- и S-волн, их соотношению и коэффициенту Пуассона. В створе профиля проведен анализ связи выявленных аномалий с размещением крупных минерагенических зон Приамурья. Подтверждены установленные ранее на профилях 2-ДВ, 3-ДВ, 1-СБ и Восточно-Становом фрагменте профиля 8-ДВ корреляции по приуроченности ряда рудных месторождений к зонам пониженных отношений скоростей Р- и S-волн и коэффициента Пуассона в верхней части земной коры. Обоснована связь выделенных поверхностных сейсмических аномалий с глубинными (на глубинах 5–20 км) корнями (промежуточными магматическими очагами), которые можно считать рудоподводящими.


Теплофизика и аэромеханика

2025

Выпуск № 1

304.
Исследование плазмохимического пиролиза метана

Л.С. Яновский1,2,3, И.Н. Боровик1, К.В. Тюльков1, А.П. Биндиман1, Р.Я. Мукамбетов1, С.Г. Ребров4
1Московский авиационный институт, Москва, Россия
leonidyanovskiy@yandex.ru
2Федеральный исследовательский центр проблем химической физики и медицинской химии РАН, Черноголовка, Россия
3Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН, Новосибирск, Россия
4ГНЦ ФГУП «Исследовательский центр им. Келдыша», Москва, Россия
rebrov_sergey@mail.ru
Ключевые слова: электродуговой плазмотрон, метан, продукты пиролиза
Страницы: 193-197

Аннотация >>
Предложена математическая модель для описания процесса пиролиза метана с применением малоразмерного плазмотрона. Выполнено сопоставление результатов расчетов с полученными экспериментальными данными по химическому составу продуктов пиролиза, определены факторы, влияющие на повышение выхода полезных продуктов. Показано, что с повышением температуры на выходе из реактора до 1500 - 2000 K уменьшается выход ацетилена, возрастает содержание сажи и незначительно повышается выход водорода.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

305.
Удельная теплоемкость диоксида циркония, полностью стабилизированного оксидом иттрия, в интервале температур 300-1270 K

Д.А. Самошкин, С.В. Станкус
Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН, Новосибирск, Россия
d.a.samoshkin@gmail.com
Ключевые слова: YSZ, удельная теплоемкость, дифференциальная сканирующая калориметрия
Страницы: 199-207

Аннотация >>
Методом дифференциальной сканирующей калориметрии проведены измерения удельной изобарной теплоемкости диоксида циркония, полностью стабилизированного оксидом иттрия (15 вес. %), который широко используется в изготовлении высокотемпературной конструкционной керамики. Получены новые достоверные экспериментальные данные по удельной теплоемкости в интервале температур 300 - 1270 K твердого состояния с погрешностью 2 - 4 %. Разработана таблица справочных значений для температурной зависимости удельной теплоемкости исследованной керамики. Проведено сопоставление полученных результатов с известными литературными данными. Установлено, что в широком интервале температур и концентраций Y2O3 теплоемкость твердых керамик YSZ с высокой точностью можно оценить с использованием правила Неймана - Коппа, а также по среднему атомному весу соединения.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Философия образования

2025

Выпуск № 2

306.
Образование - природный дар или коммерческая услуга

Г.И. Петрова, Б.В. Май
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
seminar_2008@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, философская антропология, коммерциализация образования, образование как способ бытия, образование как услуга, образовательное знание
Страницы: 5-16

Аннотация >>
Введение. В ситуации современных трансформаций в образовании как социальном институте актуально и важно сохранить его аутентичную сущность, а именно: его изначально философское ви́дение как способ человеческого бытия. Методологическая платформа - философская антропология, позволяющая раскрыть онтологическую природу образования. Специфика человека - его рефлексирующая открытость в мир, обусловливающая познавательную интенцию и сообщающая объективную возможность «прирастать» (Дж. Дьюи) миром, то есть образовывать себя из него. Цель - обосновать недопустимость процессов коммерции в образовании, если видеть его в онтологическом ракурсе, то есть как способ человеческого бытия. Обсуждение. Благодаря дару рефлексивного сознания человек находит себя в мире способом познания и, следовательно, постоянного становления-образования. Социальный институт образования и педагогика как наука создаются в помощь человеку в реализации его способа бытия в конкретном сущем (в определенном историческом периоде, культуре социальных этапов развития, национальной самобытности и пр.). Онтологическая специфика образования - это процесс постоянного образовывания человеком себя, его самообразование. Такова подлинность и человека, и образования. Философия времен Древней Греции в раскрытии человеком своей подлинности путем образования видит его счастье (эвдемония). Такое (философское) определение образования имеет резонанс в педагогике и обосновывает необходимое единение философской и педагогической антропологий. В случае указанного единства, во-первых, педагогика рассматривается в качестве гуманитарной, а не инженерной науки, во-вторых, образование как онтологический процесс становления-«роста» человека в его подлинности не может быть предметом коммерции. Заключение. Поскольку образование, имея онтологическую природу, есть еще и социальный институт, то коммерциализация может стать фактом, хотя и нарушающим его подлинность.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

307.
Философская методология в художественном творчестве: опыт развития воображения в техническом вузе

Н.Ф. Свобода, О.Б. Воробьева
Приволжский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия
svoboda.delja@me.com
Ключевые слова: художественная литература, рефлексия, воображение, творчество в обучении, философское просвещение, междисциплинарный подход в образовании, философская методология
Страницы: 17-31

Аннотация >>
Введение. Понятийно-образное мышление - это прежде всего развитие фантазии, воображения, что актуально с учетом профессиональной (инженерной) направленности вуза. Проблемный характер задачи его формирования анализируется с позиции философской методологии, которая позволяет студентам освоить приемы, правила мыслительной деятельности, художественного языка в учебной и творческой работе. Круг вопросов, связанный с решением задачи, построен на опыте философского просвещения в техническом вузе. Методология. Объектом исследования служат художественно-образные типологические соответствия между философским мировоззрением и художественной литературой. Анализ осуществляется на принципе системности, который позволяет объяснить общность смыслового определения универсальных проблем бытия. Обсуждение. Философское просвещение в техническом вузе важно в аспекте проблемы формирования особого типа мышления, пограничного художественному, научному и философскому познанию: перевод абстрактных понятий в образы либо сочетание того и другого. Типологические соответствия философии и художественной литературы делают возможным осуществить синтез образного мышления и абстрактного мышления, определяя стиль обучения. Заключение. В моделях проведения практического занятия со студентами с целью развития воображения значительное место отводится самостоятельной работе, как в традиционной форме (реферат, эссе), так и новаторской (письмо мыслителю и сотворчество с автором текста). Решение этого вопроса имеет три аспекта: усовершенствование техники и способов исполнения; модификация видов творчества; моделирование рефлексивной ситуации (коллективное обсуждение результатов работы с малыми художественными формами). Философские размышления, инновационные идеи, игра ума, конструирование чистой мысли, формирование интеллектуального капитала могут стать самоценными при использовании любых жанров литературы в определенном результативном исполнении, наделяя новыми свойствами учебное занятие, организацию учебной деятельности.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

308.
Интерактивное обучение как инструмент оптимизации преподавательской деятельности: методологический аспект

Е.А. Воронцов
Российский государственный университет социальных технологий, Москва, Россия
evg-v@yandex.ru
Ключевые слова: интерактивное обучение, компетентностный подход, образование, познание, методология, наука, диалектика, вопрошание, рефлексия
Страницы: 32-50

Аннотация >>
Введение. С момента включения в нормативную компоненту образовательного процесса компетентностного подхода среди основных индикаторов педагогического мастерства на первый план выходит показатель владения формами и приемами интерактивного обучения. Общемировые тренды образовательного процесса (гуманизация, персонализация, антипатернализм, плюрализм) позволяют прогнозировать неуклонный рост «спроса» на инновационные когнитивные практики и ставят на повестку дня целесообразность их совершенствования. Исследования, посвященные данной теме, как правило, ограничиваются описанием внешней составляющей интерактивного обучения (уровень интерактивных технологий), философско-теоретические основания интерактивных практик остаются в тени. Методология. В ходе работы применялись основные философские и общенаучные методы исследования: диалектика, сравнительно-исторический анализ, принцип системности, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, наблюдение, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция. Обсуждение. В целях оптимизации образовательного процессе целесообразно различать имеющую глубокие исторические и философские корни идею интерактивного обучения и ее фактическую современную реализацию. В свете базовых особенностей научного знания выявлены недостатки общепринятых интерактивных практик: гипертрофия субъективности, бессистемность, отсутствие саморефлексии, игнорирование достижений и ценностей традиционной школы. Проанализированы базовые параметры философского измерения интерактивного обучения, заданные в рамках платонической, картезианской и герменевтической традиций. Заключение. Системно-содержательная модель интерактивного взаимодействия, фундированная гносеологическо-методологическими идеями классической философской мысли, предполагает сбалансированное внимание к персональным особенностям обучаемого, с одной стороны, и принципиальному различению науки и иных видов когнитивного опыта - с другой. Следует признать контрпродуктивным противопоставление интерактивных и традиционных форм передачи и контроля знаний. Методология преподавательской деятельности не должна противоречить базовым принципам научного познания.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

309.
Кризис современной эпохи: новая идентичность как механизм обеспечения гомеорезиса социальной системы

А.Г. Конфисахор1, О.В. Плебанек2
1Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
aleksandr@konfisakhor.ru
2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
plebanek@mail.ru
Ключевые слова: множественная идентичность, конструктивная идентичность, гомеорезис социальной системы, идентитарная политика, социум, система образования
Страницы: 51-67

Аннотация >>
Введение. Разрыв между натуралистическими атрибуциями человека и конструктивистскими идентичностями создает проблемы в регулировании социальных процессов и вызывает закономерную тревогу в научном и политическом сообществе. Негативные стороны этого явления - появления искусственных идентичностей - требует анализа. Отношение к этому феномену находится в зависимости от выявления места процесса самоидентификации в функционировании социальной системы. Тем более важным становится разработка теоретических основ анализа идентичности в контексте реформирования и разработки программ образования. Методология. Современная научная парадигма предполагает рассмотрение общества как саморазвивающейся системы, то есть имманентно способной к переформатированию собственных структур. При этом большое место в формировании концепций социальной динамики отводится принципу телеологичности, не только допускающему, но и предполагающему невозможность исключения наблюдателя - значительную роль познающего субъекта, человека, в конструировании реальности, в которой он существует. Общие принципы постнеклассической парадигмы науки в социальном знании получили воплощение в ряде концепций. В исследование феномена множественной идентичности положены концепции автопоэзиса Матураны и Варелы, закон разнообразия Седова-Эшби. Обсуждение. На основании законов функционирования саморазвивающихся систем и соотнесения их с социальной динамикой сделан вывод о необходимом и закономерном появлении конструктивных и множественных идентичностей, становление которых связано с необходимостью формирования качеств личности, конгруэнтных новым реалиям. Заключение. Феномен множественной самоидентификации является элементом механизма гомеорезиса социальной системы, позволяющей преодолеть кризисную ситуацию и сохранить устойчивую траекторию развития в неустойчивой реальности. Законы функционирования саморазвивающихся систем указывают на необходимость сохранения структурообразующих элементов системы, что предполагает сохранение фундаментальных идентичностей. В связи с этим особую роль играет система образования, которая является одним из важнейших средств осуществления идентитарной политики.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

310.
Фундаментальное образование: индивидуальное и социальное измерения

Н.Г. Глазунов
Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Москва, Россия
nickglazunov@mail.ru
Ключевые слова: система образования, специализация, креативная экономика, реиндустриализация, технологический уклад, догоняющая модернизация, индивидуальное и социальное измерения
Страницы: 68-79

Аннотация >>
Введение. Система образования существует в двух основных измерениях: индивидуальном и социальном. Первое измерение нацелено на реализацию субъективных способностей, второе рассматривает человека преимущественно как трудовую единицу. Статья посвящена анализу диалектической взаимосвязи функционирования системы образования во взаимосвязи с отечественной экономикой и вопросами повышения эффективности данного взаимодействия. Методология. Используется сравнительно-исторический анализ, учитывающий функционирование советской системы образования в соотношении с мировыми доминантами развития образования и экономики. Обсуждение. Развитие российской экономики требует ее диверсификации. Современная экономическая система не может быть конкурентоспособна, если в ней доминирует не производство готовой продукции, а сырьевая составляющая. Это вопрос не только экономической эффективности, но и национального суверенитета. Попытка перенять какие-либо технологические образцы у других стран и выстроить модель национальной экономики по соответствующим алгоритмам с неизбежностью приводит на путь догоняющей модернизации, которая, несмотря на многочисленные попытки рубежа ХХ-ХХI вв., фактически никогда не достигала поставленных целей. Более перспективным представляется путь развития креативной экономики, базирующейся на преобладании инновационных, творческих идей, которые получили свое коммерческое оформление. Именно сферу креативной экономики представляют в настоящее время все ведущие компании мирового уровня. Развитию креативной экономики могла бы способствовать система образования, базирующаяся не на принципах узкой специализации, а, наоборот, на широких, фундаментальных знаниях, которые позволяли бы субъекту как оперативно реагировать на рыночную конъюнктуру, так и удовлетворять индивидуальные потребности. Заключение. Перспективы российской диверсифицированной экономики четко увязаны с состоянием и стратегическим вектором развития отечественного образования. Развитие креативной экономики является возможностью избежать «догоняющей модернизации» и сформировать социально-экономическую сферу, отвечающую требованиям современности.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 301 - 310 из 45366
Начало | Пред. | 29 30 31 32 33 | След. | Конец Все