Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2025

Выпуск № 1

291.
Теоретическое оформление понятия «массовое сознание» в контексте социальных преобразований

Н.Г. Глазунов
Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Москва, Россия
nickglazunov@mail.ru
Ключевые слова: массовое сознание, обыденное сознание, общественное сознание, идеология, ценность, социальные преобразования
Страницы: 20-36

Аннотация >>
Введение. Социальные преобразования - взаимосвязанные процессы, затрагивающие как социальные институты и структуры, так и сферу массового сознания. Их эффективность находится в прямой зависимости от того, готово ли к ним массовое сознание, и, соответственно, его обратного воздействия на структурные изменения, протекающие в обществе. Исследование имеет целью корреляцию данных процессов как исходного условия результативности общественных преобразований. Методология опирается на сравнительно-исторический подход (с привлечением данных о социально-экономических и политических преобразованиях в Китае и России), интерпретацию роли идейно-ценностных компонентов индивидуального и массового сознания в процессе социальных изменений, а также построение моделей, обеспечивающих функционирование указанных компонентов в общественном пространстве. Обсуждение. Массовое сознание в концентрированном виде отражает укоренившиеся представления об идеях, целях, ценностях, мотивах, которые имеют положительный нормативный статус в данном обществе. Суммарно они регулируют и координируют деятельность как отдельного индивида, так и общества в целом. На уровне рационально-теоретических обобщений установки массового сознания кристаллизуются в идеологии, доминирующей в обществе. Потребность в преобразованиях обусловлена объективными потребностями социальной системы, чьи структурные элементы и функциональные связи перестали удовлетворять потребностям системы и справляться с внутренними и внешними вызовами. Алгоритмы функционирования социальных структур и институтов четко взаимосвязаны с идейно-ценностными установками, принятыми в обществе. Без изменения данных установок социальные преобразования либо невозможны, либо малоэффективны. Например, внедрение в экономику Китая и России рыночных механизмов было бы невозможно при господстве коммунистической идеологии, принципиально несовместимой с либерально-рыночными идеями и ценностями. Заключение. Взаимозависимость процессов институциональных преобразований и изменений установок массового сознания непосредственно влияет на социальную практику, что обеспечивает высокую результативность происходящих в обществе изменений. Нарушение корреляции между ними, как правило, препятствует данному процессу.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

292.
Проект «Образование для устойчивого развития»: опыт педагогического наследия и футурологии

И.В. Владимиров, Р.Р. Гасанова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
vladimirov.msu@bk.ru
Ключевые слова: философско-образовательное наследие, футурология, образование для устойчивого развития, Ричард Бакминстер Фуллер, Жак Эллюль, Элвин Тоффлер, Юваль Ной Харари, Николай Рерих
Страницы: 37-56

Аннотация >>
Введение. Проект «Образование для устойчивого развития» сегодня является первым глобальным проектом в области образования, что налагает большую ответственность на тех, кто его реализует. В своих регламентах проект образования для устойчивого развития опирается на философию образования и педагогическое наследие, которое все активнее внедряется в образовательные практики. Однако в установочных документах проекта почти ничего не сказано об угрозах, с которыми столкнется мировое образование в ближайшем будущем, а также о том, какие действия следует предпринять, чтобы их избежать. Методология. Применяются философско-образовательная теоретическая и логическая методология, критический и сопоставительный анализы. Обсуждение. Приводится ряд аналитических высказываний признанных футурологов и деятелей науки, труды которых касались вопросов будущего образования; обсуждается тезис о функционально-смысловой связи педагогического наследия (в целом) и творческого наследия футурологов, где последнее демонстрируется как часть педагогического наследия и обосновывается важность этих связей для реализации проекта устойчивого развития образования. Наследие философии образования признано фундаментальной основой для реализации настоящих и будущих инициатив в рамках проекта образования для устойчивого развития, а идеи футурологов обозначаются значимыми факторами, которые необходимо учитывать в стратегиях глобальных образовательных проектов. В связи с этим показаны взаимозависимость и противоречия между факторами наследия, которые используются в настоящем. Актуализируется вопрос «Может ли в будущем остаться место для наследия?» Заключение. Итогом статьи выступает призыв к более внимательному отношению к творческому наследию футурологов (опасениям, идеям, концепциям) в целях гарантии реализации проекта образования для устойчивого развития с опорой на философско-педагогическое наследие.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

293.
Преодоление рисков использования нейросетей для генерации текста: когнитивные, этические, педагогические аспекты

Е.В. Биричева
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия
ek.v.bir@gmail.com
Ключевые слова: нейронная сеть, генерация текста, чат-бот, искусственный интеллект, ИИ, этические проблемы, педагогические проблемы, цифровизация, целеориентированный подход
Страницы: 57-75

Аннотация >>
Введение. Использование современных искусственных интеллектуальных систем во многих профессиональных и повседневных практиках помимо положительных эффектов может иметь негативные последствия. Особого внимания заслуживают сферы науки и образования, поскольку неконтролируемое применение генеративных нейросетей может нести риски для развития компетенций, связанных с созданием творческих продуктов, а также породить ряд этических проблем. Целью исследования является систематизация вызовов, которые порождает использование нейросетей для генерации текста в науке и образовании, а также философское осмысление оснований преодоления когнитивных, этических и педагогических рисков применения данных технологий. Методология основывается на феноменологическом анализе онтологического статуса современных искусственных интеллектуальных систем, возможных проблем в области развития когнитивных и коммуникативных способностей человека и причин недобросовестного применения генеративных нейросетей. Опора на теоретические положения целеориентированного подхода позволяет определить границы допустимого использования инструментов ИИ и наметить траектории наиболее эффективного преодоления выявленных проблем по оси целевых установок акторов, задействованных в исследуемых процессах. Обсуждение. Показаны когнитивные и коммуникативные особенности человека в контексте взросления, развития мышления и языковой способности в сопоставлении с инструментами искусственных интеллектуальных систем. С учетом «слабых мест» генеративных нейросетей систематизированы этически недопустимые направления их применения. Проанализированы условия переживания дилемм, в которых может быть совершен неэтичный выбор, на основании чего выделены принципы минимизации таких ситуаций в плане использования искусственных интеллектуальных систем. Предложены конкретные меры по регулированию применения нейросетей в образовании. Заключение. Систематизированы проблемы и пути их комплексного преодоления в контексте онтогносеологических оснований взаимодействия человека и искусственных интеллектуальных систем в «гибридной» реальности.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

294.
Когнитивное развитие студентов технического вуза через большие языковые модели в процессе изучения иностранного языка

Д.В. Володина, Ю.С. Юрьева
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
dina.volodina@mail.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, иностранный язык, большие языковые модели, когнитивное развитие, искусственный интеллект, мыслительные операции, универсальные компетенции, когнитивные умения
Страницы: 76-92

Аннотация >>
Введение. Авторами проанализированы особенности формирования когнитивных умений студентов технического вуза в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». В связи с чем рассмотрены понятие «компетентность» и его составляющие, формируемые в системе высшего образования для подготовки конкурентоспособного специалиста. Целью исследования является изучение особенностей развития когнитивных умений студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка. Обоснована значимость когнитивного компонента универсальных компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе. Приведены и описаны индикаторы сформированности УК-4 для изучения дисциплины «Иностранный язык» по специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог». Методология исследования включает в себя рассмотрение современных технологий и методов обучения иностранному языку с позиции развития когнитивных умений. Для комплексного понимания изучаемой проблемы был проведен опрос обучающихся по этому направлению. Сбор данных и наблюдения авторов позволили прийти к следующим результатам: выявлены частотные мыслительные операции, которые развиваются в ходе выполнения заданий по иностранному языку с использованием больших языковых моделей. Обсуждение. Отдельная часть исследования посвящена применению больших языковых моделей (Large Language Models) в качестве вспомогательного инструмента при формировании когнитивных умений. Изучены основные функции больших языковых моделей и их роль в развитии когнитивных умений; сопоставлены функции больших языковых моделей, используемые при выполнении заданий по иностранному языку, и формируемые ими мыслительные операции. Заключение. Современный компетентностный подход в образовании требует развития когнитивных умений студентов для обеспечения их будущей конкурентоспособности, при этом важно сбалансированное использование цифровых технологий и традиционных методов обучения для более эффективного формирования универсальных компетенций.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

295.
Искусственный интеллект как инструмент оптимизации преподавания английского языка: теоретические и практические аспекты

Б.В. Пеньков1, Л.И. Агафонова2, Е.В. Виноградова3
1Университет «Синергия», Москва, Россия
penkovlinguistics@gmail.com
2Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
liagafonova@herzen.spb.ru
3Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия
vinog_le@list.ru
Ключевые слова: инструменты искусственного интеллекта, обучение иностранным языкам, онлайн-обучение, оптимизация преподавания, смешанное обучение, технологии искусственного интеллекта, цифровое обучение, ChatGPT, DeepSeek
Страницы: 93-108

Аннотация >>
Введение. Рассматривается потенциал использования искусственного интеллекта в преподавании английского языка, описываются аспекты применения технологии искусственного интеллекта в преподавании и обучении. Методология. Используются качественные и количественные методы анализа восприятия преподавателями и студентами интеграции ИИ-технологий в преподавание английского языка. Исследование носит эмпирический характер, приоритет отдается описательному методу. Онлайн-опрос включает вопросы для студентов и преподавателей вузов о перспективах развития технологий искусственного интеллекта и возможностях применения искусственного интеллекта в преподавании английского языка. По результатам ответов респондентов создается графическое представление ответов (диаграмма), приводятся и поясняются процентные показатели. С помощью сравнительного метода противопоставляются данные и делаются выводы эмпирического плана. Обсуждение. Точки зрения респондентов на эволюцию искусственного интеллекта в сфере преподавания английского языка отражены в диаграмме, описывающей мнения и идеи участников, проливая свет на их ожидания относительно интеграции методик, основанных на искусственном интеллекте, в педагогическую практику. Выделяются группы ответов, в которых студенты и преподаватели подтверждают, что использование технологий искусственного интеллекта имеет перспективы в сфере обучения и преподавания языков, также респонденты демонстрируют элементы цифровой грамотности и одновременно ограниченность знаний о масштабе использования искусственного интеллекта в сфере образования, многие при этом не отказываются от традиционных методов изучения иностранных языков. В методологии сочетаются теоретические и практические основы педагогики, методики и дидактики для оптимизации преподавания английского языка в контексте применения искусственного интеллекта. Заключение. Результаты показывают, что студенты и преподаватели осознают преобразующий потенциал искусственного интеллекта в преподавании и обучении, готовы экспериментировать с новыми технологиями и использовать их для улучшения навыков английского языка и развития профессиональных компетенций с целью оптимизации преподавания.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

296.
Определение ценностных установок студентов в архитектурно-дизайнерском проектировании

Н.С. Жданова, С.А. Гаврицков, Т.В. Саляева
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия
gdnacerg@mail.ru
Ключевые слова: аксиология, ценности, ценностные ориентации, студенты-дизайнеры, типовое жилье, перепланировка, реконструкция
Страницы: 109-122

Аннотация >>
Введение. Исследование имеет целью познакомить с опытом формирования ценностных ориентаций у будущих дизайнеров на примере изменения отношения к типовому жилью 1960-х гг. Для своего времени панельное типовое жилье было большим архитектурным и технологическим прорывом, позволившим во многом решить «квартирный вопрос» в нашей стране, но сегодня отношение к нему большинства потребителей изменилось. Панельные пятиэтажки составляют одну пятую часть всего жилого фонда страны. Материализованные ценности прошлого вступают в противоречие с ценностными установками современного человека. Пути модернизации зданий и пути изменения сознания будущих дизайнеров пересекаются в архитектурно-дизайнерском проектировании, которое и стало предметом исследования. Методология. Ценностно ориентированный мониторинг осуществлялся со студентами третьего курса по направлению подготовки «Дизайн» Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. Студенты осуществляли перепланировку отдельных квартир или реконструкцию здания 1960-х гг. Практическая значимость исследования заключается в приемах специально организованной архитектурно-дизайнерской деятельности, в процессе которой студенты переходят от ценностей потребителя к ценностям проектировщика, что обусловливает их профессиональную зрелость. Обсуждение. Опрос и обсуждение свидетельствуют, что большинство студентов отрицательно относятся к так называемым «хрущевкам». Для формирования новых профессиональных ценностных ориентиров в обучении использовались новые технологии. Новизна исследования заключается в проверке возможности инновационного архитектурно-дизайнерского проектирования. Заключение. Проведенное исследование показало необходимость развития творческого потенциала студентов. Результатом специально организованной учебной деятельности стал интерес к выполнению проектов реконструкции и модернизации зданий и изменилось ценностное отношения к архитектурному наследию нашей страны.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

297.
Интегративный характер синтеза искусств в содержании методологии дополнительности

Д.Н. Деменёв, Е.К. Подобреева, Д.Д. Хисматуллина
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия
denis-demenev@mail.ru
Ключевые слова: дополнительность, архитектурно-художественное пространство, сознание, знание, синтез искусств, онтогносеологическое единство, интегрированное мышление, аккордность, смыслообраз, изображение
Страницы: 123-138

Аннотация >>
Введение. Оставаясь в целом средством коммуникации человечества и средством приобщения к всечеловеческим смыслообразам, коррелируя с изменениями феноменологии действительности и развитием эстетической теории и практики, синтез искусств сегодня все чаще взаимодействует с техносферой. Эти обстоятельства актуализируют интегративный характер синтеза архитектурных пространственно-пластических искусств в контексте методологии дополнительности. В этом сосредоточиваются как вызовы художественному творчеству, так и широчайшие перспективы дальнейшего развития синтеза искусств. Методология. Исследование построено на теоретических и эмпирических изысканиях в области синтеза искусств, обусловленных методологией дополнительности, включающей диалектический подход, моделирование и педагогический опыт художественно-творческой практики. Обсуждение. Современный синтез искусств как деятельность по организации новых форм художественного творчества имеет широкий охват освоения и преобразования действительности обществом и человеком. Новизну исследования представляет разработанная структурная модель синтеза искусств, включающая философское осмысление этапов отражения действительности посредством сенсорных атрибутов и структурную модель синтеза искусств на примере синтеза основных цветов. В ходе исследования установлен факт все большего участия современных технологий в акте приращения форм дополнительности в архитектурно-художественном построении, потенциально способствующих развитию производства и восприятию новых смыслов. В результате анализа синтеза искусств посредством диалектических противоположностей (форма - содержание, часть - целое, качество - количество и др.) выявлено и обосновано принципиальное значение интегративной особенности, содержащей методологию дополнительности. Заключение. Интеграция классического синтеза искусств с современной техносферой становится необходимой и даже единственно возможной диалектикой архитектурно-художественного пространства, поскольку эта человеческая способность интегрирует узнавание, понимание и интерпретацию созидательных смыслов.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

298.
Репрезентация медиаобразовательного пространства: социально-философские приоритеты

И.В. Яковлева1, Е.В. Ушакова2, Ю. Чжан3, С.Н. Цаплин1
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
uhova2005@mail.ru
2Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Барнаул, Россия
foaushakova@gmail.com
3Шаньдунский институт физического воспитания, Цзинань, Китайская Народная Республика
543018031@qq.com
Ключевые слова: социальная философия, философия образования, аксиологические приоритеты, образовательное пространство, категориальный аппарат, глобализм, ноосферизм
Страницы: 139-157

Аннотация >>
Введение. Фактически любая мировоззренческая или методологическая конструкция представляет собой определенную систему знания, включающую исходные понятия, правила построения высказываний и выводы в виде производных суждений, которые после необходимого подтверждения приобретают форму всеобщего убеждения. Подобным критериям соответствует методология глобализма и ноосферизма, заявленных в мировой социально-политической философии и философии образования. С аксиологических позиций они обращены к интересам и потребностям, смыслам и ценностям субъектов образовательного пространства. Репрезентация мировоззренческих установок и теоретических конструктов исходных оснований образовательного пространства является целью данного исследования. Методология. Аксиологический дискурс вопросов построения всеобщего образовательного пространства актуализирует необходимость критической философской оценки ряда инновационных теоретико-методологических, мировоззренческих, информационных и социально-технологических подходов, ориентированных на сравнительный анализ разных глобальных социальных идей - глобализма и ноосферизма. Это обусловлено активным продвижением таких идей в социально-политической и философско-образовательной теории познания в первой четверти XXI в., что, собственно, и требует их аксиологически ориентированного научно-философского анализа. Данная проблема связана с выяснением того, как и каким образом с помощью рациональной социально-философской мысли возможно и необходимо по-новому актуализировать современное образовательное пространство с учетом разнонаправленных векторов социального бытия. Обсуждение. Рассмотрен генезис аксиологических методологических конструктов с целью обнаружения в историческом и логическом ключе идей и тенденций становления цельной, развивающей информационно-образовательной методологии с целью обоснованного выбора приоритетов в медиапространстве и медиаобразовании будущего. Заключение. Разработка аксиологической методологии для образовательной активизации медиапространства возможна в процессе разработки конструктивных механизмов перехода от традиционных образовательных доминант к прогрессивно-развивающим инновационным, что, в частности, репрезентирует ценностные ориентиры российских и китайских информационно-технологических возможностей.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

299.
Концепт «человеческий капитал»: социально-философское обоснование необходимости новой модели

О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: человек, человеческий капитал, антропологический подход, гуманитарный подход, концептуализация человеческого капитала, модели человеческого капитала, социальная философия
Страницы: 158-170

Аннотация >>
Введение. Человеческий капитал и социально-философские его основания - проблемы для философии не новые. Социальная трансформация человека как наемного работника, с проблемами его новой идентичности и становления субъектности показали ограничения в экспликации человеческого капитала. Трактовка человеческого капитала как социально-духовного феномена также не вполне адекватна современным реалиям. Поэтому целью исследования является введение в обоснование построения такой модели человеческого капитала, которая может снять ограничения экспликации человеческого капитала как «капитала» и «человеческого капитала» в аспекте социально-духовного феномена. Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых, представителей социальных, гуманитарных и когнитивных наук. В качестве основного подхода к их аналитике избран антропологический подход в его социально-философском дискурсе. Обсуждение. Человеческий капитал как социокультурный феномен рассмотрен в фокусе современных исследований, представленных синтетической моделью. При этом смысловым ее наполнением становится взаимодействие «человека экономического», «человека духовного», «человека социального» с искусственным интеллектом, порождающим неопределенности в формировании человеческого капитала. Обосновано, что подобный антропологический подход нуждается в новой интерпретации и расширении его до гуманитарного. На основе анализа предшествующих концептов человеческого капитала предлагаются некоторые теоретические основания для концептуализации новой модели. Заключение. Проанализированные позиционные характеристики человеческого капитала показали, что вполне достойные и работающие концепты человеческого капитала для индустриальной эпохи и постиндустриального общества нуждаются в определенной коррекции. Эта коррекция связана не столько с глобализацией и виртуализацией как определяющими природу социальности сегодня, сколько с изменением природы собственно человека, его субъектности и идентичности. Очевидно, что эти процессы потребуют корректировки тех оснований, которые ранее сложились в концепциях человеческого капитала.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

300.
Историко-философская ретроспектива категории «гражданское воспитание»

З.А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия
aksutina_zulfia@mail.ru
Ключевые слова: гражданское воспитание, историко-философский анализ, исторический период, категория, общество, теоретический образ
Страницы: 171-183

Аннотация >>
Введение. Исследование генезиса категории «гражданское воспитание» обусловлено тем, что в философии воспитания недостаточно исследований этого феномена с социально-философских мировоззренческих позиций. Цель статьи - провести анализ формирования категориальной природы понятия «гражданское воспитание» в исторической динамике и сделать обобщающее умозаключение его современного состояния. Методология. Работа носит теоретический характер, поэтому применен историко-философский подход как основной метод исследования. Обсуждение. Ретроспектива развития категории «гражданское воспитание» показала, что она имеет междисциплинарный характер. Зарождение гражданского воспитания связано с происхождением государств, формированием их границ, оформлением систем власти и норм общественного поведения, что нашло отражение еще в трудах Аристотеля, Демокрита, Платона, Цицерона и др. В Средневековье на первый план выходит религиозное воспитание, в котором воспитание гражданское «растворяется» в религиозных догматах, что утверждается как общественное благо и позволяет говорить о подмене одного ценностно-ориентированного воспитания на другое. В Новое время происходит интенсификация экономического развития и формирование новых социальных отношений, что вызывает острый идеологический кризис и приводит к углублению содержания гражданского воспитания. В Новейшее время развитие гражданского воспитания приобретает государственно-локализированный характер в виде идеологии обособленных государств. Анализ гражданского воспитания современной эпохи позволяет утверждать, что категория «гражданское воспитание» обладает онтологическими характеристиками: априорностью, объективностью, универсальностью и др. Заключение. Проведенный анализ историко-философского контекста категории «гражданское воспитание» позволил выделить особенности его формирования в исторической ретроспективе. Преемственное современное состояние развития категории «гражданское воспитание» характеризуется зависимостью от социально-экономических и политических процессов и определяется индивидуальными экзистенциальными изменениями.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 291 - 300 из 44896
Начало | Пред. | 28 29 30 31 32 | След. | Конец Все