З.Л. Мотова1, Т.В. Донская1, Д.П. Гладкочуб1, В.Б. Хубанов2 1Институт земной коры СО РАН, Иркутск, Россия zinaida_motova@mail.ru 2Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, Москва, Россия
Дополнительные материалы
Приведены новые данные о вещественном составе и U-Pb (LA-ICP-MS) возрасте детритовых цирконов из осадочных пород карбона чехла Сибирской платформы, с которыми связаны находки алмазов и их минералов-спутников. Они представлены баероновской свитой в юго-западной части и тушамской и катской свитами в центральной части платформы. Вещественный состав и анализ минералов тяжелой фракции баероновской свиты свидетельствуют о преимущественно кислом составе пород в области источника сноса. Предполагается, что источником сноса могли быть породы Присаянского выступа фундамента Сибирской платформы, в том числе преимущественно палеопротерозойские гранитоиды и вулканиты Южно-Сибирского постколлизионного магматического пояса. В меньшем количестве в бассейн седиментации баероновской свиты обломочный материал поступал за счет разрушения раннепалеозойских пород северного сегмента Центрально-Азиатского складчатого пояса. Геохимические характеристики терригенных пород катской и тушамской свит карбона указывают на кислый состав пород в области их источника, а минеральные составы тяжелых фракций свидетельствуют о различном составе пород в области сноса. Эти, а также данные о возрасте детритовых цирконов позволяют рассматривать в качестве основных источников для катской и тушамской свит неопротерозойские осадочные породы и среднепалеозойские магматические породы Байкало-Патомской зоны южной окраины Сибирской платформы, а также среднепалеозойские магматические породы Вилюйского рифта и Якутской алмазоносной провинции. Выявленные отличия в составе и возрасте пород источников обломочного материала для песчаников карбона, распространенных в разных районах Сибирской платформы, подтверждают выводы предшественников о существовании в девоне-карбоне во внутренних областях платформы нескольких локальных осадочных бассейнов, образованию которых предшествовала среднепалеозойская тектономагматическая активизация, сопровождавшаяся алмазоносным лампроитовым и кимберлитовым магматизмом.
А.В. Нарыжнова1,2, Н.Н. Крук1,2, С.З. Смирнов1,2,3, П.Д. Котлер1,4, А.В. Куликова4, Н.С. Бортников5, В.С. Антипин6, Е.Н. Мороз1, А.С. Волосов1, А.С. Борисенко1 1Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирск, Россия naryzhnovav@igm.nsc.ruv 2Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия 3Томский государственный университет, Томск, Россия 4Казанский федеральный университет, Казань, Россия 5Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН, Москва, Россия 6Институт геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН, Иркутск, Россия
Дополнительные материалы
Приведены данные по возрасту, вещественному составу и особенностям генезиса гранитоидов Соктуйского массива - петротипа кукульбейского комплекса мезозойских редкометалльных гранитов Забайкалья. Соктуйский массив неоднороден. В его составе выделяется несколько петрографических разновидностей: монцогранит-монцолейкограниты и микролейкограниты главной интрузивной фазы, аляскиты, щелочно-полевошпатовые гранит-порфиры, гранодиориты и кварцевые сиениты фазы дополнительных интрузий. Согласно полученным U-Pb геохронологическим данным, возраст всех разновидностей неразличим с учетом аналитической ошибки и соответствует раннему мелу. Гранитоиды отличаются разнообразием геохимических характеристик: монцогранит-монцолейкограниты главной интрузивной фазы относятся к редкометалльно-плюмазитовому типу, породы фазы дополнительных интрузий обнаруживают признаки гранитоидов A- типа. Геохимические и изотопные характеристики пород указывают на участие в их формировании как субстратов континентальной коры, так и глубинных магм мантийного генезиса. Содержания летучих в слюдах и особенности состава включений свидетельствуют, что формирование магм происходило с участием двух типов флюидов: хлористого и восстановленного (вероятно, мантийного) и фтористого более окисленного (предположительно, имеющего нижнекоровую природу). Генерация всех расплавов происходила на глубинах не более 30 км, а глубина становления массива не превышала 8 км. На основании полученного комплекса данных предложена модель формирования пород массива.
И.В. Михайлов1,2, И.С. Ошлыков3, И.В. Суродина1,4, М.Н. Никитенко1, В.Н. Глинских1,2 1Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, Новосибирск, Россия mikhayloviv@ipgg.sbras.ru 2Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия 3Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия 4Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, Новосибирск, Россия
Дополнительные материалы
В исследовании детально сопоставлены измеренные в электролитическом баке со скважиной и численно рассчитанные в его трехмерной геоэлектрической модели сигналы электромагнитного зонда с тороидальными катушками. Для каждого удельного электрического сопротивления (УЭС) электролита выполнялось профилирование границ воздух-бак, бак-скважина при спуске и подъеме зонда. Определены значения коэффициента связи измеряемых и моделируемых сигналов для всего набора частот и положений измерительных катушек в суммарном и дифференциальном режимах работы. Выявлена пара сигналов с практически постоянным коэффициентом связи при варьировании минерализации электролита, на основе которой построены трансформации сигналов зонда в кажущиеся электросопротивления среды. Полученные графики трансформаций позволяют производить достоверный пересчет измеренных сигналов зонда с тороидальными катушками в распределение кажущихся УЭС в околоскважинном пространстве, что необходимо для петрофизической интерпретации полевых скважинных данных.
В.В. Щербакова1, А.М. Пасенко2, В.П. Щербаков1, Г.В. Жидков1, Н.А. Афиногенова1, А.А. Каримов3 1Геофизическая обсерватория «Борок», филиал Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, Борок, Россия 2Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, Москва, Россия a.m.pasenko@ifz.ru 3Институт земной коры СО РАН, Иркутск, Россия
Дополнительные материалы
Ключевые слова: Протерозой, низкая палеонапряженность, двухмодовый режим поля в протерозое, метод Телье-Коэ, метод Вилсона-Буракова, Анабарское поднятие, Сибирская платформа
Страницы: 929-951
Выполнены определения палеонапряженности геомагнитного поля в протерозое на коллекции пород, отобранных из интрузивных тел севера Сибирской платформы возрастом ≈ 1500 млн лет. Подробно изучены магнитные и термомагнитные свойства пород, выполнены рентгеноструктурные и электронно-микроскопические исследования. Показано, что носителями характеристической компоненты естественной остаточной намагниченности являются одно- и малые псевдооднодоменные зерна магнетита. Определение палеонапряженности Bдр проводилось по методике Телье-Коэ с выполнением процедуры check-points (проверочных нагревов до более низких температур) и по методу Вилсона-Буракова. По шести сайтам получены 22 (34 с дублями) определения, удовлетворяющие современным критериям достоверности. Все они обнаруживают низкие значения величины поля и виртуального дипольного момента, меняются в пределах 4.7-17.6 мкТл и 1.21-3.85 × 1022 Ам2 соответственно, что примерно в четыре раза ниже их средних величин в современную эпоху. Был проведен совместный анализ определений палеонапряженности для протерозоя, представленных в мировой базе данных, и функции наклонения a ( I ) = 1/[1 + 3cos2( I )]1/2. Показано, что данные на диаграмме ( Bдр, a ( I )) разбиваются на кластеры высоких и низких значений палеонапряженности. При этом оба кластера свидетельствуют о дипольной геометрии поля независимо от его интенсивности. Проведенный анализ подтверждает гипотезу о двухмодовом режиме генерации геомагнитного поля в протерозое, что может говорить об отсутствии твердого внутреннего ядра в раннем и среднем протерозое, относя его образование к более позднему времени (эдиакарию).
А.Д. Абдулаев
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Россия, Москва arsen.abdulaev@yandex.ru
Ключевые слова: административная жалоба, институциональная трансформация, жилищно-коммунальное хозяйство, гражданская инфраструктура, активизм
Страницы: 84-112
За последние годы в России можно наблюдать увеличение количества административных жалоб по вопросам ЖКХ. Рост числа обращений может быть вызван различными факторами, не связанными напрямую с состоянием жилья: институциональными противоречиями, новыми формами конкуренции на рынке, общественными настроениями и др. Неизменным компонентом остается коммуникационная составляющая жалобы. Однако переход к новой форме взаимодействия посредством электронных государственных порталов мог повлиять на способы донесения информации и правила коммуникации заявителей и ответственных лиц. Цель исследования состоит в выявлении изменений института административных жалоб при переходе на государственные электронные порталы. С помощью написанной автором программы был проведен автоматизированный сбор данных о 670 тыс. жалоб по вопросам ЖКХ в 17 тыс. многоквартирных домов на портале «Наш Санкт-Петербург». Установлено, что упрощение подачи жалоб на электронном портале привело к формированию «серой массы» обращений, для которой отсутствуют четкий географический фокус и единство проблематики. В серую массу попадают жалобы «активистов» и жителей с нетиповыми единичными обращениями. Основной прирост количества жалоб происходит не за счет новых пользователей портала, а за счет увеличения числа обращений от активистов, на которые приходится до 80% от общего количества жалоб. Выявлена трансформация правил подачи и рассмотрения обращений, что позволяет функционировать институту административных жалоб в относительно новой среде. Администрация портала разрабатывает новые механизмы сдерживания потока обращений, фильтрации бессодержательных жалоб, фокусировки на наиболее острых проблемах. Жители вместо генерации избыточного объема жалоб кооперируются вокруг ранее поданных обращений, подтверждая актуальность проблем. Данный механизм в разы повышает уровень удовлетворенности жителей рассмотрением заявленных проблем. Результаты исследования позволяют выявить трансформирующиеся элементы института административных жалоб, новые драйверы и барьеры развития этого инструмента коммуникации в современной России.
И.В. Митрофанова1,2, О.А. Чернова3, М.В. Плешакова4 1Южный научный центр РАН, Россия, Ростов-на-Дону mitrofanova@volsu.ru 2Волгоградский государственный университет, Россия, Волгоград 3Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону chemova.olga71@yandex.ru 4Московский городской педагогический университет, Институт экономики, управления и права, Россия, Москва pmv23@list.ru
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инновации, региональное развитие, технологическое обновление, инвестиции в основные фонды, инвестиционная политика, Юг России
Страницы: 113-140
До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о том, являются ли инвестиции драйвером инновационного развития, какие факторы и условия обеспечивают достижение ожидаемых инновационных эффектов. Цель данного исследования состоит в изучении взаимосвязи между инвестициями в основной капитал и показателями инновационного развития региона. Объектом исследования являются регионы Юга России. Источником информации послужили панельные данные Федеральной службы государственной статистики по регионам ЮФО за период с 2005 по 2022 г. В работе использованы сравнительный и корреляционный анализ. Авторами выдвигаются гипотезы: 1) инвестиционно-инновационная деятельность в условиях кризисов активизируется в тех регионах, которые имеют высокие показатели социально-экономического развития; 2) существует положительная взаимосвязь между инвестициями и инновациями на уровне регионов, при этом для субъектов, имеющих более высокие показатели социально-экономического развития, данная связь выражается сильнее. Результаты исследования в целом подтвердили гипотезу о том, что связь между инвестициями в основные фонды и инновационной деятельностью сильнее проявляется в регионах, характеризующихся высоким уровнем социально-экономического развития. В отношении второй гипотезы полученные результаты проведенного анализа неоднозначны, что не позволяет полностью подтвердить или опровергнуть предположение о наличии положительной взаимосвязи между инвестициями в основные фонды и показателями инновационного развития регионов. Различия в силе и направленности связи между показателями инвестиционной и инновационной деятельности объясняются отраслевой спецификой социохозяйственных комплексов регионов, а также спецификой региональных факторов и условий. Сделан вывод о том, что для стимулирования инновационных процессов в регионах необходима государственная поддержка технологического обновления производства за счет инвестиций в новые высокоэффективные технологии.
Цель исследования заключается в определении ключевых направлений и возможных путей внедрения цифровых инструментов в процесс инициативного бюджетирования в контексте повышения его эффективности, прозрачности и доступности для граждан и органов власти. В ходе исследования использовались системный подход, методы классификации и систематизации, методы оценок и научных абстракций, а также методы анализа и синтеза информации, метод глубинного интервью. На основе российского опыта представлены результаты исследования в области цифровизации механизмов гражданского участия в государственном и муниципальном управлении. Рассмотрены цифровые решения, приводящие к преобразованиям в рамках инициативного бюджетирования, выявлены существующие барьеры и предложены методы их преодоления. Определены практические шаги к успешному внедрению цифровых технологий в эту сферу, а также разработана основа для формирования стратегических сценариев цифровизации. Рассмотрены и проанализированы ошибки, допускаемые при разработке стратегии развития цифровых решений в инициативах бюджетирования, с целью оптимизации будущих процессов и повышения их эффективности. Главной задачей в области цифровизации инициативного бюджетирования в настоящее время является формирование стратегических подходов к его осуществлению с последовательной доработкой функционала порталов инициативного бюджетирования на основе федеральных и региональных стандартов цифровизации, инклюзии, безопасности данных и эффективности цифровых решений. Материал исследования может быть использован при разработке подходов к согласованию отраслевых стратегических и программных документов, при составлении программных документов развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации, при внедрении цифровых решений в работу региональных центров компетенций по инициативному бюджетированию.
С.Н. Калюгина, О.А. Мухорьянова, А.И. Пьянов
Северо-Кавказский федеральный университет, Институт экономики и управления, Россия, Ставрополь s.kalyugina@gmail.com
Ключевые слова: местное самоуправление, институт гражданского общества, устойчивое развитие, реформа, двух- и одноуровневая модели, государственная политика в сфере местного самоуправления, финансово-бюджетная база, инициативное бюджетирование
Страницы: 164-185
В России переход территориалъной организации и местного самоуправления на одноуровневую систему управления направлен на повышение уровня и качества исполнения регионалъными и муниципалъными органами власти своих полномочий по решению вопросов местного значения. Реформа должна обеспечитъ комплексное и устойчивое развитие муниципалъных территорий, создатъ условия для преодоления неравномерности их социалъно-экономического развития. Однако сегодня в российском научном сообществе еще не сложилосъ однозначного понимания резулътатов проведенных преобразований двухуровневой системы территориалъной организации местного самоуправления, так как недостаточно исследованы вопросы оценки их социалъных, экономических, правовых и управленческих последствий, знание о которых в далънейшем целесообразно исполъзоватъ регионалъным органам власти для выработки управленческих решений в процессе создания муниципалъных и городских округов. В статъе анализируются предварителъные итоги проведения адми- нистративно-территориалъной реформы местного самоуправления на примере Ставрополъского края, который выступает пилотным регионом по ее осуществлению. В основе методики данного исследования лежат общенаучные методы, которые объединяют институционалъные, экономические и социологические подходы для анализа проблем и возможностей развития местного самоуправления в России. Резулътатом исследования является подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что административно-территориалъная реформа местного самоуправления, проведенная в Ставропольском крае, на настоящий момент в полной мере не повлияла на повышение устойчивости социально-экономического развития региона в целом и преодоление асимметрии развития его муниципальных образований, а также на повышение эффективности деятельности муниципальных служащих и активизацию функционирования территориального общественного самоуправления.
П. Сюй1,2, Ц. Сюй3 1Университет Китайской академии общественных наук, Пекин, КНР xupoling@163.com 2Китайская академия общественных наук, Институт исследований России, Восточной Европы и Центральной Азии, Пекин, КНР 3Профессионально-технический колледж промышленности и коммерции г. Иу, Иу, КНР xujianhui7@126.com
Ключевые слова: неравномерность пространственного развития Китая, Стратегия масштабного развития Западного макрорегиона КНР, Стратегия возрождения старопромышленной базы Северо-Востока КНР, модернизация, политика реформ и открытости КНР, индексы оценки качества экономического развития
Страницы: 186-230
Стратегия масштабного развития Западного макрорегиона КНР - это важная национальная стратегия регионального экономического развития, направленная на углубление мер политики реформ и открытости в период быстрого экономического развития Китайской Народной Республики. Данная Стратегия была официально представлена в 2000 г., после чего она прошла такие исторические этапы, как разработка внутриполитических мер, ускорение строительства инфраструктуры, определение приоритетных ключевых областей, оптимизация охраны окружающей среды и повышение качества жизни населения. За более чем 20 лет реализации этой национальной стратегии Западный макрорегион Китая добился значительных успехов в увеличении совокупного объема экономики, в реорганизации структуры промышленности, в привлечении инвестиций, в строительстве инфраструктуры, в повышении степени открытости внешнему миру, в улучшении качества жизни людей и окружающей среды. Применяя систему индексов оценки качества регионального экономического развития, можно обнаружить, что эффект повышения качества регионального экономического развития в Западном макрорегионе весьма значителен. Запад - это макрорегион КНР, обладающий обширными территориями. Вследствие действия географического фактора Западный макрорегион в ходе развития по-прежнему сталкивается с такими проблемами, как трудности трансформации и модернизации промышленности, слабый региональный потенциал технологических инноваций и тяжелое долговое бремя. Потребуется длительное время, чтобы этот макрорегион избавился от необходимости внешней финансовой поддержки и добился развития экономики за счет внутренних ресурсов. Пространственное развитие КНР требует поддержки государственными мерами и скоординированного развития передовых и отстающих регионов. В то же время формирование у Западного макрорегиона способности развиваться с опорой на собственные силы, а также возможности развиваться независимо является ключом к обеспечению конечного успеха Стратегии масштабного развития Западного макрорегиона КНР.
А.С. Новоселов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск asnov@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: региональная политика, пространственное развитие, региональное и муниципальное управление, эффективность управления
Страницы: 231-248
В статье рассмотрены основные направления исследования проблем региональной экономической политики в рамках сибирской научной школы: развитие теории региональной экономической политики, соответствующей трансформационным процессам в экономике регионов в обстановке глобальной турбулентности и геополитических сдвигов; выявление объективных тенденций, противоречий и особенностей региональной политики в контексте новой структуры экономических взаимодействий региональных систем; теоретико-методологическое обоснование институциональных структур, обеспечивающих реализацию региональной политики на фоне внешних вызовов и угроз; совершенствование механизмов адаптации региональной политики с учетом переориентации внешнеэкономических связей регионов в условиях санкционных ограничений.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее