О.М. Усольцева, П.А. Цой, В.Н. Семенов
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия usoltseva57@mail.ru"
Ключевые слова: Прочность, сдвиг, напряжение, деформация, нарушение сплошности, Strength, shear, stress, strain, discontinuity
Страницы: 238-243
Проведены испытания на образцах с нарушениями сплошности из искусственного геоматериала (бетонно-песчаной смеси) с треугольным профилем шероховатости поверхностей при трех значениях нормальной сжимающей нагрузки: 0.5, 0.9, 1.2 МПа и сдвиговом нагружении с граничным условием “постоянная нормальная жесткость”. Определены закономерности деформирования на каждой стадии диаграмм нагружения: линейной, нелинейной, при пиковой нагрузке и стадии остаточной прочности. Построены эмпирические зависимости предельного касательного напряжения от нормального напряжения при различных значениях шероховатости.
Рассмотрен способ интенсификации процесса разрушения горных пород при алмазном бурении глубоких скважин. Для повышения частоты вращения породоразрушающего инструмента предложена принципиально новая кинематическая схема синусошарикового роторно-мультипликаторного бура. Теоретически обоснованы возникающий реактивный момент и требуемая сила прижатия башмаков тормозного устройства. С помощью роторно-мультипликаторного бура можно осуществлять бурение в режимах, близких к оптимальным, и повысить механическую скорость процесса в 1.5 - 2.0 раза, а оснащение его специальными съемными узлами позволит применить в бурении скважин со съемными керноприемниками.
Приведены гидравлические схемы разработанного универсального стенда, предназначенного для практического исследования спроектированных средств автоматизации, получения их выходных параметров, а также для настройки гидравлических регуляторов расхода жидкости и проведения анализа адекватности работы автоматических систем, предназначенных для регулирования режимов работ буровых машин. Рассмотрен принцип работы стенда и технические характеристики его основных гидравлических устройств.
"Е.А. Разумов1, В.Г. Венгер1, Е.Ю. Пудов2, С.И. Калинин1"
"1Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела - межотраслевой научный центр ВНИМИ”, Прокопьевск, Россия vnimi@inbox.ru 2Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, Прокопьевск, Россия pudov_evgen@mail.ru"
Ключевые слова: Осложняющие факторы, подземные выработки, оценка, устойчивость, вероятностные методы
Страницы: 267-273
Разработана классификация комплекса осложняющих природных и техногенных факторов, влияющих на формирование геомеханических процессов и устойчивость выработок при интенсивной разработке подземным способом угольных месторождений. Проведена оценка их воздействия на основе вероятностно-статистического метода с использованием формулы полной вероятности гипотез Байеса.
S. A. Yashnik1, L. T. Tsykoza1, Z. R. Ismagilov1, V. A. Sazonov1, N. V. Shikina1, V. V. Kuznetsov1, I. A. Ovsyannikova1, N. M. Danchenko2, S. P. Denisov2 and H. J. Veringa 3 1 G. K. Boreskov Institute of Catalysis, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentyeva 5, Novosibirsk 630090 (Russia), E-mail: ZRI@catalysis.nsk.su 2Ural Electrochemical Plant, Novoural'sk (Russia) 3ECN, Westerduiinweg 3, 1755 ZG Petten (The Netherlands)
Страницы: 309-320
The composition of modified monolith zeolite catalysts containing the basic components in the washcoating layer is suggested. When the washcoating layer contains 80 % zeolite, 10 % TiO2, and 10 % Al2O3, the catalyst exhibits both activity and adhesion strength. The titanium catalyst is stable to sulfur poisoning (H2S) at 500 °C; a small decrease in the catalyst activity at 400 °C is no longer observed after regeneration. Introducing 4 % mass Ce (calculated for respect to the washcoating) into the ready catalyst, one can preserve the catalyst activity and provide its stabile operation in the presence of water vapour both at 400 and 500 °C. Activity of the titanium-cerium-modified monolith catalyst is stable in the presence of water vapour and sulphur compounds in the gas mixture at a time.
Пленки аморфного углерода получены газофазным пиролизом органических ангидридов (малеиновый ангидрид, перилентетракарбоксильный диангидрид, тетрахлорфталевый ангидрид) при температурах около 700, 800 и 900 oС. Пленки рентгеноаморфны. Измерения низкотемпературной электропроводности (1.5–300 K) и магнетосопротивления (в поле до 6.5 Тл) показывают, особенно при температуре ниже 20 K, что свойства образцов колеблются от изоляторных с переменной длиной прыжка до металлических. Металлоподобные образцы характеризуются слабой локализацией и эффектами электрон-электронного взаимодействия. Некоторые образцы носят промежуточный характер между металлами и диэлектриками в критической области вблизи границы металл – диэлектрик. Химическая стабильность углеродных пленок и их устойчивость к коррозии изучены методом циклической вольтамперометрии. Пленки подвергали различным электрохимическим воздействиям (менялись растворители, электролиты, приложенные потенциалы). Результаты показывают, что пленки могут использоваться как антикоррозионное покрытие. Проведено сравнение свойств пленок с характеристиками платины, меди и спектроскопически чистого углерода.
В последние годы наметились два подхода к пониманию процесса информатизации. Первый – технократический, основанный на не всегда обоснованном оптимизме относительно внедрения современных технологий во все этапы образовательного процесса. Второй – гуманистический, предполагающий взвешенный подход к вопросу использования средств информатизации. Именно этот путь представляется автору статьи конструктивным применительно к системе образования.
Обсуждаются методологические принципы философского подхода к детству, онтологические основания этого феномена. Анализируются особенности взаимодействия ребенка и взрослого.
Н. А. Сытых
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: детская безнадзорность и беспризорность, отклоняющееся поведение, профилактическая работа, работа государственных служб и общественных организаций
Страницы: 242-247
Вследствие глубоких социальных процессов, произошедших в российском обществе за последние годы, остро встала проблема детской безнадзорности и детской преступности. Автором указывается на отсутствие преемственности в профилактической деятельности различных учебных заведений, интернатных учреждений, государственных служб и правоохранительных органов. В статье обращается внимание на варианты отклоняющего поведения, автором выделяются критерии статуса неблагополучного ребенка, рассматривается организация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, причины совершения деяний. Автором представлены некоторые способы профилактики этого социально-педагогического явления с учетом существующей теории и практики, нормативно-правовой базы по данному направлению.
Г. А. Антипов
Сибирская академия государственной службы, eji@ngs.ru
Ключевые слова: историческое образование, историческая память, методология истории, научная рациональность, искусство и нарратив
Страницы: 276-284
В статье представлены результаты анализа основных аспектов функционирования форм исторического сознания в жизнедеятельности общества. Выявлены существенные особенности исторической памяти как формы исторического сознания, с одной стороны, и научного знания о прошлом - с другой. Обоснована необходимость ориентации исторического образования на цели трансляции структур исторической памяти. Подобная ориентация является главным условием реализации воспитательной и идентификационной функций исторического образования.
Статья посвящена проблеме главных социальных и культурных ориентиров в современном мире. Автор анализирует социальные и культурные ценности как основу жизни человека, то, каким образом эти ценности должны найти отражение в модели «человека культуры» в современном образовании. Автор характеризует главные черты современного «человека культуры». Главная идея статьи - необходим содержательный анализ модели «человека культуры» как нравственной основы не только современного образования, но мира в целом.
А. Н. Аргунов
Алтайский государственный университет alekseiargunov@rambler.ru
Ключевые слова: дискретное социальное время, субъект-субъектный подход и субъект-объектный подход в образовании
Страницы: 266-272
В статье анализируется дискретный характер социального времени, которое, с точки зрения автора, связано со сменой поколений. Дискретное социальное время делает необходимым обращение образования к субъект-субъектному подходу. Однако в российском образовании до сих пор доминирует субъект-объектный подход. Автор считает, что это связано с тем, что в российском образовании время воспринимается как физическое явление. В статье говорится о необходимости преодоления физического понимания времени и перехода к пониманию времени как социального феномена.
В статье рассматривается институт профессионального образования человека с ограниченными возможностями здоровья, способствующий успешной адаптации такого человека.
А. Ю. Зуруева
Новосибирский государственный педагогический университет zurueva_anna@ngs.ru
Ключевые слова: материнство, культурная доминанта, культура как норма человеческой деятельности
Страницы: 314-322
Статья посвящена проблеме девальвации семьи и материнства и вопросу необходимости воспитания в рамках современного инновационного образования фамилистических ценностей у школьников и студентов. В статье дается понимание материнства как одной из основных доминант культуры (архетипов), его важности для прокреации в количественном и качественном аспектах. Также рассматривается вопрос о патриотизме и отношении к Родине как к воплощению одной из ипостасей материнского архетипа. Исследуются предпосылки и последствия деструктивных социальных тенденций, повлиявших на складывание системы ценностей и мировоззрение современного репродуктивно способного населения. Выводы подкреплены статистическими данными проведенного опроса.
М. Ю. Зенков
Сибирская академия государственной службы mzz@mail.ru
Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, конкурс для заключения договора на обучение, образовательная программа, управление государственной службой
Страницы: 294-301
Автор анализирует особенности организации и правового регулирования подготовки к государственной и муниципальной службе в современной России. В статье охарактеризованы особенности механизма подготовки кадров, выявлены достоинства и недостатки управления процессом подготовки кадров, обоснованы предложения по формированию системы управления государственной и муниципальной службой, координации подготовки кадров, условиям реализации основных образовательных программ подготовки.
Н. В. Багрова
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия a2000407@yandex.ru
Ключевые слова: инкультурация в профессиональной культуре, архитектурно-критическая рефлексия
Страницы: 295-303
В статье ставится проблема профессиональной инкультурации студента-архитектора. Основной тезис обосновывает важность освоения в образовательной программе подготовки архитектора основ методологии архитектурно-критической деятельности с позиции значимости ее функционирования в качестве элемента системы профессиональной культуры в процессах ее воспроизводства и развития.
А. В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: преподаватель, правовой статус, социальный статус, модель статуса, социальные ожидания, система образования
Страницы: 230-237
В статье рассматривается вопрос о содержании правового статуса преподавателя. Исходя из характеристик сформированной обществом модели социального статуса преподавателя, а также из содержания основных положений российского законодательства в сфере образования и международно-правовых положений автор делает вывод о необходимости закрепления на законодательном уровне особого правового статуса преподавателя.
Г. П. Черепанов
Ключевые слова: теория качения, проблема Кулона, закон качения, момент качения, коэффициент трения качения, нормальный режим качения
Страницы: 218-226
Предложена теория качения круглых тел в нормальном режиме, когда на всей площадке контакта выполняются условия сцепления. Эта теория уточняет классическую теорию качения Кулона, согласно которой момент качения прямо пропорционален прижимающей силе (например, весу катящегося тела). Установлено, что момент качения цилиндров прямо пропорционален прижимающей силе в степени 3/2, а момент качения шаров и торов прижимающей силе в степени 4/3. Показано, что нормальный режим равномерного качения можно реализовать лишь при определенном соотношении упругих постоянных материалов круглого тела и основания, образующих идеальную пару. Проблема Кулона решена для случаев качения упругого цилиндра по упругому полупространству; упругого шара по упругому полупространству; упругого тора по упругому полупространству; цилиндра и шара по туго натянутой мембране. Для этих случаев выведен закон качения и вычислены коэффициенты трения качения, момент качения и сила трения качения.
Для первоначально анизотропных сред строится теория пластичности, основанная на кратности собственных чисел. Если собственные числа простые, то условием пластичности такой среды является параллелепипед, причем положение на ребре параллелепипеда называется состоянием полной пластичности, положение на грани - состоянием неполной пластичности. Для иллюстрации этих состояний решается задача о вдавливании в первоначальную анизотропную среду с условием пластичности в виде параллелепипеда жесткого клина. Определяются предельная нагрузка и максимальная глубина проникания с заданной начальной скоростью движения бойка.
Изложен способ извлечения из скважины колонны прихваченных труб с помощью специального устройства для развинчивания труб в скважине (УРТ) при бурении и капитальном ремонте глубоких скважин. Исследованы основные рабочие технические параметры УРТ. Для передачи необходимого крутящего момента в конструкции устройства применена схема синусошарикового реверсивного редуктора с заторможенным водилом и многорядным зацеплением. Опытный образец разработанного устройства УРТ прошел испытания в производственных условиях, по результатам которых скорректирована рабочая техническая документация, подготовлены методические указания по реализации способа извлечения аварийной колонны.
На карьере алмазаносной трубки “Зарница” в 2019 г. для наблюдения за геомеханическим состоянием приразломных зон тектонических разломов на горизонтах + 380 и + 405 была развернута измерительно-вычислительная система в составе двух датчиков. Мониторинг проводился в период с 02.10.2019 по 28.11.2019. Измерения показали знакопеременные смещения геоблоков в приразломной зоне величиной до 3 мм, которые приводят со временем к обрушениям горной породы по тектоническим разломам бортовых откосов карьера.
Обоснован научный подход к определению ширины устойчивых угольных целиков при подготовке и отработке выемочных участков с нагрузкой более 15 тыс. т в сутки. Предложенная методика отличается от традиционной учетом скорости подвигания очистных и подготовительных забоев, времени поддержания подготовительных выработок, влияния динамического опорного давления при зависании и обрушении подработанных пород кровли соседних выемочных участков.
N. A. Yazykov, A. D. Simonov, T. I. Mishenko, A. S. Aflyatunov, S. V. Smolin and V. N. Parmon
G. K. Boreskov Institute of Catalysis, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentyeva 5, Novosibirsk 630090 (Russia), E-mail: A.D. Simonov@catalysis.nsk.su
Страницы: 321-326
The capability of combustion of solid fuels (such as the brown coal of the Kansk-Achinsk coal deposit) in the fluidized bed of an inert material in the presence of unmovable catalytic packages is investigated. This arrangement of the catalytic process is shown to allow the achievement of the same parameters of the fuel burn off and the content of toxic substances in the flue gas as in the case of fuel combustion in the fluidized bed of catalyst grains. The new arrangement of catalytic processes can be recommended for the accomplishing of some other exothermic catalytic reactions which require the maintenance of isothermal conditions.
Л. Л. Свешникова, С. М. Репинский, А. К. Гутаковский, А. Г. Милехин, Л. Д. Покровский
"Институт физики полупроводников СО РАН, пр-т Акад. Лаврентьева, 13, Новосибирск 630090 (Россия)"
На основе термодинамического анализа описан процесс образования полупроводниковых нанокластеров при сульфидировании слоев Ленгмюра – Блоджетт бегенатов кадмия, свинца и цинка. Методами УФ-, ИК-, КРС-спектроскопии, ВРЭМ и электронографии показано, что нанокластеры сульфидов имеют размеры 3–6 нм, а также установлено наличие локализованных поверхностных мод, характерных для полупроводниковых квантовых точек.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения является одним из важнейших направлений совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов в области менеджмента. Использование информационных технологий в учебном процессе высшей школы позволяет повысить эффективность обучения, открывает новые перспективы, возможности и новые методы обеспечения студентов социальными, профессиональными навыками и умениями.
Вопрос обеспечения кадрами национальных школ в Енисейской губернии остро стоял в 1920-х гг. Глобальные преобразования в сфере сибирской экономики требовали огромного количества грамотных людей, специалистов в разных отраслях сельского хозяйства и промышленности. Успешному становлению национальной школы мешало отсутствие квалифицированных педагогов, владеющих разговорным и литературным языком. Эти проблемы так и не были решены вплоть до конца 1930-х гг., когда национальная школа была ликвидирована.
Ю. И. Орлов
Бийский филиал Алтайского государственного университета
Ключевые слова: концепт, концептосфера, ноосфера, социосфера, взаимодействие цивилизаций, концепты образования
Страницы: 248-254
Показана роль современного философско-культурологического образования в социологических знаниях и практике. Исследуются концепты и концептосфера в области социально-философского знания, анализируются концепты ноосферы и социосферы, техногенно-потребительской и духовно-экологической цивилизаций. Обосновывается необходимость включения философско-культурологических проблем в социально-философское образование для всестороннего понимания общественной жизни. Автором раскрыта роль понятий «концепт», «концептосфера» применительно к анализу социальной действительности; предложено включить проблему концептов современного общества в социальное знание и образование.
О. М. Хлытина
Новосибирский государственный педагогический университет, khlytina@mail.ru
Ключевые слова: научное историческое познание, учебное историческое познание, историко-методологические знания старшеклассников
Страницы: 284-291
В статье обсуждается проблема влияния идеалов и норм постнеклассической науки на практику изучения истории в современной школе. Автор обобщает результаты изучения представлений старшеклассников о научной истине в процессе исторического исследования и показывает, что при переходе в старшую школу возрастает доля выпускников, разделяющих выработанные постнеклассической наукой представления о научном познании и осознающих влияние на научное историческое знание как исследовательского инструментария историка, так его ценностных представлений.
М. А. Суздалова
Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета, secar@yurga.org
Ключевые слова: философия нового образовательного и коммуникативного пространства, социальное партнерство, ключевые компетенции
Страницы: 282-288
В настоящей статье рассматриваются процессы развития социального партнерства, включающие инновационные формы коллективного делового мышления и деятельности. Важность и содержание темы обусловлены изменениями форматов сотрудничества между экономическими субъектами различных организационно-правовых форм; сменой парадигмы системы профессиональной подготовки молодежи и развитием законодательной и правовой сферы федерального и регионального уровней. В статье анализируются различные аспекты развития социального партнерства в рамках современного муниципального образования.
П. В. Ушаков
Алтайская академия экономики и права ushakov@bk.ru
Ключевые слова: основной вопрос образования, парциальный подход и холистический подход к человеку в образовании, символы человека в образовании
Страницы: 273-282
В статье раскрывается сущность и специфика существования человека в системе образования, представляющей собой подсистему в структуре общества, а также сферу деятельности, обращенную к человеку.
Автор анализирует характеристики человека как основной, исходной структурно-организационной единицы общества и как продукта системы образования, обосновывая многомерность взаимодействий человека, образования и общества в современной социокультурной жизни. Основной вопрос образования раскрывается в аспекте парциального и холистического подхода к формированию человека. В целом в статье предлагается исследование проблемы человека в образовании с позиций основного вопроса образования, в разных вариантах - одностороннего (парциального) и целостного (холистического) подхода к человеку в образовании.
В статье представлен анализ философских и социально-психологических подходов рассмотрения сущности понятий «субъект», «субъектность» и «субъектная позиция» личности; определен компонентный состав субъектной позиции. Рассмотрена сущность волонтерской деятельности и определен ее потенциал в актуализации субъектной позиции человека.
М. Г. Дмитриева
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов maya_dm@mail.ru
Ключевые слова: формирование личности, социализация детей-сирот, социальное воспитание, русская философская педагогика
Страницы: 322-329
Философско-методологический анализ проблемы формирования личности в детских сиротских учреждениях и определение задач и путей социального воспитания - главная тема статьи. Автор доказывает, что одной из ключевых задач воспитательной системы детского сиротского учреждения является воспитание социально активной личности, обладающей духовным, интеллектуальным и физическим потенциалом, необходимым для полноценного члена общества. В этой связи философское осмысление и практическое освоение наследия русской философской педагогической мысли, представители которой предлагали пути социального воспитания, основанные на адекватном эпохе целостном мировоззренческом фундаменте, представляется одним из путей решения вышеназванных задач и проблем.
Т. Г. Скурихина
Сибирская академия государственной службы 89137104139@mail.ru
Ключевые слова: инновационная активность, проектная технология обучения, студенческая проектная команда
Страницы: 301-307
Модернизация современного профессионального образования требует использования в учебном процессе технологий активного обучения. Перед системой профессионального образования поставлены задачи не только в усвоении обучающимися знаний и формирование умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме. Решение указанной задачи потребовало разработки проектной технологии обучения, позволяющей обучающемуся на конкретной практической ситуации получать необходимые компетенции. В статье автором представлены основные положения проектной технологии обучения на основе взаимодействия населения, власти, бизнеса и образования.
В. И. Баяндин
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета ilan-sib@rambler.ru
Ключевые слова: обучение военном делу, молодые рекруты и новобранцы, русская армия в ХIХ - начале ХХ вв
Страницы: 304-310
Автор анализирует систему обучения рекрутов и нижних чинов, существовавшую в российской армии во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. В статье рассматриваются способы и методы подготовки молодого человека к исполнению служебных обязанностей. Названы сроки подготовки молодого солдата в учебных командах разных родов русской армии, определено количество рекрутов или молодых солдат, прикрепленных к наставнику из числа старослужащих солдат. Определен круг дисциплин, читаемых в учебных командах.
В статье выявляются особенности развития профессиональных компетенций субъектов непрерывного образования в условиях акмеологической среды. Акмеологическая среда описана как совокупность внешних и внутренних условий, возникающих и создаваемых под влиянием мега-, макро- и микрофакторов, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций субъектов непрерывного образования. Акмеологическая среда способствует готовности субъектов непрерывного образования осознавать и преодолевать факторы, препятствующие развитию профессиональных компетенций.
"А.И. Чанышев1,2, О.Е. Белоусова1"
"1Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия a.i.chanyshev@gmail.com 2Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия"
Ключевые слова: Блочность, модуль Юнга, предел текучести, напряжения, деформации, периодические функции, Block structure, Young's modulus, yield strength, stresses, strains, periodic functions
Страницы: 250-256
Для сред с периодическим изменением модуля Юнга и предела текучести решаются задачи о распределении напряжений, деформаций и смещений вокруг одиночных выработок сферической и цилиндрической форм. Блочность среды задается различием в модулях упругости и пределах текучести в самих блоках и межблочном пространстве. В каждом рассмотренном случае получены аналитические решения, пригодные для тестирования численных схем. Исследовано влияние количества блоков, различий в свойствах блоков и прослоек на характер изменения напряжений, деформаций, смещений. Показано, что блочность является одним из факторов образования зональной дезинтеграции массива пород вокруг выработок.
Экспериментально исследовано формирование трещин отрыва в геосреде, содержащей цилиндрическую полость и подверженную неравномерно распределенному сжатию. Обнаружено существенное влияние диаметра отверстия на локальную прочность материала. Предложен новый критерий квазихрупкого разрушения материала в зоне концентрации растягивающих напряжений, содержащий комплексный параметр, характеризующий размер зоны предразрушения и учитывающий не только структуру материала, но и его пластические свойства, геометрию выработки и условия нагружения. Результаты расчетов хорошо согласуются с полученными экспериментальными данными.
Разработана методика экспериментального исследования перемещений ударного устройства в скважине, включающая использование “низкочастотных” (токовихревых) датчиков перемещения и “высокочастотных” (акселерометров) датчиков ускорения. Проведена программная обработка получаемых с датчиков сигналов, включающая частотную фильтрацию, двойное интегрирование ускорений и определение точек сопряжения перемещений после интегрирования и прямой регистрации. Приведены осциллограммы измерений при разных величинах реакции со стороны породного массива. Обсуждены количественные аспекты явления, сделана попытка выявить взаимосвязь между количественными показателями ударных импульсов и продвижением корпуса.
Рассмотрена технология возведения бутобетонных закладочных массивов. Определены свойства искусственных целиков в зависимости от вмещающих пород, добытых при проходке горных выработок на месторождениях Ведугинское и Перевальное. На основе результатов численного моделирования напряженно-деформированного состояния массива пород при освоении камерной системы разработки с отбойкой руды из подэтажных выработок и формированием бутобетонных целиков установлены конструктивные особенности технологии выемки рудных залежей. Рекомендованы безопасные параметры системы разработки с комбинированной закладкой для отработки Ведугинского месторождения с учетом глубины очистных работ.
Описан новый способ получения слоев нитрида кремния из тетрахлорида кремния и аммиака в квазизамкнутом реакторе пониженного давления. Этот метод, сохраняя все достоинства традиционного РПД-процесса, имеет ряд преимуществ. Это более экономичный процесс по расходам реагентов и электроэнергии. Проведение процесса без откачки исключает выброс вредных газов в окружающую среду и решает экологические проблемы. Кинетические зависимости нового процесса и свойства слоев аналогичны тем, что получены ранее при традиционном осаждении в реакторе пониженного давления.
Одной из основных отличительных особенностей информационного общества является возникновение и развитие процессов информатизации, основой которых стали разработка и использование информационно-коммуникационных технологий. Развитие этих технологий связано с целым рядом процессов.
На этапе возникновения интеллектуально-информационной цивилизации XXI в. необходимы новые подходы к формированию духовных ценностей у учащихся. Значимое место в системе духовных ценностей занимают ценности эстетические. Автор показывает роль книги в процессе эстетического образования. Книга рассматривается с позиции структурно-функционального подхода.
"В. А. Возчиков1, А. Ю. Арутюнян2"
"1 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru 2 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru"
Ключевые слова: информационное общество, историческая преемственность, манипуляция, медиадеятельность, медиакультура, пресса, творческое взаимодействие, телевидение, традиции, цивилизационное развитие
Страницы: 254-259
Доминирующей целью статьи выступает постановка проблемы традиций в медиакультуре. Данная проблема рассматривается в образовательном и мировоззренческом аспектах, однако особый интерес представляет и обращение авторов к современным практикам средств массовой информации. Доказывается, что медиакультура вне исторического становления перестает быть культурой, а становится инструментом политического воздействия действующей власти на общество. Авторы связывают проблему традиций с понятиями исторической преемственности, национальной идентичности и др., в конечном итоге, с особенностями пути России к информационному обществу.
Н. А. Минулина
Новосибирский государственный педагогический университет, ona_nina@mail.ru
Ключевые слова: народная культура, фольклор, дополнительное образование, дошкольное воспитание, семейное воспитание, этнопедагогика, развитие и воспитание
Страницы: 289-297
В статье рассматриваются современные проблемы реализации воспитательного потенциала народной культуры, с которыми сталкиваются педагоги дополнительного и дошкольного образования. Представлены инновационные условия применения традиционных форм и методов воспитания детей раннего возраста средствами народной культуры и результаты теоретического обоснования и опытно-экспериментальной деятельности по системному внедрению культуроцентристской (этнопедагогической) направленности в практику учреждений дополнительного образования. Актуальность образовательной модели, реализующей данное направление, раскрывается через философский подход к формированию адекватной оценки родной культуры, этнической идентификации, толерантных межэтнических и внутрисемейных отношений.
Т. С. Косенко1, В. И. Панарин2 1 Новосибирский государственный педагогический университет nnalivaiko@mail.ru 2 Администрация Новосибирской области Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: воспитание, этапы становления отечественной философии воспитания, глобализация
Страницы: 282-289
Авторами статьи предпринята попытка анализа этапов становления отечественной философии воспитания. Для проведения данного анализа авторы описывают два различных подхода, которые связаны, во-первых, с представлением о проблематике философии воспитания как о части более широкого контекста философии образования, поскольку философия воспитания имеет тот же, что и философия образования, объект и предмет, а также методологию исследования. Второй подход основан на положении несовпадения контекста философии воспитания и философии образования. Основываясь на второй точке зрения, авторы дают периодизацию становления философии отечественного воспитания.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее