ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
М.Р. Шагиахметов
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр историко-культурного наследия г. Челябинска», 454091, г. Челябинск, ул. Свободы д. 60 maratchel@mail.ru
Ключевые слова: эволюция, естественный отбор, синергетика, мышление, мировоззрение, научная картина мира, общая теория систем, изменчивость, наследственность
Страницы: 46-63
Аннотация
Рассматривая формирование теории глобального эволюционизма в качестве необходимого элемента осмысления единства мира, автор исходит из необходимости уровня мышления, адекватного единству и связанного с научной картиной мира. С учетом системной организации природы основой научной картины мира, по мысли автора, является общая теория системы природы, согласно которой структура природы - это чередование и сопряженное развитие противоположных систем: целостной системы разнородных элементов и дискретной системы объектов одного рода. Выявленная структура позволяет охватить механизм естественного отбора и самоорганизации как проявление развития этих противоположных систем, как сопряженное развитие автономии и ассоциации. Движущей силой эволюции является взаимодействие изменчивости и тождественности, которое в неорганическом мире имеет вид повторяемости, в живой природе - наследственности, а в человеческом обществе приобретает вид взаимодействия активности и консервативности. С появлением разума человек выходит из системы биогеоценоза, расселяется по планете и вступает во взаимодействие с природой планеты в целом, формируя новую систему «человек и природа», и это взаимодействие человека и природы опосредуется системой «общественное сознание и общественная практика». На первый план выходит эволюция сознания, а предметом отбора в системе общества становятся преобразования мышления и представлений.
DOI: 10.15372/PS20220104 |