МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ФИЛОСОФИИ Р. ДЕКАРТА: ЕЕ НАЛИЧИЕ В ТРАКТОВКЕ СООТНОШЕНИЯ УМА ЧЕЛОВЕКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕГО МОЗГА
В.П. Горан
Института философии и права СО РАН, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 goran@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: Декарт, философия, бестелесная субстанция, телесная субстанция, ум человека, человеческий мозг, бог, объективный идеализм, иррационализм, материализм
Страницы: 3-20
Аннотация
Зафиксировано, что Декарт утверждал непосредственное поступление в ум человека телесных движений из его нервной системы. Признав также управление телом человека со стороны его бестелесного ума, а также пространственную локализацию ума в структуре телесного человеческого мозга, Декарт фактически игнорировал свое же утверждение о самостоятельном, причем субстанциальном, статусе ума по отношению к телу человека, а стало быть, и об их совершенной обособленности друг от друга. Выявлено наличие у Декарта фактической приверженности непосредственно позиции, состоящей в том, что мышление есть проявление функционирования конкретной части телесного мозга человека. Тем самым установлено присутствие у философа не только объективно-идеалистической, но и материалистической составляющей в трактовке соотношения ума человека и функционирования его мозга. Сделан также вывод, что Декарт сознавал наличие этой материалистической составляющей в его произведениях. Ибо, страшась инквизиции, он излагал соответствующие свои взгляды так, чтобы эта составляющая не только не демонстрировалась явно и отчетливо, но напротив, оставалась максимально завуалированной для читателя, в том числе и параллельными заявлениями о приверженности философа объективно-идеалистической позиции в форме веры в христианского бога.
DOI: 10.15372/PS20220101 |