Любовь как категория духовно-нравственного воспитания
И.Н. Емельянова
Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия i.n.emelianova@utmn.ru
Ключевые слова: духовность, воспитание, гуманизм, зрелая любовь, незрелая любовь, духовно-нравственное воспитание
Страницы: 119-133
Аннотация
Введение. Любовь как эмоциональный опыт переживания от взаимодействия с другими людьми становится объектом интереса педагогической общественности. Существует необходимость рассмотреть «любовь» как явление и понятие в контексте духовно-нравственного воспитания и как базовую концепцию в системе общего образования отечественной школы. Методология. Предмет исследования - любовь как педагогическая категория. Объект исследования - любовь в контексте ее развивающих способностей, которые зависят от множества факторов: социальных, культурных, возраста человека, его готовности проявлять заботу о других людях. Обсуждение. На основе объективации понятия «любовь» сделан вывод, что любовь - это внутренняя сила человека, которая способна совершенствовать процесс человеческих отношений, развивать индивида и как труд души требует волевых усилий для преодоления духовной инерции, выражается в активной заботе о себе, других и жизненном пространстве; особенностей воспитания способности любить на различных этапах возрастного развития сделан вывод, что способность любить формируется на протяжении всей жизни, которую необходимо стимулировать и поддерживать, преломляя через себя совокупность переживаний, на что определяющее влияние оказывает культура, социум, семья; педагогических приемов воспитания способности любить сделан вывод, что в детском возрасте каждому индивиду необходимо подтверждение любви. Для становления основ духовно-нравственного воспитания в системе общего образования существует необходимость формировать модель отношений, основанную на любви, дружбе, коммуникабельности, активности в проявлении чувств, готовности затрачивать энергию на предмет любви. Заключение. Вся система духовно-нравственного воспитания в отечественном образовании традиционно строится исходя из признания гуманистической природы человека, его желания и стремления любить, готовности развивать свою индивидуальность, совершенствоваться и совершенствовать мир. Поэтому тема любви имеет приоритетный характер в становлении духовного развития и воспитания.
DOI: 10.15372/PHE20220108 |