Принцип построения идеала в антропологии современного образования
В.А. Гончарова
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия v-goncharova@yandex.ru
Ключевые слова: система образования, идеализация, инновация, трансформация, онтология человека, антропопрактика
Страницы: 28-58
Аннотация
Введение. Современное образование находится в состоянии внутренней трансформации. Изменение содержания требует от образования самостоятельной адаптации собственных технологий и способов деятельности на основе выработки современного образовательного идеала. Методология основывается на трех обобщенных признаках: 1) усилении роли технологических инноваций в образовании (и науке); 2) высокой скорости процессов изменения преимущественно экзогенного свойства и их плохо управляемом характере; 3) вариативности моделей и способов организации образовательного процесса на фоне необозначенности смысла многообразия. В результате социально-философского анализа формулируется многоаспектная проблема современного образования. В качестве примера возможного решения предлагаются описание и программа проведения соответствующей антропопрактики - форсайт-сессии для студентов педагогического профиля подготовки. Обсуждение. Выделяются три ключевых аспекта проблемы современного образования, препятствующих его позитивной трансформации: 1) непонимание сути вменяемых инноваций; 2) постановка краткосрочных целей для образования и отсутствие долгосрочных, то есть смыслов образования, в отношении предлагаемых изменений и инноваций; 3) отчуждение от сути образования. Все три части проблемы сводятся к дистанцированию от смысла жизни, от глубин человеческой экзистенции, понимание которой позволяет определить цели и модель образования человека. В результате образование находится в пассивной позиции постоянной адаптации к внешним условиям. Заключение. В основе трансформирующего потенциала образования должно быть учение о целостной онтологии человека в мире на базе нового принципа в образовании - идеализации и мечты. Именно с идеализацией связано успешное проектирование не образования как такового, но стартового и сопровождающего ресурсного пространства для самообразования.
DOI: 10.15372/PHE20220103 |