НОМОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ АРОМОРФОЗОВ ПРЕИСТОРИИ НА ОСНОВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЭВОЛЮЦИИ И АНТРОПОГЕНЕЗА
Н.С. Розов
Институт философии и права СО РАН, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 nrozov@gmail.com
Ключевые слова: антропогенез, теория эволюции, ароморфоз, ортогенез, неодарвинизм, генно-культурная коэволюция, культурный драйв, номологическое объяснение, происхождение языка
Страницы: 99-118
Аннотация
Объяснение ароморфозов как крупных прогрессивных сдвигов в эпоху антропогенеза затруднено отсутствием прямых следов значимых процессов, что требует обращения к теории эволюции, а также к эпистемологии. В теоретическом плане переосмысляются конструктивные идеи в богатой отечественной традиции эволюционизма. Показана возможность интеграции двух противостоящих друг другу направлений: неодарвинизма (синтетической теории эволюции) и концепций в духе номогенеза. Используется принцип многоуровневого отбора. Развернут базовый принцип: главные драйверы эволюции располагаются не в организмах и генах, но во взаимодействии живых систем с нишами среды при закреплении следствий в структурах наследственности. Выстроен соответствующий концептуальный каркас на системной и функционалистской основе. В методологическом плане намечены способы расширения номологической схемы научного объяснения К. Гемпеля для включения разнообразных косвенных данных в логические формы дедуктивного типа. Универсальная гипотеза получает форму принципа обеспечения заботы структурой (новой сапиентной чертой) и подкрепляется разнородными подтверждениями следствий из этой гипотезы. Компонентами эмпирической гипотезы являются суждения о начальных условиях и следствии - появлении определенной сапиентной черты в конкретную эпоху антропогенеза. Показано, как данное соединение теоретического и логико-методологического подходов может быть использовано для анализа морфологической и поведенческой сапиентации (от австралопитеков к сапиенсам) и глоттогенеза (от социальных условий вербального общения, первых протослов к последовательным ступеням развития протоязыка и полноценному языку).
DOI: 10.15372/PS20210207 |