МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОФЕССОРА Т. Н. ТРОИЦКОЙ
Т.В. Мжельская, И.А. Дураков, О.Н. Катионов
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия mzel08@mail.ru
Ключевые слова: педагогика, модель воспитания, археология, ценности, воспитательное воздействие
Страницы: 143-159
Аннотация
Введение. Качественная подготовка профессиональных кадров должна сопровождаться реализацией разносторонних воспитательных задач. Их решение особенно актуально для выпускников педагогических вузов, у которых должны быть сформированы соответствующие воспитательно-образовательные компетенции. Проблема сокращения контактных часов работы преподавателя со студентами, перевод части занятий на дистанционную форму и, как следствие, сокращение воспитательного процесса в вузе приводят к тому, что у обучающихся снижается возможность перенимать непосредственный опыт профессионального мастерства у своих наставников. Уникальный опыт преподавателей, успешно работавших в советской педагогической школе, необходимо изучать и применять в вузах, что может способствовать подготовке высокопрофессиональных учителей, поэтому целью настоящей статьи является обобщение идеи по воспитанию студентов-историков доктора исторических наук, профессора ФГБОУ ВО «НГПУ» Т. Н. Троицкой. С ее точки зрения, настоящий преподаватель вуза должен организовывать не только образовательную, но и воспитательную деятельность. Анализируя ее педагогические идеи, их реальное воплощение в процесс воспитания студентов-историков, можно говорить о создании профессором собственной модели воспитания. Методология и методика исследования. В основе исследования лежат идеи философии воспитания, связанные с вопросами формирования воспитательной модели в высшей школе, развития качеств солидарности, нравственности, гражданственности, межличностных отношений, интересов и потребностей индивида в социальной активности. Результаты исследования. Профессиональный педагог Т. Н. Троицкая в процессе многолетней учебно-практической деятельности на основе личного примера смогла реализовать образец педагогической модели воспитания студентов. Изучение воспоминаний учеников Т. Н. Троицкой, личные взаимоотношения авторов статьи позволили сделать вывод, что ее идеи в совокупности составляют вполне сложившуюся модель воспитания будущего педагога: это профессионально-ориентированное развитие в семье, взаимоотношения с родственниками и их ближайшим окружением, умение достигать поставленной цели. Значительным воспитательным потенциалом обладают публикации Т. Н. Троицкой. Изложенные в них воспоминания позволяют сформировать у студентов уважение к старшему поколению, понимание того, через какие трудности ему пришлось пройти и с честью из них выйти. Целенаправленно воспитывая любовь к чтению книг, уважение к культуре других народов, людям с ограниченными возможностями здоровья, преданности делу, педагог одним из главных подходов считает индивидуальный подход с учетом интересов и возможностей каждого. Созданный ею археологический кружок и учебно-практическая деятельность в условиях экспедиции стали благоприятной средой для формирования исследовательских и коммуникативных компетенций будущих педагогов. Заключение. Проанализировав основные педагогические идеи профессора Т. Н. Троицкой, мы приходим к очень важному выводу о ценности личного примера преподавательской деятельности. Только собственная заинтересованность, альтруизм, коллективная жизнедеятельность смогут научить будущих учителей уважать и любить своих учеников, уметь общаться с ними, заряжать их интересом к своему предмету.
DOI: 10.15372/PHE20210109 |