ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ
И.В. Яковлева1, Т.С. Косенко1, Г.Н. Глиос2
1Новосибирской государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия uhova2005@mail.ru 2Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул, Россия gglios@mail.ru
Ключевые слова: дистанционное обучение, инновационные подходы, традиционные подходы, форма и содержание, соотношение, взаимосвязь
Страницы: 54-67
Аннотация
Введение. Распространение и возрастание значимости дистанционных форм коммуникации в процессе образования являются временной мерой, обусловленной чрезвычайной ситуацией, неизбежно способствующей внедрению новых методов, функций и форм организации образовательного процесса. С целью поиска целесообразного подхода к новым формам образовательных практик возникает необходимость изучения основ человеческой активности. Приведенный в статье анализ дистанционного образования с точки зрения гуманистических и гуманитарных внутрисистемных представлений позволит обнаружить новые организационно-образовательные механизмы и конструкты. Методология и методика исследования. Гуманистический и гуманитарный подходы к исследованию дистанционных образовательных технологий осуществляются на основе социально-философской методологии. В ходе гуманитарного анализа рассмотрены социально-философские категории, сопровождающие информационные тенденции в образовательном процессе - «форма» и «содержание», «соотношние» и «взаимосвязь». Гуманистическая методология рефлексирует над значимостью для индивида опосредованной коммуникации. Результаты исследования. На основании моделирования гуманистических и гуманитарных проблем (с неизбежностью сопровождающих новые тенденции в образовании) раскрыты философские категории «форма» и «содержание», «соотношние» и «взаимосвязь». Показано, что «форма» и «содержание» как гуманистические категории применительно к профессинализму при опосредованном (дистанционном) обучении утрачивают свое традиционно-рациональное значение, приобретая в когнитивных практиках антиценностный характер. «Соотношние» и «взаимосвязь» как гуманитарные категории отчасти работают на выработку стратегии оптимального и согласованного развития как образования, так и его субъекта. Заключение. Несмотря на неизбежную цифровизацию образовательного процесса необходимо учитывать, что главной задачей образования в традиционном смысле всегда выступает формирование личности, а средства достижения этой цели эволюционировали по мере развития научно-технического прогресса. Следовательно, в условиях цифровизации образования необходимо соразмерное сохранение традиционного содержания и смысла в дистанционном образовании, в новых способах коммуникации. Гуманитарная и гуманистическая рефлексия обнаруживает в этих тенденциях в большей степени процессы не противопоставления, а сочетания и взаимосвязи, что может представлять собой вариант решения временных проблем в обществе и вспомогательных в образовании.
DOI: 10.15372/PHE20210104 |