Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.137.218.176
    [SESS_TIME] => 1732194286
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 59271be73c2121736fb0cd1c9de45fef
    [UNIQUE_KEY] => b8522c57f98b6017358007b920b8b2c7
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 4

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

В.А. Заставенко
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия
zastawenko.valery2012@yandex.ru
Ключевые слова: методология теории педагогики, система методов патриотического воспитания подростков, методологическое обоснование, патриотическое воспитание, методологические основы системы методов патриотического воспитания
Страницы: 83-97

Аннотация

Введение. Исследование любого педагогического явления в качестве обязательного и первоначального условия предполагает выявление и объяснение его методологических основ. Цель статьи заключается в том, чтобы на основании обобщения имеющихся научных представлений, концепций о педагогической методологии доказать необходимость методологического обоснования системы методов патриотического воспитания подростков, выявить и обозначить условия, позволяющие отнести исследуемый объект к методологическому знанию. Методология и методика исследования. В качестве объекта исследования избрана система патриотического воспитания подростков, а предметом выступает ее методологическое обоснование. Методологической основой исследования являются диалектико-материалистический метод познания, а также системный и содержательно-функциональный подходы. Задачи исследования решаются при помощи методов теоретико-философского, структурно-функционального анализа, обобщения научной литературы. В статье проанализированы теоретические представления и концепции отечественных и зарубежных ученых о принципах, организации и способах получения знаний в педагогической науке. На основе теоретических исследований А. В. Барабанщикова, Б. С. Гершунского, И. В. Загвязинского, В. В. Краевского, И. А. Липского, Н. Д. Никандрова и других ученых предлагается точка зрения автора на обоснование методологии системы методов патриотического воспитания подростков. Результаты исследования. Осуществлен анализ современных представлений о методологических основах социальной педагогики: понятия методологии педагогики, ее сущностных характеристик и структуры. Выявлено место системы методов патриотического воспитания подростков как педагогического явления в теории педагогики. Определены условия, позволяющие отнести научное знание о системе методов патриотического воспитания подростков к методологическому знанию. С этой целью применялся принцип содержательно-функционального подхода к анализу методологии военно-педагогической науки, предложенный в работах А. В. Барабанщикова. В процессе методологического анализа использовались критерии для выявления возможности отнесения знаний к методологическому: критерий абстрактности знания и критерий предметного содержания знания. Опираясь на позицию видных российских ученых, автор обосновал возможность и необходимость исследования системы методов патриотического воспитания подростков не только как теории и практики, но и как методологического знания. Заключение. Патриотическое воспитание подростков представляет собой сложную педагогическую систему, значительное место в которой занимают методы воспитания. Однако рассматривать методы воспитания просто как совокупность способов и приемов воспитательного взаимодействия бесперспективно. Методика воспитательного взаимодействия в свою очередь является педагогической системой, которая требует исследования с позиции не только праксиологического и теоретического аспектов, но и глубокого методологического обоснования. Практическое значение настоящей статьи в том, что это одна из первых попыток выделить систему методов патриотического воспитания как педагогический феномен и определить ее место в методологии педагогики, а также сформулировать методологические основы такой системы.

DOI: 10.15372/PHE20200406