МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
В.А. Заставенко
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия zastawenko.valery2012@yandex.ru
Ключевые слова: методология теории педагогики, система методов патриотического воспитания подростков, методологическое обоснование, патриотическое воспитание, методологические основы системы методов патриотического воспитания
Страницы: 83-97
Аннотация
Введение. Исследование любого педагогического явления в качестве обязательного и первоначального условия предполагает выявление и объяснение его методологических основ. Цель статьи заключается в том, чтобы на основании обобщения имеющихся научных представлений, концепций о педагогической методологии доказать необходимость методологического обоснования системы методов патриотического воспитания подростков, выявить и обозначить условия, позволяющие отнести исследуемый объект к методологическому знанию. Методология и методика исследования. В качестве объекта исследования избрана система патриотического воспитания подростков, а предметом выступает ее методологическое обоснование. Методологической основой исследования являются диалектико-материалистический метод познания, а также системный и содержательно-функциональный подходы. Задачи исследования решаются при помощи методов теоретико-философского, структурно-функционального анализа, обобщения научной литературы. В статье проанализированы теоретические представления и концепции отечественных и зарубежных ученых о принципах, организации и способах получения знаний в педагогической науке. На основе теоретических исследований А. В. Барабанщикова, Б. С. Гершунского, И. В. Загвязинского, В. В. Краевского, И. А. Липского, Н. Д. Никандрова и других ученых предлагается точка зрения автора на обоснование методологии системы методов патриотического воспитания подростков. Результаты исследования. Осуществлен анализ современных представлений о методологических основах социальной педагогики: понятия методологии педагогики, ее сущностных характеристик и структуры. Выявлено место системы методов патриотического воспитания подростков как педагогического явления в теории педагогики. Определены условия, позволяющие отнести научное знание о системе методов патриотического воспитания подростков к методологическому знанию. С этой целью применялся принцип содержательно-функционального подхода к анализу методологии военно-педагогической науки, предложенный в работах А. В. Барабанщикова. В процессе методологического анализа использовались критерии для выявления возможности отнесения знаний к методологическому: критерий абстрактности знания и критерий предметного содержания знания. Опираясь на позицию видных российских ученых, автор обосновал возможность и необходимость исследования системы методов патриотического воспитания подростков не только как теории и практики, но и как методологического знания. Заключение. Патриотическое воспитание подростков представляет собой сложную педагогическую систему, значительное место в которой занимают методы воспитания. Однако рассматривать методы воспитания просто как совокупность способов и приемов воспитательного взаимодействия бесперспективно. Методика воспитательного взаимодействия в свою очередь является педагогической системой, которая требует исследования с позиции не только праксиологического и теоретического аспектов, но и глубокого методологического обоснования. Практическое значение настоящей статьи в том, что это одна из первых попыток выделить систему методов патриотического воспитания как педагогический феномен и определить ее место в методологии педагогики, а также сформулировать методологические основы такой системы.
DOI: 10.15372/PHE20200406 |