ПОЯВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ КВИЕТИЗМА И СПЕЦИФИКА ФАТАЛИЗМА СПИНОЗЫ
В.П. Горан
Институт философии и права СО РАН, 630090, Новосибирск, ул. Николаева 8 goran@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: Спиноза, Молинос, научное миропонимание, религиозное миропонимание, фатализм, активность человека, квиетизм, Spinoza, Molinos, scientific understanding of the world, religious understanding of the world, fatalism, human activity, quietism
Страницы: 3-30
Аннотация
В статье сопоставлены важнейшие составляющие позиций нидерландского философа Бенедикта Спинозы и испанского священника Мишеля Молиноса, опубликовавшего свое произведение почти одновременно с завершением работы Спинозы над его итоговым трактатом «Этика». Сопоставление их позиций представляется весьма показательным. Дело в том, что Молинос - создатель концепции квиетизма. Это вариант религиозного миропонимания, когда во главу угла ставится признание безусловной предопределенности богом решительно всего, в том числе и происходящего в жизни человека. Отсюда рекомендация Молиносом верующему человеку позиции полного безразличия ко всему происходящему, в том числе и с самим этим человеком. А Спиноза - один из тех, причем самых ярких, европейских философов первого века Нового времени, которые ориентированы не на религиозное, а на тогда еще только формирующееся научное миропонимание. Но и он привержен представлению о тоже однозначно необходимом характере решительно всего имеющего место в мироздании. И все же позиция, касающаяся проявлений активности человека, у Спинозы диаметрально противоположна таковой у Молиноса. Поскольку человек, по Спинозе, составляющая универсума, его собственная активность - один из факторов, определяющих происходящее в мироздании.
DOI: 10.15372/PS20190301 |