ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ
К.А. Кравченко1, Н.П. Головачёва2
1Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 kka-78@mail.ru 2Омский государственный педагогический университет, 644099, Россия, г. Омск, ул. Набережная им. Тухачевского, 14 26gala.natali@mail.ru
Ключевые слова: содержание, форма, ритм, академический рисунок, гармония, художественный образ, contents, form, rhythm, academic drawing, harmony, artistic image
Страницы: 189-196 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация
Авторы анализируют специфику диалектического единства содержания и формы применительно к процессу рисования и отмечают, что взаимоотношение содержания и формы неотделимо и находится в синтезе с такими важными звеньями художественного процесса, как творчество и эстетическое восприятие, которые выступают в плане становления, дифференциации и синтезирования формы. В статье отмечается, что форма любого конкретного произведения изобразительного искусства композиционно целостна и образна, а также уникальна в зависимости от своеобразия содержания. При этом наибольшая активность внутренней и внешней формы проявляется в процессе художественной гармонизации пространственных, конструктивных и пластических элементов в целостное графическое изображение. Форма в академическом рисунке есть средство решения данной задачи, то есть форма является графическим «языком», призванным выразить содержание. Вместе с тем форма имеет и собственную эстетическую ценность, она не только являет собой мастерство художника, но и оказывает на содержание обратное воздействие. Поэтому единство (гармония) содержания и формы обычно рассматривается как критерий художественности. При этом необходимо отметить, что содержание обладает художественной ценностью, а форма - ценностью эстетической, иначе их органическое слияние в изображении недостижимо. Авторы отмечают, что форма художественного образа в рисунке возникает на основе синтеза явлений перспективы, конструкции и ритма, при этом предметом исследования рисующего является целостная многоуровневая ценностно-смысловая структура содержания и формы рисунка, где синтез наложенных друг на друга ритмов становится средством достижения не только структурной целостности рисунка, но и наибольшей его выразительности.
DOI: 10.15372/PHE20160218 |