ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
О.Д. Олейникова, Б.В. Сапрыгин
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 olgaos47@mail.ru
Ключевые слова: экологическая этика, экофильный, экофобный, экология человека, экологическая нравственность, экологическое воспитание, нравственный экологический закон, глобальный экологический кризис, глубокая экология, этический космоцентризм, протоэкология, ноосфера, ecological ethics, ecophilic, ecophobic, human ecology, ecological morality, ecological education, ecological moral law, global environmental crisis, deep ecology, ethical cosmocentrism, proto-ecology, noosphere
Страницы: 140-153 Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается необходимость формирования экологической этики, которая должна учить относиться к природе, как к матери - бережно и благодарно. Экологическое воспитание включает выработку способности восприятия природы как одухотворенной красоты объективного мира. Предметом экологической этики являются моральные нормы и нравственность поведения в области отношений «человек - общество - природа». Экология человека - оздоровление и совершенствование духовного мира общества, освоение высокой культуры и гуманистической морали. Классическое применение термина «экология» относится к области науки, занимающейся изучением многообразных связей живых организмов со средой обитания. Однако в реальности понятие «экология» вышло далеко за рамки своего изначального научного значения и употребляется в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. В общественном сознании обозначенный термин, как правило, ассоциируется со скандалами, касающимися загрязнения биосферы токсичными отходами и разрушения природных экосистем, поэтому слово «экология» обрело нравственную окраску, определение «экологический» стало равнозначно определению «чистый, безопасный, нравственный, человеколюбивый». Необходимо формировать гармоничные связи между элементами экосистемы «человек - природная среда», «общество - природная среда», а следовательно, регулировать процессы, порожденные человеком и опасные для всего живого. Человечество стоит перед необходимостью рождения экологической нравственности, в основу которой будет положена одухотворенная творческая деятельность, направленная на гармонизацию отношений с природой. В техногенной культуре Запада природа рассматривается как материал для преобразующей деятельности человека. Человеческая активность в западной культуре направлена во внешний мир, на его преобразование и подчинение своим целям. Хищническое отношение к природе для нее губительно и, следовательно, безнравственно. На современном этапе определенные социально-экономические ориентиры начинают меняться и приобретают общечеловеческий характер. Нормы экологической нравственности призваны регулировать взаимодействие общества со средой обитания (природными условиями и культурной сферой). Так формируется экологическая этика. Основной принцип нравственного поведения утвердился еще на заре цивилизации. Он зафиксирован в законах вавилонского царя Хаммурапи, Ветхом и Новом заветах. Это принцип взаимности: веди себя так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. По отношению к природе этот принцип можно определить как заповедь древнегреческого врача Гиппократа: не навреди. Начавшийся ХХI в. ставит проблему формирования личности, способной дать адекватный ответ на вызовы современности. Гуманистические идеи экологической этики, проникая в педагогику, способны оказать в решении этой задачи методологическую помощь.
DOI: 10.15372/PHE20160214 |