ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
Н.А. Корниенко
Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160 nsau@ngs.ru
Ключевые слова: образование, воспитание, развитие, личность, нравственность, антропопрактика, магистр, научно-исследовательская работа, национальный идеал, education, upbringing, development, personality, morality, anthropopraxis, Master, research work, national ideal
Страницы: 128-140 Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Выделены и описаны уровни реализации приоритетов, обозначенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере образования. Приведено сравнение технократической, гуманистической и антропологической моделей образования. Педагогическая деятельность рассмотрена как одна из форм антропопрактики - практики «очеловечивания человека». Обоснована необходимость приобщения детей к традиционной духовной культуре. Раскрыты некоторые проблемы обучения студентов по программам магистратуры, доказана необходимость открытия научных лабораторий и центров, где магистранты получали бы навыки разработки и реализации проектов. Создание научных лабораторий и центров с участием магистров и привлечением их в научные коллективы позволяет устранить парадокс, сложившийся сегодня в подготовке магистров: в настоящее время наука развивается благодаря усилиям коллективов, а студенты магистратуры работают в одиночку. Кроме того, по мнению авторов, целесообразно ввести градацию дипломов магистров, выделив, например, из общей численности выпускников 5-10% магистрантов высшей категории. Это создаст условия для отбора наиболее талантливых магистрантов и позволит руководителям бизнес-структур обратить внимание на потенциал выпускников. По сути, специалист и магистр относятся к одному и тому же образовательному уровню, поэтому у многих возникает вопрос: магистр «ниже» или «выше» специалиста. Конечно, существуют структурные различия образовательных программ, предусматривающих значительно больший объем научно-исследовательской и самостоятельной работ у магистров, чем у специалистов, но сегодня это является скорее недостатком, чем достоинством, так как именно эти виды занятий стали слабым звеном учебного процесса, поскольку все еще остаются плохо организованными и слабо обеспеченными методически. Поэтому основными направлениями повышения качества образования в магистратуре должны стать следующие: - совершенствование организации самостоятельной работы студентов магистратуры; - поиск оптимальных форм организации научно-исследовательской работы в магистратуре и ее кадрового, информационного, материально-технического обеспечения; - повышение уровня теоретической подготовки магистров, в особенности непрофильников. Таким образом, в рамках Болонской образовательной схемы, где магистратура является соединяющим звеном между научно-исследовательской деятельностью и высшим образованием, магистратура должна иметь различную направленность, тогда профессиональная магистратура будет рассматриваться в качестве конечного звена вузовского образования.
DOI: 10.15372/PHE20160213 |