Концептуальная модель сознания как самоорганизация монад Лейбница
Ю.Н. Белокопытов, Г.В. Панасенко
Сибирский государственный технологический университет, пр. Мира, 82, Красноярск, 660049, Россия iura.belov@yandex.ru
Ключевые слова: Лейбниц — философ Нового времени, монадология, принципы существования монад, спонтанность бессознательного и нелинейность сознания, фрактальность модели сознания и множественность миров
Страницы: 122-132 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Аннотация
Статья посвящена философско-психологическому анализу модели «Самоорганизация монад Лейбница». Характерной чертой философии Лейбница выступает доктрина о многих возможных мирах. «Мир возможен, если он не противоречит законам логики». В действительном мире добро значительно превышает зло. Эти два понятия взаимосвязаны друг с другом. Существует бесконечное число возможных миров. Самое важное это то, что мир не должен противоречить законам логики. Г. В. Лейбниц высказал предположение, что мир, в котором мы живем «является лучшим из миров». Это как бы следствие, которое вытекает из предустановленной гармонии, ибо миры можно рассматривать с точки зрения логики, а также законов природы. Наш единственный, реальный мир более совершенен по гармонии. Предустановленная гармония выражается в оптимальной архитектонике абстрактного, чувственного и физического миров. Авторы рассматривают «монадологию» в свете синергетической парадигмы, с точки зрения новой постнеклассической парадигмы. При этом делается акцент на процессах самоорганизации первоэлементов и возникновения феномена сознания. Обосновывается, что самоорганизация малых перцепций является основой феномена сознания. В теории Лейбница выделяется уровень бессознательного. Раскрывается гармония реального мира во множестве существующих миров.
DOI: 10.15372/PHE20150315 |