Образование и новый подход к обеспечению национальной безопасности
С.В. Камашев1, Н.В. Наливайко1,2
1Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 kvs200@ngs.ru 2Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: образование, национальная безопасность, глобализация, геополитика, структурные социокультурные изменения, воспитательные концепты, развитие экономики, науки, культуры
Страницы: 40-48 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация
Российское общество, находясь сегодня в состоянии глубокой структурной социокультурной трансформации, стоит перед необходимостью разработки новых образовательных концептов, отвечающих требованиям развития социума. Переход российского общества к современной фазе развития привел к осознанию того, что смыслы, стереотипы деятельности и поведения, образовательные и воспитательные концепты должны подвергаться полному переосмыслению в изменившихся социальных, политических и других условиях. Специфика отечественного образования в новых геополитических и глобальных условиях, обоснование сущности и содержания национального воспитания - важнейшие для философии образования проблемы, особенно в контексте формирования национальной безопасности современной России. (Это очень важно, поскольку после разрушения СССР в результате Беловежских соглашений баланс сил в мире значительно изменился: мир перестал быть биполярным, а Запад навязывает России свои правила игры на мировой арене, пытается создать новый мировой порядок за счет России, что грозит непредвиденными последствиями для всего мира). В таких условиях безопасность общества в большой степени обусловлена тем фактором, что образование закладывает наряду с профессиональными навыками и ориентациями основы нравственного, духовного воспитания, воспроизводит социальность (совокупность ментальных и когнитивных программ деятельности человека в глобализирующемся мире). С точки зрения национальной безопасности важнейшей задачей отечественного образования (воспитания) является, с одной стороны, формирование у учащихся предприимчивости, рациональности, способности самостоятельно принимать обоснованные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также мобильности, динамизма, а с другой - воспитание людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свое Отечество, свое дело, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей; готовых и способных к сотрудничеству и имеющих чувство ответственности за судьбу страны.
DOI: 10.15372/PHE20150305 |