РАЗВИТИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
И. Н. Извеков, О. А. Зимовина
ФГНУ «Институт образовательных технологий» РАО, 354 053, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Виноградная, 219/5
e-mail: Izvekov37@mail.ru, zimovina@mail.ru
Ключевые слова: преемственность, историческая генеалогия, генеалогические ценности, генеалогическая культура, ценностно-генеалогический подход, идентичность, генеалогическая идентичность, целостная образовательная среда
Страницы: 140–154
Аннотация
В статье анализируется состояние теории и практики развития генеалогической культуры учащейся молодежи в аспекте основ генеалогической педагогики в современном образовании. Генеалогическая культура как одна из составляющих общей культуры человека несет в себе ценностно-смысловое, моральное начало, влияет на развитие нравственного сознания и чувств, обуславливающих этику поведения личности. В статье определяются понятия «генеалогическая идентичность» и «генеалогическая идентификация», имеющие существенное значение для развития генеалогической культуры личности.Генеалогическая идентичность отражает сформированную у человека под воздействием потребности воспроизвести и запечатлеть в сознании жизнь предков – «картину исторического сознания», основанную на генеалогии, самоощущении личностью собственной жизни с проекцией на историю своей семьи, своей малой родины, своего народа, страны, Отечества.Генеалогическая идентификация личности определяется как процесс осознания себя в качестве субъекта полновесного исторического процесса, занимающего определенное место в современной социальной ситуации.Авторами обосновывается концепция ценностно-генеалогического подхода к процессу развития генеалогической культуры личности в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения. Генеалогическое исследование истории семьи в истории Отечества с целью оптимизации духовно-нравственного воспитания молодежи через осознание преемственности поколений представлено как инновационная технология развития генеалогической культуры. Проблемы развития генеалогической культуры и на этой основе формирования гражданского и профессионального мировоззрения будущих специалистов с учетом роли института семьи в жизни социума и государства раскрываются в учебном пособии к курсу «История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы». Курс направлен на приобщение студентов к генеалогической культуре, как важнейшей нравственно-ценностной составляющей (индивидуальной, семейной, житейской, национальной, общечеловеческой, толерантной, государственной) в период становления демократии и развития гражданского общества в России.
|