ОРГАНИЗАЦИОНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГОРНОГО ПРОФИЛЯ
М. Н. Заболотная
Учебно-методический центр профессионально-технического образования в Донецкой области, Национальная академия педагогических наук Украины, г. Киев, 83050, ул. Щорса, 30, г. Донецк, Украина
e-mail: zabolotna_marina@mail.ru
Ключевые слова: методическая компетентность, преподаватель специальных дисциплин, организационно-педагогические условия, компоненты развития методической компетентности, мотивация, активизация, саморазвитие, рефлексия
Страницы: 85-94
Аннотация
В статье автором освещена актуальная проблема развития методической компетентности преподавателя специальных дисциплин профессионально-технических учебных заведений горного профиля. Проанализировано понятие методической компетентности, которая одновременно является условием успешной методической деятельности преподавателей спецдисциплин горного профиля. Прослежено ряд исследований, направленных на изучение профессиональной компетентности педагога, с акцентом на проблему развития методической компетентности. Раскрыты требования квалификационной характеристики к преподавателю специальных дисциплин и особенности работы инженеров-педагогов в профессионально-технических учебных заведениях горного профиля. Изложены данные исследований выявления уровня методической компетентности преподавателей профессионально-теоретической подготовки ПТУЗ горного профиля Донецкой, Луганской и Днепропетровской областей Украины. Рассмотрены организационно-педагогические условия ее развития у преподавателей специальных дисциплин ПТУЗ по подготовке квалифицированных рабочих для горной промышленности: мотивирование развития их методической компетентности; активизация ее развития с целью самосовершенствования педагогов и повышения их профессионального уровня; гибкое использование информационной базы областной методической службы для побуждения к саморазвитию преподавателей спецдисциплин ПТУЗ горного профиля; рефлексия педагогических действий на различных этапах деятельности (самоанализ, самооценка, саморефлексия); овладение педагогическим опытом преподавателей спецдисциплин ПТУЗ горного профиля в процессе научно-педагогического общения. Определенные нами условия тесно переплетаются и создают сложную структуру становления и развития профессионализма педагога.
|