Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.144.4.54
    [SESS_TIME] => 1732199141
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => bc77ea3e8ccbeb51cc346096154559eb
    [UNIQUE_KEY] => 8b0a3826142ce50f96540337a2af5539
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 2

Воспитательный потенциал как социально-философская категория

А.Н. Тесленко, Е.А. Дмитриенко
Кокшетауский государственный университет им. Ш. Валиханова, 020000, Республика Казахстан, г. Кокшетау, ул. Абая, 76
teslan@rambler.ru
Ключевые слова: потенциал, воспитание, социальный потенциал, культура, ценностный потенциал, духовный потенциал, воспитательный потенциал
Страницы: 114-125

Аннотация

В настоящее время острота проблем воспитания (особенно нового, молодого поколения) вызвана рядом причин, в том числе таких, например, как бесконтрольность потоков информации в условиях глобализации общественных процессов. Сегодня мы часто сталкиваемся с открытой пропагандой распущенности нравов, культа насилия, индивидуализма и прагматизма. Актуальность проблем воспитания в данном контексте связана и с тем, что в образовательный процесс порой бездумно и безосновательно внедряются зарубежные модели образования, а значит, и воспитания. При этом вместо межкультурного диалога, направленного на выработку современного мировоззрения и учитывающего национальную культуру и менталитет, происходит навязывание евро-американской системы ценностей и жизненных установок. В данной статье рассматривается понятие «воспитательный потенциал» как социально-философская категория. Определение научного статуса этой категории связано с диалектическим движением анализа понятия от общего через особенное к частному: потенциал - социальный потенциал - культура - духовный потенциал - воспитательный потенциал. Таким образом, авторы обосновывают сущность и специфику воспитательного потенциала, который соизмеряется лишь с положительной культурообразующей энергией (возможностями), в то время как социальный потенциал может характеризовать и негативные свойства социальных явлений, несущих в себе заряды агрессии, насилия и другие отрицательные свойства. Воспитательный потенциал можно охарактеризовать как оптимальное многообразие воспитательных возможностей проявления, утверждения, функционирования и развития социально-педагогических организаций и социума в целом, обеспечивающее в той или иной степени социальное благополучие как своих собственных членов, так и средового окружения, партнеров, объектов взаимоотношений. Именно общественное благополучие всех и каждого социальных субъектов, объектов, находящихся в жизненной сфере данной системы или имеющих к ней отношение, является основным критерием ее социального потенциала, социальной ценности. В основу концепции «нового» воспитания как целенаправленного развития личности легли принцип социализации (смыслом которого является формирование гражданина, члена общества); принцип прагматизма (как основа воспитания) и принцип модернизации, то есть радикальных преобразований с учетом принципиально новых потребностей общества (сначала индустриального, а в последующем - постиндустриального).