Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2012 год, номер 2

1.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ)

ПАРШИКОВ1 ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, НАЛИВАЙКО2 НИНА ВАСИЛЬЕВНА, МАЙЕР3 БОРИС ОЛЕГОВИЧ
1 Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, idpo@ngs.ru
2 Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, n-nalivayko@mail.ru
3 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, maierbo@gmail.com
Ключевые слова: философия образования, глобализация, образовательная политика, тенденции развития, коммуникации, экономика знаний
Страницы: 3-9

Аннотация >>
Глобализация образования – качественно новое явление, сутью которой является концентрация экономической, финансовой, политической мощи в руках транснациональных корпораций, подчинение образования их интересам. Усиливается тенденция подавления и подчинения образовательных систем, развивающихся вне зоны влияния лидирующих корпораций. Развивается процесс целенаправленного глобализационного давления на оппонентные системы образования с целью их деформации, что позволит более сильным странам обеспечить и сохранить за собой лидерство.


2.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБРАЗАХ ЖЕЛАЕМОГО И ИЗБЕГАЕМОГО БУДУЩЕГО У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

ДВОРЕЦКАЯ МАРИАННА ЯРОСЛАВОВНА
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 550007@rambler.ru
Ключевые слова: жизненное самоопределение, профессиональное самоопределение, образ желаемого и избегаемого будущего, потребности, ценности, смысл жизни
Страницы: 10-19

Аннотация >>
В статье раскрываются особенности взаимосвязи жизненного и профессионального самоопределения у представителей разных социальных групп. Анализируются образы желаемого и избегаемого будущего в соотнесении с иерархией и структурой потребностей, определяемых профессиональными и жизненными целями. Целостность процессов жизненного и профессионального самоопределения находит подтверждение в эмпирическом исследовании автора, что существенно корректирует теоретические представления современной психологии. Изучение данной проблемы позволяет иначе взглянуть на формирование направленности становления личности в отечественном обучении и воспитании.


3.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ КАНАЛОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ КАДРОВЫХ СЛУЖБ

ЧЕГОДАЕВ ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ, МЕРШ МАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК, Барнаул, ipk-apk@intelbi.ru
Ключевые слова: коммуникационный канал, коммуникант, реципиент, специалист, кадровые службы, система, профессиональное сопровождение, информация, эффективность
Страницы: 19-23

Аннотация >>
В статье рассмотрены варианты выбора наиболее приемлемых коммуникационных каналов для системы профессионального сопровождения специалистов кадровых служб.


4.
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В XXI ВЕКЕ

ПАНАРИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, idpo@ngs.ru
Ключевые слова: глобализация, образование, социальный институт, российское общество
Страницы: 23-28

Аннотация >>
Социальные институты играют важнейшую роль в развитии цивилизации. Образование, как социальный институт, в этих условиях направлено на духовное объединение сообщества и является ответом на запросы времени. Для проведения модернизации в стране необходимо повысить уровень образования и просвещения.


5.
ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ КАДРОВЫХ СЛУЖБ АПК

ЧИЖОВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ, ЧЕГОДАЕВ ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ, МЕРШ МАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК, Барнаул, aipk-apk@intelbi.ru, marina_mersh@mail.ru
Ключевые слова: профессионализм, сопровождение, кадровые службы, менеджер по персоналу, повышение квалификации, агропромышленный комплекс, эффективность, непрерывное образование
Страницы: 28-33

Аннотация >>
В статье изложено обоснование потребности в реализации системы непрерывного сопровождения специалистов кадровых служб на предприятиях агропромышленного комплекса России. Приведены результаты анкетирования инспекторов по кадрам, присутствующих на курсах повышения квалификации в ФГБОУ ДПОС «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК».


6.
СМЕНА ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ И ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОСИПОВ1 АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ, КУПЧИН2 НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
1 Сибирская государственная геодезическая академия, Новосибирск, kafedra-uip-sgga@yandex.ru
2 Mосковский институт иностранных языков, Москва, id@gaudeamus.ru
Ключевые слова: политическая наука, гуманитарные науки, парадигма, политическая теория, точки бифуркации, эмпиризм
Страницы: 33-36

Аннотация >>
В статье рассмотрены проблемы становления российской политической науки в новейший период, в том числе некоторые ее основные тенденции и «точки роста».


7.
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

ЧЕРНЫХ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ, СОФИЕНКО МИРА БОРИСОВНА
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, 2560380@ngs.ru
Ключевые слова: современное образование, глобальные тенденции, педагог как субъект образования, функции педагога, педагогика как предмет философского анализа
Страницы: 36-46

Аннотация >>
В статье рассматривается личность современного педагога с позиций философского подхода. Обосновывается тезис о том, что в условиях реформирования современного российского образования личность педагога также претерпевает значительные деформации; по мнению авторов, они связаны с действием глобальных тенденций, которые изменяют природу преподавателя как активного субъекта образовательного процесса. Эти изменения не всегда носят позитивный характер, что является не только результатом конфликта преподавателя и реформирующейся образовательной среды, но и определяется новыми образовательными потребностями общества как такового в процессе его собственной трансформации. Делается вывод о том, что субъектность преподавателя должна приобрести новые качественные характеристики.


8.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В РЕШЕНИИ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ГЕЛИМХАНОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
Отдел по тюремному служению Новосибирской митрополии, Новосибирск, gnv2011@ngs.ru
Ключевые слова: социальная норма, нормальное развитие, аномальное развитие, совесть, нравственный закон, целостность
Страницы: 47-58

Аннотация >>
В статье рассматриваются различные формы социальных отклонений в современном обществе, позволяющие увидеть его нравственное состояние. Представлена внутренне-целостная модель личности в современных версиях православной духовной психологии. Использование традиционных методов отечественной психологии поможет решить практические задачи в духовно-нравственном оздоровлении как отдельной личности, так и общества в целом.


9.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ТОЛЕРАНТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУПАВЦЕВ ТИМОФЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, kupava@buimvd.ru
Ключевые слова: образование, воспитание, толерантность, толерантно-ориентированное образование, принципы толерантности, гуманизация учебного процесса
Страницы: 53-59

Аннотация >>
В статье анализируется феномен толерантности в философии образования в контексте проблемы самосовершенствования личности. Прослеживаются особенности реализации толерантности в образовательно-воспитательном пространстве на современном этапе развития отечественной системы образования, обосновывается необходимость понимания толерантности педагогами как важного условия обеспечения самоактуализации, самовоспитания, самообразования и самосовершенствования обучающихся. Автором предлагаются пути реализации толерантности в образовании, направленные на активизацию творческого потенциала обучаемых, их полную реализацию в процессе жизнедеятельности


10.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

КУПРИЯНОВ БОРИС ВИКТОРОВИЧ
Костромской государственный университет, Кострома, boriskuprianoff2010@yandex.ru
Ключевые слова: жизнедеятельность, социальное воспитание, воспитательная организация
Страницы: 59-63

Аннотация >>
В статье рассматриваются философские основы исследования жизнедеятельности в контексте социального воспитания. Для осмысления сущности и механизмов социального воспитания автору представляется наиболее важным рассмотреть рамки эксплуатации термина «жизнедеятельность» в рамках концепции социального воспитания. Изучение существующей практики употребления понятия «жизнедеятельность» приводит к трем основным вариантам: индивидуальная жизнедеятельность, жизнедеятельность социальной группы, коллективная жизнедеятельность воспитательной организации. Отсюда возникает возможность оформить следующую схему: сущность социального воспитания – воспроизводство индивидуальной жизнедеятельности и жизнедеятельности социальных групп, а механизм социального воспитания – многофакторное влияние коллективной жизнедеятельности воспитательной организации.


11.
КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КИРГУЕВА ФАТИМА ХАСАНОВНА
Северо-Осетинский государственный университет им. К. Хетагурова, Владикавказ, kusu@yandex.ru
Ключевые слова: образование, модернизация образования, билингвальное образование, культурологический подход, подготовка учителя начальных классов
Страницы: 63-69

Аннотация >>
Изменения в сфере образования и формирование новой образовательной системы основаны на таких гуманистических принципах, как сближение, интеграция национальных систем образования. Обновление содержания подготовки учителя начальных классов с позиций уровневого образования и на культуросообразных концептуальных основаниях имеет важное значение в развитии качества образования в высшей и начальной школе, позволяя актуализировать и культурологический подход, и регионализацию системы образования.


12.
ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

АХМЕТВАЛИЕВА САЙДА ВАЛИЕВНА
Стерлитамакский институт физической культуры, Стерлитамак, ahmetvali @ inbox.ru
Ключевые слова: общая культура личности, духовно-практическая часть культуры личности, потенциал духовно-практического развития, уровень духовно-практического развития молодежи
Страницы: 69-75

Аннотация >>
В статье рассматривается общая культура личности, включающая духовно- практическую и духовно-теоретическую составляющие. Растущий разрыв между этими двумя важными частями общей культуры выпускников сельских школ можно рассматривать как разноуровневую картину духовно - практического развития молодежи. Средний уровень духовно-практического развития сельской молодежи находится ниже возможностей, заложенных в общей социальной культуре. Формально он соответствует нормативным требованиям системы образования, а фактически этот уровень не соответствует требованиям действительности. Есть необходимость введения в социологию духовной жизни и культуры таких понятий, как «потенциал духовно-практического развития» и «уровень духовно-практического развития молодежи».


13.
РУССКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭТОС ПРОСВЕЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ – ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

СУСЛОВА ИЯ БОРИСОВНА
Сочинский государственный университет, Сочи, pengan73@yahoo.com
Ключевые слова: этос Просвещения, нормативно-ценностная теория, философия образования, этическое воспитание
Страницы: 75-83

Аннотация >>
Данная статья представляет собой попытку исследования этико-философского знания в содержательно-смысловом поле философии образования в России эпохи Просвещения. Предпринят научный анализ источников отечественной педагогической теории, российской традиции философии образования, представлена также ее сравнительная характеристика с западноевропейским типом научной рациональности и педагогической традицией.


14.
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ АСПЕКТЕ

КОСЕНКО ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
1 Научно-исследовательский институт философии образования, Новосибирск
2 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, tany0879@mail.ru
Ключевые слова: философия воспитания, философия образования, научные знания о человеке, культура, вызовы, ценности, мировоззрение, методология
Страницы: 83-88

Аннотация >>
Воспитание человека, в задачи которого входит развитие человека и формирование качеств человека, отвечающих прогрессивным целям и потребностям общества, требует всестороннего философского осмысления. Воспитание – никогда не прекращающийся процесс соотнесения, «встречи» человека и мира, результатом которого оказываются новые формы их взаимного бытия. Поэтому сегодня, в условиях углубления знаний о человеке, необходимо исследование вопросов формирования целостной концепции воспитания. Огромную роль здесь играет философия воспитания – как неотъемлемая часть философии образования, которая приобретает все большее значение во всем комплексе научных знаний о человеке.


15.
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

СКОРЫНИНА ОЛЬГА АНДРЕЕВНА
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбуг, o.a.skorynina@rambler.ru
Ключевые слова: идентификация, религиозность, структура религиозной идентификации
Страницы: 89-95

Аннотация >>
В статье раскрываются сущность и структура религиозной идентификации. Анализируются факторы, оказавшие влияние на формирование религиозности. Обнаруживается взаимосвязь между духовными ценностями и самоопределением личности. Выявляется актуальность ценностной составляющей религиозной идентификации; проводится анализ ценностных ориентаций, норм поведения личности, что позволяет установить особенности и противоречия духовной культуры человека в современном обществе. Приоритетными для верующих людей являются такие ценности, как истина, вера и любовь. Исследуются причины сближения и взаимопроникновения церкви и личности. В результате такого взаимодействия религия проникает в массовое сознание и повышает свою роль в государстве.


16.
ОПЫТ ТЕЛЕСНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИОЗНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ ДРЕВНЕЙ РУСИ

ВОРОНЦОВ ПАВЕЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
Алтайская государственная педагогическая академия, Барнаул, sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: Религиозно-мистические практики, интеллектуально-образовательные практики, физкультурно-оздоровительные практики, духовно-нравственное воспитание, семейное воспитание, всестороннее развитие личности, дух, душа, тело, телесность
Страницы: 95-100

Аннотация >>
Цель статьи – представить опыт телесной и духовной культуры человека в религиозно-мистических, интеллектуально-образовательных и физкультурно- оздоровительных практиках Древней Руси как факторов всесторонне развитой личности. Автором выявлены основные пути достижения совершенной личности в традиционной русской культуре. Особое внимание уделяется древнерусскому образованию и воспитанию, которое было построено на послушании как главном элементе почитания Бога. Основной идеей древнерусского образования и воспитания считалось формирование образа Божьего в человеке.


17.
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ «ТЕЛО» И «ТЕЛЕСНОСТЬ»

ЦВЕТУС-САЛЬХОВА ТАТЬЯНА ЭДУАРДОВНА
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Кемерово, cvetus@mail.ru
Ключевые слова: тело, телесность, феномен телесности
Страницы: 101-108

Аннотация >>
В статье анализируются понятия «тело» и «телесность». Рассматривается процесс развития философских представлений о человеческой телесности. Данные дефиниции анализируются с различных ракурсов и с разных научных подходов (гносеологического, онтологического, феноменологического, аксиологического и др.) на протяжении истории культурологических исследований.


18.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРИОБЩЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ: КУЛЬТУРА ТЕЛА

РУМЯНЦЕВА НИНА ЛЕОНИДОВНА
Российская государственная академия интеллектуальной собственности, Москва, nlrumyantseva@mail.ru
Ключевые слова: здоровье, система высшего образования, телесная культура, система оздоровления, преодоление, движение, питание, питье, дыхание, очищение, поддержка
Страницы: 108-116

Аннотация >>
В статье анализируются проблемы приобщения к телесной культуре в системе высшего образования. Рассматриваются причины нездоровья в современном городе. Одна из них – незнание или нежелание знать законы жизни тела, пока здоров. Другая причина – нежелание или недостаточное желание следовать этим законам, так как для этого нужны воля и разум, которых не хватает, пока здоров. Задача образования – давать эти знания, пробуждать разум и укреплять волю. Приведена собственная система оздоровления автора, включающая четыре раздела: 1) преодоление себя; 2) поддержание связи с миром: с землей, водой, воздухом, в целом с космосом; 3) основные системы: движение, питание, питье, дыхание; 4) помощь себе: очищение, поддержка ослабленных органов и основных систем организма.