Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.145.82.104
    [SESS_TIME] => 1711725680
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => f82fee226bb0d0e66c8cce45b443fee0
    [UNIQUE_KEY] => e0b7563f04fd7b3c746199917b917e40
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Регион: экономика и социология

2012 год, номер 1

1.
Результативность и эффективность действий региональной и муниципальной власти: назначение и возможности корректной оценки

В. Н. Лексин
Институт системного анализа РАН
leksinvn@yandex.ru
Ключевые слова: регион, органы власти, результативность и эффективность, методы оценки, полномочия, управленческие воздействия, общественное мнение
Страницы: 3-39

Аннотация >>
Рассмотрены методические вопросы корректной оценки деятельности региональных и муниципальных исполнительных органов власти. Представлены концептуальные соображения относительно возможностей таких оценок при условии более четкого обозначения их предмета (конкретных функций и полномочий) и степени реального воздействия на параметры территориальных ситуаций при имеющихся для этого ресурсах и тотальной зависимости от общегосударственной политики, законодательства и т.д. Проанализированы официальные методы рассматриваемой оценки и технологии установления и перераспределения полномочий региональных и местных властей. Показаны проблемы и возможности учета в деятельности органов власти результатов опросов населения.


2.
Методологические проблемы формирования новой системы регионального управления

А. С. Маршалова, А. С. Новоселов
ИЭОПП СО РАН
marnov@ieie.nsc.ru, asnov@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: регион, управление, региональный воспроизводственный процесс, согласование региональных и рыночных интересов, оценка эффективности регионального управления
Страницы: 40-58

Аннотация >>
Исследуются объективные условия, предпосылки и принципы управления социально-экономическими процессами в регионе, основные закономерности механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов на территории, методологические основы системы управления социально-экономическим развитием региона, проблемы повышения эффективности управления региональной экономикой.


3.
Антикризисные меры субфедерального уровня в Сибирском федеральном округе

Е. А. Коломак
ИЭОПП СО РАН, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
ekolomak@academ.org
Ключевые слова: кризис, субъект Федерации, региональная политика, регион, Сибирский федеральный округ
Страницы: 59-86

Аннотация >>
В работе представлен анализ реакций регионов Сибири на финансово-экономический кризис и системы антикризисных решений, принятых в Сибирском федеральном округе. Результаты включают систематизацию и классификацию мер антикризисного регулирования на субфедеральном уровне, их общую характеристику и выводы об эффективности мероприятий.


4.
Оценка связи экономического роста и политических институтов Региона

П. В. Дружинин
Институт экономики КарНЦ РАН
pdruzhinin@mail.ru
Ключевые слова: регион, экономика, валовой региональный продукт, губернатор, выборы, институт
Страницы: 87-101

Аннотация >>
Исследуется процесс формирования в России института глав администраций (губернаторов) субъектов Федерации. Анализируется влияние происходивших в 2000-х годах политических изменений на темпы роста ВРП. Показаны последствия перехода от выборов губернаторов к их назначению для динамики ВРП. Рассмотрены экономические последствия смены власти в регионах.


5.
Формирование организационно-экономических механизмов ускорения социально-экономического развития Сибири

В. А. Крюков, В. В. Кулешов, В. Е. Селиверстов
ИЭОПП СО РАН
kryukov@ieie.nsc.ru, ieie@ieie.nsc.ru, ves@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: Сибирь, регионы, механизмы, региональная политика, стратегическое планирование, стратегии развития
Страницы: 102-122

Аннотация >>
Рассмотрены вопросы формирования организационно-экономических механизмов, необходимых для укрепления позиций Сибири в экономическом пространстве страны. Предложения касаются реформирования государственной региональной политики и модернизации регионального стратегического планирования, обеспечения реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири и инновационных прорывов в сибирских регионах, экономических механизмов развития производства в этом макрорегионе. Особый акцент сделан на мерах по коренной модернизации минерально-сырьевого комплекса Сибири.


6.
Стратегическая поддержка регионов России: проблемы оценки статуса территорий инноваций

Г. А. Унтура
ИЭОПП СО РАН, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
untura@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: регион, инновации, кластер, органы власти, источники финансирования, критерий, показатель, наука, образование, новая экономика
Страницы: 123-141

Аннотация >>
Исследуются качественные и количественные методы оценки состояния инновационной деятельности в регионах, критерии и порядок отбора субъектов Федерации, активно содействующих развитию инновационного сектора экономики, для оказания федеральной поддержки. Приведены результаты пробного тестирования различных методик для рейтингования регионов, претендующих на получение федеральной поддержки. Обозначены направления совершенствования методических приемов и статистики для оценки инновационного статуса регионов.


7.
Развитие налогообложения индивидуальных предпринимателей и борьба с уклонением от уплаты налогов

А. П. Киреенко, М. О. Климова
Байкальский государственный университет экономики и права
kireenko-ap@isea.ru, aryam_ka@mail.ru
Ключевые слова: налогообложение, индивидуальное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, специальные налоговые режимы, нере-гистрируемое предпринимательство
Страницы: 142-159

Аннотация >>
Исследуются экономические проблемы, связанные с уклонением индивидуальных предпринимателей от уплаты налогов. Определены особенности индивидуальной предпринимательской деятельности, вызывающие уклонение от уплаты налогов. Дана оценка масштабов уклонения от уплаты налогов в сфере индивидуального предпринимательства в Иркутской области. Разработаны предложения по совершенствованию налогообложения в сфере индивидуального предпринимательства, которые позволят сократить уклонение от уплаты налогов.


8.
Структурные и динамические характеристики налоговых ресурсов Сибири

Б. Л. Лавровский1, И. А. Мурзов2, Е. А. Горюшкина3, А. С. Мишина3
1 Новосибирский государственный технический университет
2 ИЭОПП СО РАН
3 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
boris.lavrovski@gmail.com, murzov@bk.ru, e.goryushkina@mail.ru, Anutka2day@yandex.ru
Ключевые слова: регион, Сибирский федеральный округ, дифференциация, налоговые платежи, отраслевые сдвиги, кризис
Страницы: 160-173

Аннотация >>
Исследуются динамика и региональная структура налоговых платежей, поступавших с территории Сибирского федерального округа в 2004-2008 гг. Показано, что на этапе экономического роста региональная дифференциация удельных налоговых показателей стабильна (исключая шок 2006 г.), и в отношении этого периода следует говорить о нейтральном типе регионального развития. Сделан вывод, что регионы Сибири выходят из кризиса быстрее, чем страна в целом.


9.
Проблемы и перспективы региональной демографической политики в области рождаемости

О. В. Шипунова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
oksana.shipynova@mail.ru
Ключевые слова: территориальная дифференциация рождаемости, региональные органы власти, регионализация, бюджетная обеспеченность, жилищные условия
Страницы: 174-184

Аннотация >>
Выделены цели, задачи региональной демографической политики в области рождаемости. Анализируется опыт регионов России по формированию организационно-правовых и финансовых основ демографической политики в этой области. Показана необходимость рационального сочетания общегосударственных и региональных мероприятий демографической политики в сфере рождаемости.


10.
Тенденции и проблемы старения населения

Ю. А. Потанина
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
yu_potanina@mail.ru
Ключевые слова: регион, демографическое старение, третий возраст, экономический рост, уровень жизни, социально-экономическое неравенство регионов, межпоколенные связи, демографическая политика
Страницы: 185-197

Аннотация >>
Исследуются актуальные вопросы взаимовлияния экономики и процессов старения населения в регионах России. Предлагаются основные направления государственной политики в отношении пожилых людей в условиях глобализации экономики и усиления влияния экономических факторов на изменения возрастной структуры населения.


11.
Электронная очередь в системах массового обслуживания населения

А. Н. Пухальский
НИИПК им. ак. Е.Н. Мешалкина
pr@nricp.ru
Ключевые слова: электронная очередь, система управления очередью, организация обслуживания населения, система массового обслуживания
Страницы: 198-211

Аннотация >>
Раскрывается сущность понятия «электронная очередь». Рассматриваются преимущества применения современных информационных технологий управления очередью в системах массового обслуживания клиентов (СМО). Показаны барьеры, препятствующие развитию рынка электронных очередей в нашей стране. Оценены перспективы распространения электронных очередей в учреждениях с массовыми или сложными потоками клиентов. Рассчитаны оптимальные значения численности провайдеров и уровня потерь/затрат, которые могут служить ориентиром при организации работы систем массового обслуживания населения. Оптимальным можно считать такой режим функционирования СМО, при котором достигаются наименьшие суммарные затраты времени провайдеров и клиентов за выбранный период.


12.
Динамика инновационной активности в регионах России

С. В. Казанцев

kaz-sv@yandex.ru
Ключевые слова: инновационная активность, регион, Россия, оценка
Страницы: 212-231

Аннотация >>
Приводятся результаты экономико-математической оценки инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации. Показана неоднородность инновационного поля и инновационной деятельности в регионах России.


13.
Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти: анализ российского законодательства

Е. В. Атамась
Кубанский государственный университет
eatamas@bk.ru
Ключевые слова: регион, органы исполнительной власти, административная реформа, управление, эффективность, критерии эффективности
Страницы: 232-240

Аннотация >>
Выявлены проблемы и противоречия в системе оценки деятельности органов власти. Показано, что использование официальной методики оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти, с одной стороны, позволяет внедрять новые инструменты поддержки регионов, но с другой стороны, не дает возможности в полной мере осуществлять мониторинг изменений на территории. Сделаны предложения по совершенствованию методики.


14.
Практика и проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг в регионах Сибирского федерального округа

О. В. Симагина1, Д. Ф. Долгополов2
1 Сибирский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Правительство Новосибирской области
simagina@sapa.nsk.su, ddf@obladm.nso.ru
Ключевые слова: административная реформа, государственные и муниципальные услуги, реестр услуг, административный регламент, государственное и муниципальное задание, многофункциональный центр
Страницы: 241-257

Аннотация >>
Рассмотрены основные направления реализации административной реформы в регионах Сибирского федерального округа. Проанализированы недостатки и важнейшие проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг на уровне субъектов РФ. Сделаны выводы о необходимости совершенствования федерального законодательства в сферах формирования реестров и регламентации государственных услуг и функций, формирования государственных заданий учреждениям, предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров и в электронном виде.


15.
Административная реформа: субфедеральные проблемы и направления совершенствования государственного управления

Г. В. Ждан
ИЭОПП СО РАН
gvzhdan@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: субъект Федерации, административная реформа, управление по результату, стандартизация качества услуг, многофункциональные центры организации предоставления государственных и муниципальных услуг
Страницы: 258-274

Аннотация >>
На примере Новосибирской области показаны важнейшие механизмы проведения административной реформы по каждому из направлений, предусмотренных концепцией административной реформы в Российской Федерации, в 2006-2010 гг. Вскрыты проблемы, тормозящие проведение реформы в регионах. Продемонстрирована некорректность отраслевого подхода к оценке эффективности государственных расходов на обеспечение государственных гарантий в сферах здравоохранения и образования. Сформулированы направления действий по дальнейшему совершенствованию государственного управления.


16.
Муниципальные системы стратегического планирования: факторы устойчивости и неудач

И. В. Петров
Тольяттинский государственный университет
amaterasu.petrov@yandex.ru
Ключевые слова: стратегическое планирование, местное самоуправление, факторы устойчивости, общественное участие, социальное партнерство
Страницы: 275-288

Аннотация >>
Анализируется опыт стратегического планирования в муниципальных образованиях. Выявлены и оценены факторы рисков создания и функционирования муниципальных систем стратегического планирования. Предложен подход, позволяющий прогнозировать как риски, так и устойчивость будущих систем стратегирования.


17.
Региональные удорожания: методика и эмпирические оценки

С. А. Суспицын
ИЭОПП СО РАН
susp@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: регион, экономика, региональная политика, межрегиональные сравнения, региональные удорожания
Страницы: 289-298

Аннотация >>
Предложена методика оценки региональных удорожаний в многорегиональной социально-экономической системе, опирающаяся на свойства специально подготовленных массивов региональных индикаторов. Эмпирические оценки рассчитаны в разрезе федеральных округов и 30 макрорегионов России. Сформулированы предложения по использованию методики в прогнозных расчетах эволюции пространственной структуры российской экономики.