Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Rambler's Top100

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2004 год, номер 3

1.
Скрижали законов течения Времени, возникновения Мироздания и его устроения (прочтение знаковых записей на жезлах из погребения детей в Сунгири).

Ларичев В.Е.
Институт археологии и этнографии СО РАН
Страницы: 3-11

Аннотация >>
Это – вторая часть публикации, вышедшей в свет ранее в журнале того же названия (см. Гуманитарные науки в Сибири´´. – 2003. – № 3. – С. 3–10). Она посвящена второму жезлу повелевания (b(ton de commandement), обнаруженному О.Н. Бадером в знаменитом погребении детей в Сунгири (радиокарбоновые даты – 27210710 и 26200640 лет от наших дней). В статье осуждается давнее негативное отношение адептов традиционной археологии палеолита к палеоастрономии и палеокалендаристике. Они представляют то и другое как лженауку. Автор детально анализирует скульптурные изображения голов животных, запечатленных на втором жезле Сунгири, и совмещенные с его рукоятью строчки числовых знаковых записей. Он делает общий вывод: оба жезла представляют собой скульптурные воплощения символов мужского и женского Начал и их порождений, тогда как строчки знаковых записей являются астрономико-календарными текстами, позволяющими реконструировать лунные, солнечные и планетарные календари, а также религию астрального характера, мифологию, космогонию и космологию.


2.
Лунно-солнечные календари святилища ґґЗеленоe озерoґґ.

Маточкин Е.П.
Институт археологии и этнографии СО РАН
Страницы: 11-15

Аннотация >>
Статья посвящена новому петроглифическому комплексу, открытому автором на Алтае. Уникальные рисунки, выбитые на скалах, он соотносит с каракольской культурой эпохи бронзы. Автор сосредоточивает свое внимание на разгадке астрономического аспекта композиции. Эта публикация расширяет наши представления как о бытовании серповидных подвесок (лунниц), так и о своеобразии каракольской культуры Алтая и о ее связях с окуневской культурой.


3.
Повесть о видениях пустынножителя Михаила – памятник старообрядческой литературы.

Журавель О.Д.
Институт истории СО РАН, Новосибирск
Страницы: 16-23

Аннотация >>
Анализируя эту повесть, автор приходит к выводу, что, наряду с древними эсхатологическими представлениями, в ней отражены идеологические и догматические проблемы, которые были актуальными в период становления старообрядческих согласий (в конце XVII – начале XVIII века).


4.
О приемах построения текста писателями-старообрядцами.

Гурьянова Н.С.
Институт истории СО РАН, Новосибирск
Страницы: 23-28

Аннотация >>
В статье, на материалах старообрядческого сочинения "Щит веры», написанного в конце XVIII века, показано, что защитники старого обряда, используя традиционные для книжника Древней Руси приемы построения текста, дополнили их новыми и что они не только следовали традициям, но и развивали их в условиях Нового времени.


5.
Источники по истории страннического согласия второй половины XX века в собрании рукописей Института истории СО РАН (соборные постановления и послания руководителей согласия).

Мальцев А.И.
Институт истории СО РАН, Новосибирск
Страницы: 29-34

Аннотация >>
В настоящее время в собрании рукописей ИИ СО РАН сложился представительный фонд материалов по истории старообрядчества. В статье исследуются уникальные источники по истории староверов страннического согласия второй половины XX века. Автор сосредоточивается на наименее изученном периоде истории согласия и анализирует актуальные для странников проблемы вероучения.


6.
Ветхозаветные пророчества в творчестве А.Г. Мурачева.

Зольникова Н.Д.
Институт истории СО РАН, Новосибирск
Страницы: 34-38

Аннотация >>
Автор проводит анализ особенностей народного богословия часовенных XX века, связанных с наследием Ветхого завета, (идеи хилиазма, пророчеств о конце света). Используются материалы творчества А.Г. Мурачева. Его труды довольно полно включены в собрание древнерусских старопечатных книг и рукописей Института истории СО РАН.


7.
Из истории мусульманской книги в Сибири в XIX – начале XX века.

Данилов В.Л.
Омский государственный университет
Страницы: 38-42

Аннотация >>
Автор описывает историю печатания, распространения и чтения мусульманских книг в Сибири в XIX – начале XX века. Он также исследует деятельность, связанную с созданием мусульманских библиотек и цензурой исламской религиозной литературы.


8.
Научная книга в Сибири и на Дальнем Востоке в период первой русской революции.

Эрлих В.А.
ГПНТБ СО РАН, Новосибирск
Страницы: 42-45

Аннотация >>
Эта статья проливает свет на развитие издания научной литературы в Сибири и на Дальнем Востоке во время первой революции в России. В ней также проводится анализ издательской деятельности научных организаций. Основное внимание обращено на тематику трудов, выходивших в тот период.


9.
"Краевой учебник" Сибири: из истории издания учебной литературы для школ Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев (1930–1934 гг.).

Посадсков А.Л.
ГПНТБ СО РАН, Новосибирск
Страницы: 45-49

Аннотация >>
Статья посвящена истории издания учебной и воспитательной литературы в Сибири, в начале 1930-х годов. Автор проводит анализ экспериментальной децентрализации печатания таких публикаций, а также контроля коммунистической партии над этим процессом.


10.
Цена компромисса (к истории взаимоотношений русского и аборигенного населения Сибири. XVII век).

Люцидарская A.A.
Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск
Страницы: 54-57

Аннотация >>
В статье проводится анализ отношений русских с аборигенами Сибири в XVII веке. Автор приходит к выводу, что, благодаря осторожной политике московских властей и лояльному отношению сибирской администрации к традиционному образу жизни коренного населения, культура метрополии не поглотила традиционные верования большинства народов Сибири.


11.
О кошке и собаке в мифоритуальной традиции славянских и финно-угорских народов.

Голубкова О.В.
Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск
Страницы: 57-62

Аннотация >>
Автор исследует мифологические представления о кошке и собаке у различных групп славянских и финно-угорских народов. Она анализирует мнения и рассматривает причины неоднозначного отношения у мужчин и женщин, у славян и финно-угров к этим животным, наделяемым двойственной символикой и различными демонологическими функциями, а также играющими роль проводников души и первой встречи на том свете.


12.
Концептуальные основания сценарного анализа этносоциального развития.

Попков Ю.В., Тюгашев Е.Л.
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
Страницы: 63-66

Аннотация >>
Авторы проводят разъяснение понятия "сценарий" в контексте его различения с понятиями "модель", "тенденция", "вариант развития", "прогноз", "программа". Они показывают, что отправным пунктом сценарного анализа этносоциального развития является систематизация массива базисных архетипов культуры, составляющих в совокупности социокультурный код этносоциальной общности.


13.
Молодежь Северной Шотландии и Юго-Западной Сибири: отношение к месту проживания и миграционные намерения.

Глендиннинг Э., Пак О.В.
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
Абердинский университет, Великобритания
Страницы: 67-72

Аннотация >>
В статье представлен сравнительный анализ миграционных намерений сибирской русской и шотландской молодежи из городской и сельской местности. В этой связи особое внимание уделяется также анализу отношения молодых людей к месту их проживания, окружающему сообществу и эмоционально-психологическому самочувствию. Анализ основан на результатах анкетных опросов и интервью, проводившихся среди молодежи 14–15 лет в Шотландии (1999 г.) и в России (2002 г.).


14.
Межэтнические сообщества Югры в евразийской цивилизации.

Мархинин В.В.
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
Страницы: 73-76

Аннотация >>
На основе анализа исторической и культурологической информации, а также данных исследований социологов, проводимых под руководством автора на протяжении последних 13 лет, в национально-смешанных поселенях Ханты-Мансийского автономного округа, установлено, что межэтнические сообщества Югры являются одним из исторически значимых итогов развития. В статье показано, что евразийское сознание является и поныне основой межэтнических отношений населения Югры.


15.
Межкультурные диалоги в Евразии.

Андерсон Д.Дж.
Абердинский университет, Великобритания
Страницы: 77-81

Аннотация >>
Автор привлекает внимание этносоциологов к значимым темам в этнополитике, возникшим благодаря деятельности коренных народов. С этой целью анализируются некоторые важные работы по данной тематике. В них охвачен круг вопросов от "культурных бесед" Гудмана и Ривьеры до идеи "политики признания" Тэйлора. Дается комментарий наиболее интересных этноэкологических и этнополитических решений в Сибири: от развития охраняемых территорий до неустойчивого союза с ресурсодобывающими отраслями.


16.
Русские в автономиях Сибири: социально демографические характеристики мигрантов

Гончарова Г.С.
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
Страницы: 81-89

Аннотация >>
Автор анализирует изменения численности и социально-демографические характеристики русских мигрантов в Сибири за 1959–1994 гг. Она делает это на первичных материалах микропереписи 1994 гг., используя свою методику. Рассматриваются 4 автономных округа: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий (Западная Сибирь), Таймырский, Эвенкийский (Восточная Сибирь).


17.
К вопросу о генезисе архаичных тюркских пословиц (на примере паремий, связанных с образом коня).

Байжанова Н.Р.
Институт филологии СО РАН, Новосибирск
Страницы: 101-106

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме генезиса пословиц тюркских народов Сибири: алтайцев, тувинцев, шорцев, хакасов и якутов. Анализируя семантику пословиц с образом коня, автор приходит к выводу, что они относятся к архаичному паремиологическому фонду тюрков Сибири.


18.
Хакасские мифы о духах-хозяевах стихий.

Миндибекова В.В.
Институт филологии СО РАН, Новосибирск
Страницы: 106-110

Аннотация >>
В статье рассматривается один из тематических циклов мифов о духах-хозяевах гор, воды м огня. Дается характеристика мифологическим персонажам и их функциональным особенностям. На основе анализа системы образов, мотивов и сюжетов проводится реконструкция мифологических представлений.


19.
О специфике визуальной фиксации исполнения фольклорных произведений (на примере обрядового фольклора народов Сибири).

Сагалаев К.А.
Институт филологии СО РАН, Новосибирск
Страницы: 111-113

Аннотация >>
Статья написана на материалах исследований в Читинской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Рассматривая основные проблемы, связанные с фиксацией исполнения фольклорных произведений, автор приходит к выводу, что съемка несколькими видеокамерами позволяет добиться наибольшей достоверности при записи обрядового фольклора.


20.
Проблемы лингвистической эквивалентности перевода фольклорных текстов.

Лиморенко Ю.В.
Институт филологии СО РАН, Новосибирск
Страницы: 119-121

Аннотация >>
Автор анализирует концепции лингвистической эквивалентности текста оригинала и его иноязычного адеквата, что актуально для теоретического и практического обоснования принципов перевода фольклорных текстов в серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока". В статье освещаются как зарубежные, так и отечественные подходы к достижению эквивалентности текста переводу оригинала, а также дается классификация типов эквивалентности.