В статье дан обзор современных отечественных и зарубежных исследований, выполненных в рамках различных гуманитарных дисциплин, осуществлен анализ роли символов и знаков в мировоззрении переселенцев из европейской части страны в Сибирь. Исследования отечественных ученых проводились с использованием подходов истории, археологии, исторической этнографии, искусствоведения, архитектуры. Объектом изучения выступали преимущественно конкретные аутентичные и заимствованные символы и знаки, включая знаки социального статуса, обережные и магические символы и знаки, символы исторических реалий, архитектурных православных символов, иконографии, включая символы, связанные с православием и утверждением роли государства. Рассмотрены теоретические работы отечественных и зарубежных исследователей в области социологии и психологии. Они могут быть методологической основой для изучения указанных символов и знаков. Специальные теоретико-методологические работы, которые базировались бы на сибирских материалах конца XVI - начала XVIII в., отсутствуют, как и обобщающие исследования, в которых рассматривались закономерности динамики символьно-знаковой сферы миграционного сообщества на примере русских в Сибири.
Е.В. Прищепа
Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, РФ, 655017, г. Абакан, ул. Щетинкина 23 pri-evg@mail.ru
Ключевые слова: Хакасия, хакасы, традиционная культура, жилище, номинация, генезис жилища, ат-иб, поселенческий комплекс Торгажак, Khakassia, Khakass, traditional culture, dwelling, nominations, housing genesis, at-ib, Turgozhak settling complex
Страницы: 13-19
Статья посвящена истории хакасского традиционного жилища ат иб. Автор рассматривает степень изученности данного типа жилища в этнографической науке. Дается подробное описание конструктивных особенностей жилища и их вариаций. Рассмотрены вопросы хронологии, эволюции и бытования ат-иб в материальной культуре хакасов. Автор считает, что происхождение номинации жилища имеет древнюю доктюркскую историю и семантику, отражающую доминирующее культовое место коня в мировоззрении и материальной культуре древнего населения Хакасии. В этнографическое время, в первой половине XVIII - начале XX в., номинация ат-иб стала восприниматься уже ассоциативно, в связи с особенностями традиционного образа жизни хакасов. Изучение конструктивных особенностей данного типа жилища позволяет говорить, по мнению автора, о его конвергенции с жилищем древнего населения карасукской археологической культуры X-IX вв. до н. э. в Хакасии. Вместе с тем генезис ат-иб, особенности его каркасно-столбовой конструкции свидетельствует об автохтонности данного типа жилища.
Потенциал использования нарратива в этнографических исследованиях еще не до конца осмыслен. Вместе с тем, такой источник в полевой этнографической практике можно считать массовым, особенно при изучении этнокультурных групп, в том числе украинских переселенцев. Статья посвящена нарративному анализу впервые публикуемой автобиографии потомка полтавских переселенцев в Сибири Ф.Е. Токаренко в плане раскрытия познавательных возможностей текста относительно содержания концепта «этнокультурная идентичность». Автобиографический текст, созданный в 1980-1990-х гг., не лишен художественной выразительности, отражает способность автора писать о самом себе как об условно независимом персонаже, причем в изложении событий прослеживаются причинно-следственные связи. В нарративе раскрываются трудности переселения, тяготы пути и обстоятельства обустройства на новом месте, атмосфера жизни украинских крестьян-переселенцев с учетом этнокультурной идентичности. Жизнь деда, отца и свою собственную Ф.Е. Токаренко описывает как цепь событий на протяжении нескольких периодов истории нашей страны. В его изложении мы имеем дело не просто с фактографией - в моментах постижения жизни (в форме автобиографии) автор прослеживает взаимосвязь сибирского, регионального самосознания с русской и украинской этнической идентичностью.
Изучение орнаментации женских рукоделий актуально с позиции выявления стратегий сохранения и причин актуализации орнаментальных мотивов в течение ХХ - начала XXI в. Настоящая статья является первой попыткой обзорного исследования орнаментации женских рукоделий русского населения Горного Алтая. Результаты работы позволяют судить о состоянии бытования традиции в течение ХХ в. и перейти в дальнейшем к раскрытию механизмов и стратегий сохранения и актуализации традиционных орнаментальных мотивов женских рукоделий. На основе анализа вещественных источников, хранящихся в музейных фондах, и полевых материалов автора, собранных в разные годы, показано разнообразие орнамента. Рассмотрены распространенные и редко встречающиеся мотивы геометрического, растительного, орнито-, зоо- и антропоморфного орнаментов. Выявлены как утратившие значение, так и устойчивые орнаментальные мотивы (геометрические мотивы, мотивы виноградной лозы, розы, цветочные розетки, изображения петухов и голубей).
Статья посвящена выявлению и анализу традиционного комплекса представлений бурят о коне. Базируясь на этнографических, лингвистических и фольклорных материалах, автор посредством структурно-семиотического метода впервые рассматривает символы, связанные с воззрениями бурят о коне, делает вывод о том, что образ коня был полисемантичен и имел амбивалентность коннотации. В мифологических представлениях бурят подчеркивалась связь данного животного с огненной и солярной стихией. Конь выполнял функции проводника воли мифических персонажей и посредника между мирами. Показано значение символики окраса коня. Кроме того, животное ассоциировалось с мужской фертильностью. Некоторые морфологические признаки коня наделяли магическими свойствами. Отмечено, что в шаманских обрядах и фольклоре с образом коня связывали идею оборотничества шамана, а также обряды жертвоприношения и посвящения.
В статье представлена характеристика образов мыши и крота в традиционном мировоззрении хакасов. Основу исследования составили фольклорно-этнографические материалы, в том числе архивные, впервые вводимые в научный оборот. Проанализирована хакасская лексика, связанная с указанными животными, прослеживается их семантика. Выявлено, что в традиционных воззрениях мышь и крот имели хтоническую природу, поскольку вся их жизнедеятельность тесно связана с землей и подземным пространством. На традиционные представления об этих животных влияние оказали их внешний вид, объемы тела, особенности поведения. Причем образ мыши наделен негативными характеристиками, в отличие от крота, образ которого преимущественно связан с положительной символикой.
Н.Н. Родигина
Институт истории СО РАН, РФ, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8 natrodigina@list.ru
Ключевые слова: религиозно-педагогические журналы, Первая русская революция, образы революции, religious and pedagogical journals, First Russian Revolution, revolution images
Страницы: 46-53
На основе критического дискурсного анализа статей журнала «Божия нива» за 1905-1907 гг. выявлено отношение их авторов к Первой русской революции, выяснено, в каких рубриках и жанрах актуализировалась «революционная» тематика в журнале, с помощью каких риторических приемов, слов-маркеров описывали революцию и в каких контекстах они чаще всего использовались, какие меры «спасения от революции» предлагались в качестве эффективных и на какое последействие читателей они были рассчитаны. Выяснены ключевые сюжеты, актуализировавшие образы революции, ее виновников и жертв, определены задачи, которые издание формулировало перед своими читателями - учителями церковноприходских школ, рассмотрены дискурсивные стратегии журнала, направленные на борьбу с революционными идеями.
Е.В. Плотникова
Иркутский государственный университет, РФ, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 elena-angarsk@yandex.ru
Ключевые слова: Иркутское отделение Сибирского Торгового банка, заемщики, банковская кредитная политика, денежный оборот, капитал, Irkutsk Province, Irkutsk, Irkutsk Branch of Siberian Commercial Bank, borrowers, Bank credit policy, money turnover, capital of entrepreneurs
Страницы: 54-61
В статье дается характеристика и классификация заемщиков Иркутского отделения Сибирского Торгового банка в 1904 - 1907 гг. Анализируется состав заемщиков банка. Исследуется банковская политика в отношении кредитуемых лиц. На основании проведенного анализа отмечается отсутствие четко регламентированной политики Иркутского отделения банка в отношении заемщиков при сохранении тенденции к увеличению кредитного лимита в зависимости от годовых оборотов и товарного обеспечения клиентов. Подчеркивается исключительное отношение кредитного института к сообществу наиболее крупных предпринимателей, обращавшихся в банк за кредитным ресурсом. Делается вывод о преимущественном кредитовании Иркутским отделением банка мелкого и среднего сегмента бизнеса дореволюционной России.
А.П. Килин
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, РФ, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19 alexey.kilin@urfu.ru
Ключевые слова: историография, нэп, частный капитал, торговля, кредит, предпринимательство, экономика, политика, государственное регулирование, historiography, NEP, private capital, trade, way of life, entrepreneurship, economy, politics, state regulation
Страницы: 62-68
В статье анализируется современный этап (1990-2000-е гг.) изучения частного торгового предпринимательства в годы нэпа в СССР. Рассматриваются работы, которые позволяют дать анализ указанной проблемы в политическом, экономическом и социальном аспектах как на макро-, так и на микроуровне. В историографический обзор включены исследования отечественных и зарубежных авторов. Сделан вывод о специфике данного этапа, определены основные направления научного анализа частного торгового предпринимательства. Отмечено, что применение междисциплинарного подхода, обширный круг источников являются надежными ориентирами в дальнейшем изучении нэпа накануне его столетнего юбилея.
Описывается новая экспериментальная методика панорамного бесконтактного определения положения ламинарно-турбулентного перехода в трехмерном пограничном слое. Показано, что данная методика позволяет точно определить положение границ области перехода как при низкой, так и при повышенной степенях турбулентности набегающего потока.