Выполнен анализ практики применения аутсорсинга в сельском хозяйстве. Описаны признаки, отличающие аутсорсинг от других форм кооперирования предприятий. Показана возможность функционирования агропредприятия в качестве аутсорси. Перечислены направления внедрения аутсорсинга в сельское хозяйство с целью повышения его эффективности.
Обоснована необходимость разработки адаптивно-рациональной модели интегрального индекса благосостояния, включающего показатели статистики, социологических и экспертных опросов, для межрегиональных сравнений. Разработаны алгоритм расчета интегрального индекса и перечень количественных показателей. Проведено ранжирование регионов по составляющим благосостояния, что позволит выявить их сильные и слабые стороны и скорректировать социально-экономическую политику в целях повышения уровня и качества жизни населения.
Исследование, проведенное в Барнауле, Омске, Новосибирске и Тюмени, показывает, что выпускники университетов испытывают трудности при трудоустройстве, обусловленные дисбалансом спроса и предложения на региональном рынке труда с негативным «кумулятивным» эффектом. В статье продемонстрирована кристаллизация «кластеров» компетенций, в которых отражаются текущие и перспективные потребности работодателей, дифференцированные по сферам занятости и типам организаций. Указывается на необходимость большей ориентации существующих образовательных программ на запросы различных групп потребителей (работодателей, выпускников вузов и др.).
nmosienko@ngs.ru
Ключевые слова: городская агломерация, предпосылки формирования, условия развития, оценка возможных последствий, агломерационный эффект, механизм управления агломерацией
Страницы: 94-112
Обосновано представление о городской агломерации как сложной социально-экономической системе, формирующейся естественным образом. Сформулированы предпосылки формирования городских агломераций, предложены критерии для их оценивания. Выделены условия, способствующие усилению агломерационных процессов, и факторы, их тормозящие. С использованием результатов экспертного опроса дана сравнительная оценка ожидаемых позитивных эффектов и возможных негативных последствий агломерирования. В частности, показаны возможные негативные моменты, связанные с форсированным созданием агломераций «сверху», для Сибирского региона. Сделан вывод о необходимости ориентации на естественные агломерационные процессы, опирающиеся на развитие межмуниципального сотрудничества.
Показано, что в настоящее время нет методов оценки эффективности мониторинга социально-экономического развития регионов. Предлагается методический подход, который позволит определять эффективность как мониторинга социально-экономического развития, так и процесса сбора статистической информации.
Обосновываются направления экономической интеграции Республики Бурятии и Забайкальского края. Показано экономическое пространство, где за счет интеграции действий власти и бизнес-сообщества Забайкалья существуют возможности преодоления экономической отсталости региона.
Анализируется современное состояние экономики Байкальского региона. Показано отставание макрорегиона от среднероссийского уровня. Обосновывается перспективное развитие топливно-энергетического комплекса региона как приоритетное направление развития его экономики. Дается прогноз уровней энергопотребления и соответствующих им объемов производства энергоресурсов в регионе, которые позволят улучшить структуру топливно-энергетического баланса, показатели социально-экономического развития и увеличить налоговые доходы.
Анализируются тенденции в розничном кредитовании населения банками Сибирского федерального округа в докризисный, кризисный периоды и период восстановления экономики по данным выборки. Выявлено, что в период кризиса половая структура заемщиков значительно изменилась. Рассчитаны оценки вероятности дефолтов заемщиков по признакам пола, возраста, образования, семейного положения. Рассмотрены возможности развития методов оценки кредитного риска заемщиков - физических лиц в соответствии с требованиями соглашения Базель II. Предложена рейтинговая методика оценки платежеспособности физических лиц, позволяющая производить улучшенную классификацию заемщиков и получать более точные оценки кредитного риска.
Обоснованы направления совершенствования механизма государственного управления качеством окружающей среды на федеральном и региональном уровнях. Выявлены узкие места в разработке и реализации экологической политики, предложены пути модернизации механизма экологического регулирования, в том числе финансирования природоохранной деятельности. Показан вклад инновационных принципов развития в решение экологических проблем, проанализирована взаимосвязь инновационных принципов развития и экологизации производства.
Анализируется в динамике состояние экономики Красноярского края за последние пять лет. Показаны тенденции посткризисного развития региона. Рассмотрены факторы, способствующие сохранению за регионом статуса донора федерального бюджета.