Рефлексия наработок по курсу «Основы российской государственности» в контексте ментальной революции
Ю.В. Вострякова
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия julia_april72@mail.ru
Ключевые слова: курс «Основы российской государственности», ментальная революция, мировоззренческие доминанты, рефлексия
Страницы: 143-156
Аннотация
Введение. Появление в образовательных ФГОС новых дисциплин всегда требует к себе повышенного внимания, особенно в контексте происходящей социокультурной динамики российского общества, определяемой как ментальная революция. Процесс изменения мировоззренческих установок сложен и многоаспектен. Новый для высшей школы курс «Основы российской государственности» является одной из стартовых площадок для формирования новой модели мировоззрения, причем это не только общероссийская проблема. Это вопрос вписан в глобальный геополитический процесс и испытывает на себе влияние многих факторов. На основе исследований в результате первого опыта работы с этим курсом возникла социально-философская рефлексия над образом будущего России в ценностном сознании российской молодежи. Методология. В основу рефлексии положены результаты пилотажного опроса студентов, изучающих курс «Основы российской государственности», а также наблюдения, полученные по ходу реализации программы. Обсуждение. В работе определены практические задачи преподавания курса «Основы российской государственности» в контексте ментальной революции. Обозначены проблемы, осознание которых происходит в результате рефлексии над первым опытом работы с новым курсом. По результатам опроса студентов сделан вывод о том, что преподавание этого курса имеет ряд методологических сложностей, но главное: изложение материала не должно превращаться в идеологическую агитацию. Заключение. Образовательный процесс тесно связан с формированием мировоззренческих доминант, коррелирующих с экзистенцией национального самосознания. Исследование подтверждает, что реализация курса «Основы российской государственности» требует убедительных патриотических теоретико-методологических подходов, реализуемых в рамках духовного самоопределения молодого поколения.
DOI: 10.15372/PHE20240310 |