Социально-философский дизайн в рефлексии новых категорий воспитания
З.А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия aksutina_zulfia@mail.ru
Ключевые слова: «категория воспитания», социально-философский дискурс, свойства категорий, функции категорий, систематизация категорий
Страницы: 99-112
Аннотация
Введение. Изучая феномен воспитания, необходимо иметь определенную опору в виде категориального аппарата, формирующегося методологией социально-философской рефлексии. Его истоки берут начало в эпоху Древней Греции, в работах Аристотеля, Платона и Пифагора, также значительный вклад в разработку категорий воспитания внесли работы И. Канта, Г. Ф. Г. Гегеля, Э. Гуссерля и др. Современная социальная философия демонстрирует снижение интереса к этой проблеме. Цель статьи - на основе построения теоретической модели о категориях воспитания обнаружить современные стратегические аспекты социально-философского дискурса. Методология. В ходе исследования использовались социально-философские общетеоретические методы с опорой на фундаментальные свойства категорий (априорность, объективность и универсальность). Обсуждение. На основе анализа словарно-энциклопедической литературы выявлена многозначность понимания феномена воспитания и определены наиболее распространенные позиции в его понимании. Развитие представлений о понятии «категория воспитания» позволяет говорить о том, что это явление выступает в качестве когнитивной единицы, способствующей передаче общего содержания и смыслов воспитательного воздействия на общество и человека с перспективой их дальнейшей конкретизации и детализации. Социальной-философская рефлексия исследования дает возможность решить разнообразные образовательные задачи. Заключение. Проведенный анализ и построение модели современного состояния учения о категориях воспитания показывает неоднозначность понимания понятия «категория воспитания». Базовый, смыслосодержательный конструкт этой категории способствует глубинному пониманию современных проблем воспитания и выработке стратегий воспитательных ориентиров.
DOI: 10.15372/PHE20240307 |