Образовательная политика в современной Монголии: ключевые этапы и тенденции
Н. Хишигдулам1, Ш. Ичинхорлоо1, А.А. Изгарская2
1Монгольский государственный университет образования, Улан-Батор, Монголия khishigdulam@msue.edu.mn 2Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия aizgarskaya@gmail.com
Ключевые слова: образовательная политика, образование в Монголии, цели и содержание образования, заимствование образовательных образцов, монгольская письменность
Страницы: 52-71
Аннотация
Введение. Статья посвящена основным тенденциям развития образовательной политики Монголии в постсоветский период. На основе сравнения трех документов, а именно: «Концепции развития образования в Монгольской народной республике (1991)», «Приложения к Постановлению Великого Хурала Монголии № 36 от 1995 г.», «Постановления Национального собрания 2015 г. № 12 “Государственная политика в области образования” (2014-2024 гг.)», описаны причины изменения тенденций в образовательной политике Монголии, представлены критические оценки результатов реализации ее программ. Методология. В качестве методологического основания использован миросистемный подход (И. Валлерстайн). В миросистемной парадигме проблемы образования, включая процесс распространения образовательных образцов, исследуются, начиная с 1980-х гг. На сегодняшний день эта парадигма широко представлена в области сравнительного образования, критической педагогики, исследований академического и образовательного неравенства. Обсуждение. После распада советского блока Монголия активно встраивается в мировую систему разделения труда и формирует систему образования в соответствии с международными стандартами, что порождает сложные противоречия между внедряемыми новациями и стремлением вернуть традиционную монгольскую культуру как основание национальной идентичности. Анализ документа 1991 г. показал, что первоначально национальное строительство планировалось в русле неотрадиционализма. Однако тяжелые экономические условия и существование опасности китайской интеграции Монголии на уровне внешней периферии не позволили этим политическим идеям реализоваться. В документе 1995 г. возобладала тенденция, ориентирующая монгольское образование на международные стандарты. В результате реформа монгольского образования в следующее десятилетие шла по образцу стран с высоким уровнем доходов и оседлым населением, что не соответствовало реалиям Монголии и вызывало множество проблем и противоречий. В основе документа 2015 г. содержится попытка правительства опереться на инициативу «снизу», поэтому постановление в большей мере ориентировано на интересы местного населения, включая образовательные потребности детей из семей скотоводов. Однако в целом документ имеет ярко выраженный декларативный характер. Заключение. Тенденция заимствования образовательных образцов для развития человеческого капитала, наблюдаемая в образовательной политике Монголии, является вынужденным компромиссом со странами ядра миросистемы. Перекос в сторону международных образцов в области образовательной политики осознается монгольским научным и педагогическим сообществом, ставится вопрос о воспитании человека, имеющего монгольскую идентичность.
DOI: 10.15372/PHE20240304 |