Просветительский потенциал генеалогических исследований как фактор интеграции межэтнических и локальных сообществ
М.А. Абрамова
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия marika24@yandex.ru
Ключевые слова: историко-родословные исследования, генеалогия, историческое сознание, этническое сознание, межэтнические и локальные сообщества
Страницы: 39-51
Аннотация
Введение. Актуализация проведения историко-родословных изысканий рассматривается через призму потребности в духовно-нравственном обогащении современного российского общества и снижении уровня конфликтности. Предполагается, что генеалогические исследования обладают просветительским потенциалом, обусловливающим формирование исторического сознания личности, что может стать предпосылкой для интеграционных процессов в локальных и межэтнических сообществах. Методология. Рассмотрение актуализации проведения историко-культурных исследований опирается на различные интерпретации социального взаимодействия: опредмечивающие сущностные силы человека (К. Маркс, Ф. Энгельс); образующие совокупности представлений, обеспечивающих память мира (А. Моль); организующие универсум, включающий представления людей, ценности, нормы, взаимодействие и взаимоотношения (П. Сорокин), а также «Я-концепцию» Д. Тэйлора, концепции этапов формирования «исторического сознания» Е. И. Федоринова. Обсуждение. Проводя анализ востребованности терминов «этническое сознание», «генеалогическая культура», «историческое сознание», автор приходит к выводу, что в трактовке Е. И. Федоринова последний поглощает все предыдущие. Сопоставление уровней сформированности исторического сознания с этапами, которые проходит родовед в процессе своего профессионального развития, демонстрирует функциональность понятия «историческое сознание» и в некоторой степени позволяет объяснить специфику выбора человеком своей позиции в межличностном и межэтническом взаимодействии. Заключение. Формирование исторического сознания на основе генеалогических материалов важно для систематизации представлений об истории страны через встраивание историко-родословной информации в общий контекст исторических событий. Это становится залогом не только самоидентификации, но и принятия «Другого», что в конечном итоге может оказать позитивное влияние на интеграционные процессы в локальных и межэтнических сообществах.
DOI: 10.15372/PHE20240303 |