На пути к здоровью общества. Часть 5. Взаимосвязь образования с процессами социального прогнозирования
Е.В. Ушакова1, Т.С. Косенко2, И.В. Яковлева2
1Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: социальное предвидение, прогнозирование и планирование, аксиосистема образовательного пространства, деятельность человека, система образования
Страницы: 25-38
Аннотация
Введение. Вопросы социального прогнозирования, как правило, рассматриваются относительно самостоятельно, парциально, вне их связи с образованием населения. Однако успех реализации даже наилучших прогнозов, стратегий и планов зависит в итоге от субъектов образовательной деятельности. С целью осуществить комплексный социально-философский анализ по выявлению взаимосвязи социального прогнозирования с творческой активностью общества и человека применена системно-философская методология. Анализируются общие социальные процессы с позиций холизма и парциализма в областях прогнозирования и планирования российской образовательной системы. Предлагаются ценностно-ориентированные подходы в аспекте формирования новой аксиосистемы российского образовательного пространства. Обсуждение. Раскрывается взаимосвязь социального предвидения (прогнозирования, долгосрочного и краткосрочного планирования, комплексной реализации стратегии, тактики общественных действий) на основе аксиологического базиса общества и фундаментальной роли образования. Обосновано, что достижение социального прогресса и баланса в обществе невозможно без разработки и реализации стратегических программ совершенствования сферы образования. Обсуждается проблема человека как ключевая в разработке и внедрении любой социальной стратегии, поскольку для ее реализации необходимы подготовленные люди. Каждое новое творческое поколение в России традиционно формируется в первую очередь системой образования. Заключение. Вопросы социального прогнозирования следует рассматривать холистически, в неразрывной связи со всеобщей аксиосистемой образовательного пространства. Только расширенные группы теоретиков и практиков как специально подготовленные субъекты способны разработать перспективные идеи, давать социальные прогнозы, реализовывать на практике стратегию и тактику будущей общественной жизни.
DOI: 10.15372/PHE20240302 |