Философское обоснование специфики фундаментального содержания современного образования
Г.И. Петрова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия seminar_2008@mail.ru
Ключевые слова: фундаментальность, наука, образование, социальные изменения, новые формы рациональности, гуманитарная парадигма образования
Страницы: 5-24
Аннотация
Введение. В современности все более заявляет о себе тема, которая в истории философии, науки и образования никогда не получала рефлексии, поскольку фундаментальность знания всегда являла себя априори. Причина состояла во властной силе метафизики, предлагающей образованию видеть истину в основах науки и ее фундаментальной глубине. Сегодня в такой интерпретации фундаментальность как науки, так и образования требует философской актуализации. Цель настоящего исследования - найти релевантное современности содержание фундаментальности образования. Методологический исходный тезис: поскольку образование, имея гуманистическое предназначение, призвано готовить человека не только в профессии, но и культуре в целом, обогащая его жизнесохраняющими ценностями, то оно также априори являет себя в гуманитарной парадигме, что выступает необходимым следствием рефлексивного вывода современной постметафизической философии, отказавшейся от редукций классического рационалистского взгляда. Обсуждение. Фундаментальность образования рассматривается в контексте социокультурного фона эпохи и типа научного мышления. Чтобы выявить специфику современного подхода к определению исходного понятия, осуществляется поиск характеристики фундаментальности на разных исторических этапах. Обосновывается необходимость новых, дополняющих строгую логику классического рацио неклассических форм рациональности (доверительной, коммуникативной, игровой и т. п.), которые помогают аутентично готовить человека к специфике современной жизни. Поэтому фундаментальность сегодня не только характеризуется логической направленностью на основы наук, но и отвечает антропологическим, социокультурным вызовам времени. Поскольку наука и образование перестали быть самоценностью, приобрели свойство товара, а разум получил прагматические характеристики, то фундаментальность характеризует образование еще и в залоге прагматики. Заключение. Переопределение понятия и содержания фундаментальности науки и образования имеет основанием категорию «образовательное знание». Названная категория состоит в том, что она позволяет увидеть образование в качестве специфического способа бытия человека, генерирующего и развивающего его разум и формирующего его духовно-нравственную сущность.
DOI: 10.15372/PHE20240301 |