Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.97.14.87
    [SESS_TIME] => 1733609181
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => cb3242555c8d0217e65fc4ebbdd348e0
    [UNIQUE_KEY] => 37d5876b7490855e3feadf4474dc8231
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2024 год, номер 3

Философское обоснование специфики фундаментального содержания современного образования

Г.И. Петрова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
seminar_2008@mail.ru
Ключевые слова: фундаментальность, наука, образование, социальные изменения, новые формы рациональности, гуманитарная парадигма образования
Страницы: 5-24

Аннотация

Введение. В современности все более заявляет о себе тема, которая в истории философии, науки и образования никогда не получала рефлексии, поскольку фундаментальность знания всегда являла себя априори. Причина состояла во властной силе метафизики, предлагающей образованию видеть истину в основах науки и ее фундаментальной глубине. Сегодня в такой интерпретации фундаментальность как науки, так и образования требует философской актуализации. Цель настоящего исследования - найти релевантное современности содержание фундаментальности образования. Методологический исходный тезис: поскольку образование, имея гуманистическое предназначение, призвано готовить человека не только в профессии, но и культуре в целом, обогащая его жизнесохраняющими ценностями, то оно также априори являет себя в гуманитарной парадигме, что выступает необходимым следствием рефлексивного вывода современной постметафизической философии, отказавшейся от редукций классического рационалистского взгляда. Обсуждение. Фундаментальность образования рассматривается в контексте социокультурного фона эпохи и типа научного мышления. Чтобы выявить специфику современного подхода к определению исходного понятия, осуществляется поиск характеристики фундаментальности на разных исторических этапах. Обосновывается необходимость новых, дополняющих строгую логику классического рацио неклассических форм рациональности (доверительной, коммуникативной, игровой и т. п.), которые помогают аутентично готовить человека к специфике современной жизни. Поэтому фундаментальность сегодня не только характеризуется логической направленностью на основы наук, но и отвечает антропологическим, социокультурным вызовам времени. Поскольку наука и образование перестали быть самоценностью, приобрели свойство товара, а разум получил прагматические характеристики, то фундаментальность характеризует образование еще и в залоге прагматики. Заключение. Переопределение понятия и содержания фундаментальности науки и образования имеет основанием категорию «образовательное знание». Названная категория состоит в том, что она позволяет увидеть образование в качестве специфического способа бытия человека, генерирующего и развивающего его разум и формирующего его духовно-нравственную сущность.

DOI: 10.15372/PHE20240301
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину